Классный час . " Сказок мудрые уроки."
классный час (1, 2, 3 класс) на тему

Cысоева Светлана Геннадьевна
Русские народные сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат отличать добро и зло, показывают выход из сложных ситуаций, учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: « Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazok_mudrye_uroki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час  .

Тема:  Сказок   мудрые  уроки.

Цели:

- Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).

- Учиться находить  мудрые советы и аргументировать свою точку зрения.

 - Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

- Воспитывать интерес к народному творчеству; любовь к родному языку через знание русских народных сказок.   Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

  1. Волшебная сила сказки.

- Мы с вами живём в 21 веке, в веке технического прогресса, информации и высоких технологий. Появилось много новых вещей,  а старые вещи стали пропадать из обихода и забываться. Но в  веках живёт « вещь», которая не постарела, не утратила своей « ценности». Она родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Её сочиняли  народные  мечтали и рассказывали своим родным и друзьям, а те передавали дальше, и шагала она по свету « из уст в уста» - яркая, умная, добрая.

- Как вы думаете, что это такое? ( сказка)

   -   Наша страна многонациональная и сказки у всех разные, но в каждой из них спрятана волшебная сила. А что это за  волшебная сила, вы мне сейчас сами и расскажите, ответив на   вопрос « Чему учат сказки?» (Доброте, мудрости, храбрости, взаимовыручке, дружбе, уважению….).

- Вот в этих слова и есть волшебная сила сказки, которая передается  тому, кто ….

2.    У сказки чистая душа…

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

- Почему автор этих строк говорит, что у сказки чистая душа?

- Почему приходит в час ночной ?

- Поднимите руку, кому в детстве рассказывали сказки. Кому сейчас сказки рассказывают? А кто из вас рассказывает сказки  своим братишкам и сестрёнкам? Нравится им слушать?

- Почему народ называют  творцом? ( Сам сотворил, сочинил.)

- А хитрецом? (Хитро высмеивал недостатки).

- Мудрецом? ( Мудрость присутствует в каждой сказке).

- Какую мечту вложил народ в сказку? ( То о чём мечтал, старался рассказать в сказках).

-Почему сказку сравнивают с золотом? ( Она никогда не  теряет своей ценности ).

- А почему вложил в ларец? ( Элемент старины – ларец, самое надёжное место для хранения самого ценного).

3. В гостях у  русских народных сказок.

- В моём ларце тоже находятся самые любимые сказки, которые сочинил русский народ. Какие это сказки? ( Русские народные сказки).

- Значит, мы побываем в гостях у  русских народных сказок.

- В сказках  происходят чудеса. Какие?  ( Звери и птицы разговаривают, добры молодцы  защищают слабых, побеждают злых героев…).

- Интересно, хорошо ли вы знаете и помните сказки? Сейчас проверим!

4. Мудрые советы сказок.

 - По строчке, по героям из сказки, надо отгадать её, кратко вспомнить  содержание и определить, чему она учит, какой мудрый совет даёт.

  •  1 сказка
  •  « Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…» ( « Колобок»)

 -  Колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца,  потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило. Встречая на своем пути преграды, Колобок пытается хитростью их избежать. Но в последний момент Колобок так уверился в своей ловкости и расхвастался этим перед лисой, что и сам оказался пойманным на хитрость. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость.

- Совет: важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым людям, а жить своим умом . Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям .

  • 2 сказка
  • Что за сказка: кошка, внучка,

     Мышь, ещё собака Жучка

      Деду с бабой помогали,

      Корнеплоды собирали? (Репка)

 - Животные, которые не дружат в жизни, помогают вытянуть репку. Эта сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства.
 Совет : стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но и маленькие. Всякое дело нужно доводить до конца.

  • 3 сказка
  • В какой сказке встречаются: яблонька- речка – печка…? ( « Гуси – Лебеди»)


- Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше.

Совет :  если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций, всегда есть выход.  Надо слушаться родителей . Помогай другим  и тогда добро вернется добром.

  • 4 сказка
  • Прибежал волчок- серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

        —Кто в  домике живет?

        — Я, мышка-норушка.

         — Я, лягушка-квакушка.

        — Я, зайчик- побегайчик.

        — Я, лисичка-сестричка.

        — А ты кто?

- У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются, или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.

 Совет : надо держаться всем вместе, а одному быть трудно и делать всё в меру.

  • 5 сказка
  • Петушок, петушок,

            Золотой гребешок,

            Выгляни в окошко —

           Дам тебе горошку.   ( «Кот, лиса и петух» )

- Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.

 Совет: не надо быть легковерным и слишком любопытным. Если с тобой беда – нужно – громко звать на помощь.

  • 6 сказка
  •  Какая птица снесла  деду с бабой золотое яичко? ( «Курочка Ряба»).

-Незамысловатый сюжет сказки "Курочка Ряба" не так прост. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым. Золотое яйцо символизирует смерть, которая пришла к старикам. Поэтому и стараются дед с бабой разбить свою «смерть» и продлить жизнь. Но мышка опережает. Курочка жалеет стариков и дарит им простое яичко - символ жизни. В этой сказке дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Совет: сочувствуй   ближнему, помогай,  чем можешь.

5. Любимые сказки детей.

 - А какие ваши любимые русские народные сказки?

- На кого  из героев сказок вы бы хотели быть похожими? Почему?

- Какие мудрые советы из них  вы для себя взяли ?

6. Итог  и  выводы. 

- Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Русские народные сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат отличать  добро и зло, показывают выход из сложных ситуаций, учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: « Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями.  В  мире сказок добро побеждает зло, каждый получает то, что заслуживает. Читайте сказки! Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости ! Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Хоровод сказок"

Обобщение знаний учащихся по пройденным разделам в игровой форме. Цели урока: способствовать развитию логического мышления, совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к чтению, к книге; развив...

Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"

Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные  знания  ) и обогащать читательский опыт учеников ....

Классныйчас " Я выбираю жизнь"

Создать условия для формирования привычек здорового образа жизни,негатывноговлияния на организм вредных привычек....

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

классныйчас "Навашино - моя малая родина"

классный час посвящён городу Навашино. В нём отражены история, традиции, известные люди города....