Сценарий классного часа "Кубань моя, жемчужина России"
классный час на тему

Сырцева Светлана Николаевна

Классный час  по теме "Кубань, моя, жемчужина России"разработан  для обучающихся начальной школы с целью воспитаня патриотов Кубани на примерах исторических событий, явлений современной жизни края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 16 станицы Балковской

муниципального образования Выселковский район

Сценарий классного часа

«Кубань моя, жемчужина России»

  1. 4 класс

                                                                                         Подготовила                        Сырцева Светлана Николаевна учитель начальных классов   МБОУ СОШ № 16                                                                          станицы Балковской муниципального образования Выселковский район

Краснодарского края

                                                                         

Цель.

Воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий, явлений современной жизни края.

Формирование умения прослеживать  историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Содействие  сплочению детского коллектива.

Оборудование:  символы Краснодарского края,  мультимедийная презентация к уроку,  физическая карта Краснодарского края,  выставка книг «Край казачества и славы»

Подготовительная работа к уроку:         

Класс заранее (по желанию ребят и рекомендациям учителя) разбивается на четыре  группы, и каждая группа работает  над определённой темой,  учитель  проверяет и корректирует выступления учащихся:

1. Историки заранее подбирают исторический материал для  предстоящих сообщений.

2. Журналисты работают с материалами газет и журналов по теме «Урожай – 2015 года»

3. Литераторы  готовят выразительное чтение стихов кубанских поэтов.

4. Географы  готовят сообщения по карте Краснодарского края

Форма проведения классного часа: урок – проект 

Эпиграф

Край наш кубанский 
Прославленный край, 
Крылья всё шире 
В труде расправляй. 
С Родиной вместе 
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!                                                                                        
С. Ольгин

Ход занятия.

Учитель. Дорогие ребята, а  вам когда-нибудь хотелось заглянуть в прошлое? Сейчас мы отправимся в путешествие во времени, по страницам истории. Нам есть, что помнить и ценить, чем гордиться и дорожить

И так, вам слово историкам.

Ученик.  Тысячи лет прошло с тех пор, когда на Кубани и Таманском полуострове стояли меотские городища, по степи вздымалась пыль от копыт коней скифской орды, а на побережье слышался лязг мечей греков  и римских легионов. Никого из этих народов уже нет на земле Кубани, но ничто на земле не исчезает бесследно.                                                            

Ученик.      30 июня 1792 года Екатерина  II особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем(Слайд № 1,2,3,4,5).  Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Лишь скрип телег, запряжённых волами, да конский топот нарушали тишину этих мест. (Слайд № 6, переселение казаков)

Ученик. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, в урочище Карасунский кут, почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты А.В. Суворова (Слайд №  7) построили укрепления, казаки заложили крепость. С неё начинался город  Екатеринодар.  7 декабря 1920 году  был переименован Екатеринодар в Краснодар (слайд №8)

Ученик.

Земля - большой и круглый шар,
На нем есть город - Краснодар,
Где расположена и школа и наш дом,
Где с мамой, папой и друзьями мы живем!
Березки есть, есть ивы, тополя,
Растит их всех кубанская земля!
У нас есть очень интересные места,
Мила мне Краснодара красота!      Шутилов Ф.

Учитель. Сегодня у нас на уроке присутствует почётный гость атаман Балковского  хуторского казачьего общества Кадинец   Игорь Алексеевич. Он расскажет нам об истории возникновения нашей казачье станицы Балковской. (Приложение №2)

Учитель: А какая же она наша земля кубанская?

Ученик.

Кубань- земля такая:
От края и до края,
Омытая морями, 
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины
Как воина седины, 
Как мудрость старины.
Кубань- земля такая:
В ней слава боевая, 
И слава трудовая, 
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.                                                                                                                                     Казачка огневая, 
Красива, молодая,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает-
Полюбишь навсегда!    К. Обойщиков

Учитель. Родину, как и мать  не выбирают. Её получают в наследство. Родной край – место, где мы родились и провели детство. Давайте подумаем, почему  наш край называется Кубань? Слово  группе географов.

Ученик.  Главная река нашего края называется Кубань. Река Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Из маленького горного ручейка Кубань  превращается в широкую и могучую реку. Протяжённость Кубани – 870 километров. Более 700 километров находится на территории  Краснодарского края. В верховье Кубань неглубока. В среднем и нижнем течении глубина её значительна,  берега пологие, даже низкие. У хутора Тиховского  Кубань разделяется на два рукава: Кубань и Протоку. Река Кубань впадает в Азовское море у посёлка Ачуево.

( Показывает реку на карте Краснодарского края, слайд № 9) 

Учитель.  О нашей земле кубанской казаки  рассказывают притчи.

И вот одна из них. (Приложение №1)

Учитель. Почему  на карте часть нашего края на карте закрашена в зелёный цвет, а часть — в коричневый? (Равнинная, предгорная и горная части).  В наше время все степи  распаханы. Лишь изредка встречаются заросли кустарников и небольшие островки леса, которые занимают более низкие места и склоны балок.

Учитель. Что выращивают на наших кубанских полях? (высказывания детей – пшеницу, кукурузу, ячмень, горох…)

Ученик. 9 августа в Краснодаре состоялся праздник, посвященный завершению жатвы зерновых колосовых и зернобобовых культур. На праздник собрались те, кто снова ковал славу Кубани как житницы России. Творцов кубанского каравая тепло приветствовал губернатор края Александр Ткачев.  В этом году кубанцы собрали около 6 млн. тонн зерна (слайд № 10) 

Ученик. 

В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы, как родня
Они Россию кормят хлебом,
А это значит и меня.
И, житель города законный,
Не, первый, не последний раз.
Иду я тропочкой знакомой
На свет хлебов и добрых глаз.
А ветер дух полей разносит,
И пыль, и сладкие дымы…
Пока земля растит колосья,
В бессмертье будем верить мы.            К. Обойщиков.

Ученик.  В нашем районе тоже  прошёл праздник «Урожай – 2015» (слайд № 11). Глава нашего района Сергей Иванович  Фирстков  с гордостью сообщил, что   труженики  нашего  Выселковского района собрали  в этом году 385 тысяч  тонн зерна нового урожая. Это один из лучших результатов в Краснодарском крае.

Учитель. Ребята,    мы с вами живём в казачьей станице. А казаки всегда почитали семейные  традиции. 

 Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в наши семьи. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью. В прошлом учебном году  на уроке кубановедения мы изучали  тему «Моя родословная». Ученик нашего класса Каденец Алексей  заинтересовался этим вопросом. И  решил узнать: «Есть ли среди его предков казаки? Может  ли он считать себя потомком казаков?» Свой научный проект  Лёша  защищал в районе  в рамках краевой научно практической конференции  «ЭВРИКА ЮНИОР», «ЭВРИКА» Малой академии наук учащихся Кубани. Что же  он узнал? (Приложение №3)

Каденец Алексей  (рассказ сопровождается показом презентации)

Ученик.

Ты цвети, моя Кубань,
Становись все краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

Учитель. Ребята сегодня мы прикоснулись  к историческим событиям нашего замечательного края. Поговорили о настоящем.  Дети – это будущее  Кубани, будущее  России!  И очень хочется верить в то, что вы вырастите настоящими, достойными гражданами   нашей Родины!    В праздник принято дарить подарки. Все ваши добрые  дела – это радость для родителей, учителей и  подарок нашему любимому  краю.  Давайте сегодня откроем копилку добрых дел,  изготовим сувениры и подарим  ветеранам.

Работа творческой мастерской.

(Приложение №1)

Притча

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет -превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.

Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными месивами.

Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

(Приложение №2)

После переселения черноморские казаки начали обживать кубанские земли. Более ста семей станицы Курчанской ( ныне Темрюкский район) переселились сюда  в 1887 году и основали хутор Балковский. Название хутора возникло само по себе, так как селились вдоль безводной балки. Вна-чале переселенцы рыли колодцы, глубина их колебалась от трех до десяти метров. Вода оказалась очень вкусной. Степные просторы здесь представляли целину. Три пары быков еле тянулиплуг. Заросли терна чередовались с буйными травами, достигавшими высоты человеческого роста. Раскорчевывали терны для будущего поля, скашивали сорную растительность. Хворост и бурьян сушили и заготавливали на зиму, как основное топливо.

   Шли годы. В 1889 году построили из самана с камышовой крышей школу. В школу ходили только мальчишки, но не из всех семей, а только из тех, кто жил побогаче и мог приобрести теплую одежду, шапку, сапоги. Так что не все парты в школе были заняты. Девочки в школу не ходили, считалось, что учеба их должна проходить у печи, где чугуны да рогачи. Другое школьное здание на несколько классов построили только в 1915 году. До постройки на хуторе первой школы дети обучались грамоте от случая к случаю. Когда зимой на хутор попадал  грамотный человек, то он набирал с десяток мальчиков и в чьей-либо хате занимался с ними. А питался по очереди у родителей своих учеников.                                                                                             Долгое время на хуторе не было ни больницы, ни амбулатории, ни фельдшера. Оспа, скарлатина, дизентерия уносили жизни многих детей, да и взрослых. На хуторе проживало много иногородних, прибывших на Кубань из центральных губерний в поисках работы и хлеба.    В 1915 году хутор был преобразован в станицу Балковскую.

Необыкновенна судьба наших предков, известных и не очень. Жили, Родине служили: защищали от врагов, растили хлеб. Детей воспитывали, внушали, чтобы пуще всего на свете хранили свою честь и доброе имя.

      Много войн пережил наш народ, но самым тяжёлым испытанием стала Великая Отечественная война. А среди бойцов были и совсем юные девчата и хлопцы нашей станицы. Деркач  Агрипина Кононовна

До войны работала учителем начальных классов в нашей школе. Когда началась война, пошла на фронт. Воевала в Северо – Кавказском военном округе, в 68 отдельном батальоне наводчиком, в звании сержанта.  Награждена медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», юбилейными медалями.

Карнаух Алексей Константинович служил на Балтийском и Северном флоте. Начал войну рядовым матросом, окончил старшим матросом.

      Награды: медали «Медаль Нахимова», «За оборону Ленинграда», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией», юбилейные медали. Чернышов Иван Кузьмич   был солдатом разведчиком. Войну начал на Северном Кавказе, дошёл до Германии.

      Награды: орден «Красной звезды», «Орден славы 3 степени», «За боевые заслуги», две медали «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина».

      Отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны комсомольцы нашей станицы, многие погибли смертью храбрых. На нашей российской земле не счесть памятников  её защитникам. Балковская отдала на алтарь победы 130 жителей, в их память был установлен памятник «Скорбящая мать»

 (Приложение №3)

Моя работа связана с составлением родословной. При написании проекта  я занимался  поиском своих предков по линии отца и матери, созданием единого семейного альбома, изучал рассказы и статьи о казачестве. И вот, что я выяснил: прабабушка  и  прадедушка моей бабушки Тани – это мама моей мамы - днепровские  казаки. Их дочь  Муха Ганна вышла  замуж за Матюха Ивана Ивановича, который  вернулся  домой в село Петровское Днепровской области с фронта. Он был военный казак и воевал в отряде Будённого.                                                                                                        

        Дедушка моего дедушки Довгий Иван Константинович  потомственный казак. Он родом из казачьей станицы Журавской.  С началом  Великой Отечественной войны его дети Иван и Григорий в числе первых встали на защиту Родины в ряды  казачьего корпуса. Иван  был ранен и  демобилизован в родную станицу – Журавскую, где и познакомился с моей прабабушкой  Денисенко Марией Андреевной. После войны родился у них сын Василий. Это мой дедушка. Дедушка Вася казак и состоит в Журавском казачьем обществе в чине сотника.

         Мой   папа  тоже казак. Он служит  в кубанском казачьем  войске Выселковского района казачьего общества Кавказского отдела. Два года он являлся  атаманом Балковского хуторского казачьего общества.  Родина папиных предков   Украина. Они потомственные запорожские казаки.  Прапрадед моего папы Кадинец Иван Иванович  с  прапрабабушкой Марией – были  казаками -  заселенцами. Из Украины они переселились   на Кубань в станицу Челбаскую Каневского района. В семье Кадинец Ивана и Марии было трое сыновей: Тимофей, Федор и мой прапрадед Кадинец Михаил Иванович. Прапрадед Михаил воевал в Гражданскую войну. Он – настоящий герой, кавалер двух Георгиевских крестов.

               Я узнал, что история жизни моей семьи тесно связана с историей  казачества и  моего младшего брата  назвали в честь казачьего атамана Захария Чепега. Мои предки  служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я горжусь, что я – потомок  казаков и  тоже хочу посвятить свою жизнь Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Белгородчина - жемчужина России"

Урок математики по теме "Нумерация многозначных чисел" построен с использованием краеведческого материала. Предполагает парную и групповую формы работы....

презентация "Байкал - жемчужина России"

Данная презентация ориентирована на младшего школьника и может использоваться как на уроках окружающего мира, так и на классных часах...

Урок 2 класс Окружающий мир "Озеро, болото, пруд. Байкал- жемчужина России"

Урок окружающего мира 2 класс "Озеро, болото, пруд. Байкал-жемчужина России". По учебнику Поглазовой О.Т....

Мещера- жемчужина России

Внеклассные мероприятия  о прекрасном уголке  нашей Родины - Мещере. Они позволяют расширить знания школьников о природе Мещеры, познать животный и растительный мир, научат бережному отношен...

Викторина "Алтай -жемчужина России"

                                                      ...

"Жемчужина России"

Оздоровление детей в Детском санаторно-оздоровительном  комплексе «Жемчужина России»,Анапа, 2012ТемаОздоровительная смена 2012Сроки реализации апрель-май,2012Участники-учащиеся  2...