О дружбе
консультация по теме

Ворошилова Альфия Шамилевна

Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_druzhbe-5-6.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Как правильно дружить

(Беседа  с элементами тренинга)

5 – 6 класс

ЦЕЛЬ: Содействие оптимизации общения младших подростков с окружающими. 

Задачи: 1.  Выяснить взгляды учащихся на дружеские взаимоотношения.

2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

5. Повысить самооценку обучающихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Мяч или игрушка.
  2. Поговорки и пословицы о дружбе.
  3. Кодекс дружбы.
  4. Листы бумаги, ручки или карандаши.
  5. Материалы к упражнению «Что важно для дружбы?»

Беседа рассчитана на 2 урока. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.

  1. ХОД БЕСЕДЫ
  1. Знакомство

Короткий рассказ о целях беседы, о особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.

Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»

Цель: Создание в группе доверительных отношений.

Задачи: 1. Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу.

      3. Повышение самооценки детей.

Инструкция: «В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться».

Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

«Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Дружба» (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

«Дружба» (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

        Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

  • Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

        Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

  1. Упражнение «Мой идеальный друг»

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Инструкция: Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…»

Совместное обсуждение результатов.

  1. Дискуссия по кругу

Вопросы:  - Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

  • А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
  • Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
  • Что может помешать дружбе?

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:

  1. Всё проверяется временем, годами! Если с Вами рядом есть человек, с которым Вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у Вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания, если Вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у Вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
  3. Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если Вы делаете это – то значит, что Вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие. Недоверие – коней дружбы.
  4. Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
  5. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами.
  7. Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: «Как аукнется, так и откликнется». Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Не критиковать друга публично.
  10. Сохранять доверенные тайны.
  11. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  12. Не быть назойливым, не поучать.
  13. Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:  -  Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются?

  • Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
  • Как Вы думаете несоблюдение каких правил  может привести к распаду дружеских отношений?

Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций

  1. Поэт Михаил Светлов (1903 – 1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: «А ты знаешь, который час?»
  • «Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.
  1. Ходжу Насреддина однажды спросили: «Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?»
  • «Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»
  1. Восточного мудреца спросили: «Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?». Он ответил: «Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести».

  1. Упражнение «Что Важно для дружбы?»

Цель: закрепление полученных знаний о дружбе, формирование новых отношений с окружающими людьми

Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.

Инструкция: Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:

  1. Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
  2. Защищать друг друга от обидчиков.
  3. Придумывать вместе интересные игры.
  4. Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
  5. Угощать друг друга сладостями.
  6. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
  7. Уметь уступать друг другу.
  8. Часто ходить друг к другу в гости.
  9. Говорить друг другу всегда только приятные слова.
  10. Уметь делиться новостями.
  11. Помогать друг другу.
  12. Уметь слушать друг друга и понимать.
  13. Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
  14. Не ссориться друг с другом по пустякам.
  15. Искренне радоваться успехам друг друга.

Вопросы:  - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

  • Где человек может найти себе друзей?

 Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

  • Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений

нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

В заключение несколько полезных советов:

  • Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
  • Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
  • Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
  • Стройте своё отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
  • Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
  • Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
  • Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

 И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

- А теперь  давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.

Особенности проведения беседы:

Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.

  1. В конце каждого занятия обязательно проводится обсуждение итогов. Обсуждаются чувства участников группы. Учащиеся говорят о том, что им понравилось или не понравилось, что они узнали нового из беседы, что их удивило или обрадовало, какие вопросы у них остались.
  2. В конце каждого занятия даётся домашние задание. Варианты домашних заданий:
  • Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге.
  • Придумать и написать объявление: «Ищу друга» (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге).
  • Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы.
  • Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?
  1. Занятие всегда начинается с какого либо упражнения для разминки, которая направлена на создание доверительных отношений между участниками беседы. В разминке можно использовать элементы психогимнастики или упражнения.

Примеры упражнений:

  1. Психогимнастика: «Поменяйтесь местами все те…»

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Инструкция: Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: «сейчас поменяются местами все те, у кого…». Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

  1. Игровое упражнение: «Привет!»

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Инструкция: Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать «Привет! Как твои дела?». Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Имыми словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пословицы о дружбе:

  • Дружбу топором не разрубишь
  • Дружба от недружбы близко живёт
  • Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.
  • Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
  • Без друга – сирота, с другом – семьянин
  • Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
  • Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии.
  • Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
  • Не держи сто рублей, держи сто друзей.
  • Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений, которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

  1. Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».
  2. Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»
  3. Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»
  4. Железников В. К. «Чучело»
  5. Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».
  6. Гайдар А. П. «Чук и Гек»
  7. Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Захарова Л. Н. Понимать друг друга – М., 1987 г.
  2. Коблик Е. Г. Первый раз в 5-ый класс – М., 2003 г.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности – М, 1989 г.
  4. Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения – М, 2001 г.
  5. Популярная психология для родителей /под ред. А. А. Бодалёва – М., 1988 г.
  6. Селезнёва Е. В. Я познаю мир. Психология – М., 2002 г.
  7. Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни – М., 1997 г.
  8. Филиппова Ю. В. Общение – Ярославль, 2002 г.
  9. Фопель К. Энергия паузы – М, 2001 г.
  10. Энциклопедия домашнего психолога – М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....