Внеклассное мероприятие. Викторина в рамках литературной гостиной. Уральский сказочник П.П.Бажов.
классный час (4 класс) на тему

Мероприятие можно провести для обучающихся 4 классов. В конспект включены вопросы и задания для детей, дети читают стихи, инсценируют отрывок из произведения П.П.Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uralskiy_skazochnikbazhov.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина в рамках литературной гостиной: «Уральский сказочник— П. П. Бажов».

4 класс МОУ «СОШ№65» г. Магнитогорска

Январь 2016г.

Учитель: Калистратова Т.П.

Цели и задачи:

• расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова;

• развивать речевые умения и творческие способности;

• развивать воображение, мышление, культуру общения;

• воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

• способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Оборудование:

• выставка книг с произведениями П. П. Бажова;

• портрет писателя;

• иллюстрации к произведениям П. П. Бажова на слайдах; компьютер;

• карточки с отрывками из произведений, загадками, тестами;

• предметы: оранжевый платочек, игрушки: кошка Муренка и ящерка, шкатулка, решето, гребешок.

Предварительная подготовка: за месяц до проведения праздника учащимся поручено прочитать сказы П. П. Бажова, нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.

Ход мероприятия:

1 ученик.

Когда говорят о России –

Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века – 
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.
Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных, 
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет,
Над краем, где сосны босые,
Сбегает с заснеженных скал...
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.

2 ученик.

Прославлены умельцы – камнерезы,
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу – 
Уральцев знаменитая семья.
Да славятся седые рудознатцы, -
Пытливый, неуступчивый народ,
Умеющих без карты разобраться
В подземных дебрях каменных пород.
Почет и слава вам, мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар,
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и прославили Урал.

Ведущий

Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.

А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.

Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его именем. 28 января 2016 года ему исполнилось 137 лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

3 ученик.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Ведущий :

И  сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся поближе с его творчеством. Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.

Ведущий:

 В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

 Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

 • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

 • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

        На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

        Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Ребята, а какие сказы вам запомнились?

Дети: 1.«Серебряное копытце».

 2. «Огневушка – Поскакушка».

 3. «Голубая змейка»

 4. «Медной горы Хозяйка».

 5. «Малахитовая шкатулка»

 6. «Каменный цветок»

 7. «Синюшкин колодец»

Ведущий:

 «Широко, далеко пораскинулся

 Богатырь великий – Седой Урал!

 Камни дивные, самоцветные

 В тайне синих гор щедро он собрал!

 То волнами узорчатость дорожки,

 То редкая причудливость куста

 Демидовскую медницу – Гумёшки,

 Прославил этот камень неспроста.

 В нем навсегда застыл зеленый пламень,

 Красив своим рисунком минерал.

 Скажите, как зовется этот камень,

 Во всех краях, прославивший Урал?

Дети: малахит.

Ведущий:  «Угадай героя сказа?»

Козел тот особенный был;

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смлтрит и удивляется …

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.    (Серебряное копытце)

Махонька девчонка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет.   (Огневушка – Поскакушка)

Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса ее чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты красные,

Глаза. Словно изумруды, -

Волшебные, ясные.  (Хозяйка медной горы)

Звучит музыка в зал входит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

 Здравствуйте, дети!  Вы узнали меня? Да, я Хозяйка Медной Горы, хранительница земных богатств Урала. Еще меня зовут Малахитнецей, а кто и каменной девкой кличет. Я очень рада снова видеть вас всех! Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказам П. П. Бажова, всего их 96. В нашем путешествии мы еще раз вспомним, а быть может, даже и встретим, героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори!

Фрагмент из сказа «Медной горы Хозяйка»

Хозяйка - Ну что, Степан Петрович, видал мое приданое?

Степан    - Видал.

Хозяйка   - Так как теперь насчет женитьбы?

Степан  - Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

Хозяйка - Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?

Степан  - Не могу, другой обещался. Не погневайся. Это хорошая девушка, сиротка одна.

Хозяйка - Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за верность вдвое похвалю. Не променял свою Настеньку на каменную девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты. (Протягивает шкатулку). Там женские украшения: серьги, кольца, броши и прочее. Не у всякой даже очень богатой невесты это бывает.

Степан - А как же я наверх подымусь?

Хозяйка  - Об этом не печалься. Все будет устроено. Жить безбедно будешь. Только вот тебе мое третье испытание: обо мне, чур, потом не вспоминай. Ну, прощай, Степан Петрович! (Закрывает лицо руками, плачет)

Степан  - Не плачь, прошу тебя. (Отнимает ее руки от лица)

Хозяйка - Да что мне, каменной, сделается. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти вот слезы-камешки люди дадут. Ступай же. И помни мой наказ.

Степан  - Спасибо тебе за все. Прощай, Медной горы Хозяйка. (Низко кланяется ей). Прощай и прости, если что не так сказал. Не поминай лихом.

 (Звучит русская народная музыка) .

Ведущая:  Я предлагаю Вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать Вам стихи, а Вы должны закончить их и угадать о каком сказе идет речь. Попробуем?

Сделал мастер чудо – Каменный цветок,

 Получил в подарок Хозяйки (перстенёк)

 Ставила Дарёнка во дворе корытце,

 Чтоб олешек маленький мог воды… (напиться)

Тёмной ночью у костра появляется она –

 Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)

Хозяйка Медной горы:

 Молодцы, ребята! А у меня для вас еще одно задание. Несла я свою волшебную шкатулку к Вам, да по дороге уронила, и все сказы из неё как бусины повыпали, да раскатились. Собрала я их, да только не совсем верно. Помогите мне все названия сказов правильно собрать.

Каменный  мастер

Горный  цветок

Синюшкино  копытце

Колодец  огневушка

Малахитовая  змейка

Голубая шкатулка

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками. А теперь мне пора возвращаться. До скорой встречи (уходит, оставив какой-то зеленый мешочек)

Ведущий (замечает забытый Хозяйкой мешочек)

 Ребята, а что это? (Голос Хозяйки: Это вам подарок от меня)

Давайте посмотрим, что там? (открывает мешочек, там конфеты)

Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

 «В который раз склонимся мы над книжкой,

 Впитаем мудрость этих слов.

 Нам не забыть рассказов деда Слышко

 Спасибо, добрый дедушка Бажов».

Ведущий

Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.

- Что вам запомнилось на классном часе? Чтобы вы хотели ещё узнать?

(Ответы детей.)

Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!

Литература для подготовки урока по творчеству П.П. Бажова.

  1. Бажов П.П. “Малахитовая шкатулка”.- М.: Художественная литература, 1990 год;
  2. Борисенко Е. “Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал”, “Сценарии и репертуар””, 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  3. Гуляева Е. “Самородочек”, “Театр читателя”. Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  4. Лучников Г. Драгоценные россыпи. “Сценарии и репертуар”, 2004 год, №1, стр. 17-28;
  5. Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  6. Тихоновская Г. “Уральские сюжеты”. “Молодежная эстрада”. Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

Интернет-ресурсы.

1. http://skazochnikonline.ru/ - сценарии

2. http://vsescenarii.com/viktorina-skazy-bazhova.html - викторины

3. http://www.uchportal.ru – конспекты и презентации

4. http://www.planetaskazok.ru/ - сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями для детей.

5. http://multmir.net/ - мульфильмы

6. http://900igr.net/ презентации, картинки

7. http://ppt4web.ru/literatura/skazy-ppbazhova.html - презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена "Самый любимый сказочник".

В цветущей Дании, где свет увидел я, Берёт мой мир своё начало; На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя… Люблю тебя родных морей волна, Люблю я вас, старинные ...

Уральский сказочник. П.П. Бажов.

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе о П.П. Бажове....

Внеклассное мероприятие, проведенное в рамках фестиваля по реализации программы «Я – липчанин» на тему: «Экологическая азбука»

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.И сегодня мы с вами окунемся в...

Внеклассное мероприятие Викторина «Знатоки сказок» (литературное чтение) 1 класс

Цель и задачи: расширение кругозора детей, развитие образного мышления, формирование учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде....