Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"
классный час (2, 3, 4 класс) на тему

Метеленко Наталья Михайловна

Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_i_konspekt.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ

КТД «САД ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА»

1. Общая часть

Предмет

Внеурочное занятие  Класс 3

Тема занятия

Коллективно творческое дело «Сад доброго человека»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное; Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

П. Овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи

Р. Способность выделять и осознавать учащимися того, что усвоено на занятии (новые понятия) уметь ими пользоваться

К. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Формирование правильного представления доброты и милосердия,

доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые поступки

Цель занятия

Формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле

Основные понятия на занятии

Добро и зло, раскаяние, милосердие, справедливость, несчастье, добрые поступки, плохие поступки, беда, доброжелательность, равнодушие.

Средства ИКТ, используемые на занятии

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство),

используемые на занятии.

  Песня «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского;

  Видео-презентация на песню «О доброте» Т. Мухаметшиной;

  «Музыка Добра и Света» из кинофильма «Гостья из будущего»;  рассказ Натальи Волнистой «О кактусах и уходе за ними», притча «Стакан молока»  

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала     

Проверка готовности учащихся к занятию.  

Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь.

Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, самодисциплина, внимание, память и чуткость ваших сердец. Вы готовы? Тогда начнём.

А начнем мы наше занятие с одной удивительной песни.

Прослушивание видео-песни «Доброта».

Создание проблемной ситуации.

-Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

прогнозирование, предвосхищение результата, состав плана и последовательности действий.

Личностные:

формирование моральных норм


     

     

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?

  • В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.

Беседа с классом.

  • Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?(ответы детей).  
  • Верно, о доброте. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты, понять, что без неё жизнь просто немыслима.

Деление на команды.

-  Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединимся в команды. В каждой команде вы должны выбрать капитана. Капитаны подойдут ко мне для того, чтобы определиться с названиями ваших команд. (Дети по очереди подходят к учителю и вытаскивают название команды из ящичка).

Названия команд:

  • «Доброжелатели».
  • «Добропорядочные».
  • «Добросовестные».

«Добросердечные». 

Что, по твоему мнению, обозначают данные слова.

Доброжелательность - желать добра другим людям.

Добропорядочный - достойный одобрения, порядочный.

Добросердечный - обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности.

«В далёкие времена жил мудрый китайский философ Конфуций, который знал очень много о жизни и учил этому других. Однажды один из его учеников сказал: «Если другие подоброму относятся ко мне, я отвечу им добром; если они не проявляют доброты, я направлю их на путь добра». Конфуций ответил: «Так относятся друг к другу настоящие друзья».

В каждом из нас живёт маленькое солнце - это добро.

Добро. Доброта. Какие старые слова!

  Учитель предлагает познакомиться с притчей «Стакан молока». (знакомит подготовленный ученик)

Не века - тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что её в их жизни не хватает...Что же такое доброта? Над этим вопросом задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы, мамы - и мы с вами тоже. Вы, наверное, помните: мы проводили опрос, в котором я просила ответить вас на вопросы: «Что такое доброта?» и «Считаешь ли ты себя добрым человеком

самооценки, развитие  доброжелательности, выделение нравственного содержания поступков.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями и коммуникациями.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи.

  - Давайте сейчас узнаем, что же вы думаете по этому поводу.  (Доброта - это чуткость, отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к животным - братьям нашим меньшим.)

   -А сейчас предлагаю вам найти значение этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Ребята, а вы знаете, что где-то даже растёт сад доброты? Давайте попробуем его найти. На пути нас ждут препятствия, мы постараемся их преодолеть. На чём мы отправимся в наше путешествие? На автобусе? А он нас ждёт? Может быть, на самолёте? Есть у нас самолёт? Тогда пешком? Согласны?

 Мы пойдём через луг, болото, по мосту, по дороге.  Давайте договоримся: когда идём по дороге - топаем ногами; по мосту - стучим по груди; по лугу - трём ладони, а по болоту - руки в замок. Договорились? Пошли: дорога, луг, дорога, болото, дорога, мост, дорога, стоп.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, смысловое чтение, как осмысление цели чтения

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий

Личностные:

Формирование моральных норм самоценки, развитие доброжелательности.


 

Коммуникативные:

планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями и коммуникациями .доброжелательности, развитие ценностных ориентаций обучающихся.

Этап 3. Практикум

Дерево первое «Где спряталось добро»

- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей.)

-Прежде всего - в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!

Добрые сердца - это сады,

Добрые слова - это корни,

Добрые мысли - это цветы,

Добрые дела - плоды.

Хорошо, если человек задумывается, что он несёт людям: мир, радость, теплоту - или же от него веет злобой и равнодушием.                                                                                   Задание: вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро» (Добродушный, добряк, доброжелательный, добропорядочный, добронравный, добросердечный, добрый день, доброго здоровья, добросовестный, добрососедство, доброхот, одобрение, доброволец, добродетель и т.д.)

- А каким ты бываешь чаще всего? Подчеркни нужный ответ, а потом запиши другое слово, обозначающее другое состояние: радостным, злым, спокойным, плачущим, смеющимся, недовольным.

Дерево второе «Пословицы, поговорки, высказывания о доброте»

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Вы знаете их? (Ответы детей.) Мы с вами постараемся сейчас узнать некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл и представить нам готовый результат. Задание понятно? Приступаем. (Звучит музыка, дети работают.)

1группа:   Доброе слово лечит, а злое - калечит.

       Добро творить - себя веселить.

2группа:   Про доброе дело говори смело.

       На добрый привет, добрый ответ.

3группа:   Не одежда красит человека, а добрые дела.

       Спасибо - великое дело.

4группа:   Учись доброму - дурное на ум не пойдёт.

       Жизнь дана на добрые дела.

- Вы уже готовы? Тогда мы вас слушаем. (Выступления детей.) Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Дерево третье «Заразительность доброты и улыбки».

Инсценировка рассказа Натальи Волнистой «О кактусах и уходе за ними»

Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей добротой, словно улыбкой. И к нам в гости пришла Улыбка. Она такая приветливая, ласковая, располагающая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы и вы всегда были с ней дружны. - Сейчас я улыбнусь вам навстречу - всем вместе и каждому отдельно. А вы улыбнитесь мне в ответ, а потом улыбнитесь друг другу.  И нарисуйте самые добрые, самые радостные улыбки на маленьких разноцветных листочках.

Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

оценка, выделение и осознание  обучающимися того, что уже усвоено и что уже нужно усвоить,  составление плана и последовательности действий, прогнозирование, предвосхищение результата, оценка результатов работы.

Личностные:

Формирование моральных норм самооценки, выделение нравственого содержания всех своих поступков, развитие доброжелательности, развитие системы ценностных ориентаций обучающихся

Коммуникативные:

планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями и коммуникациями.


   

- А теперь подарите свои живые и нарисованные улыбки друг другу.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

Дерево четвёртое «Добрые слова»

-  А теперь мы должны поработать, чтобы не осталось плохих слов.

На доске солнышко, на лучах которого записаны «плохие» слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман.

Задание: подберите к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые. (Выполнение задания.)

Воспитанный человек выбросит из своего лексикона все грубые, обидные слова, а добрые, вежливые будет стараться произносить как можно чаще.

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово - что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

  1. Чтобы быть добрым человеком, нужно уметь пользоваться добрыми словами. Копилка добрых слов (соедини стрелками и закрась одинаковым цветом).

2. Работа с таблицей добрых слов. 1-я группа выбирает слова приветствия; 2-я - прощальные слова; 3-я - слова извинения; 4-я - слова благодарности. Останутся слова просьбы.

Учитель: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Доброе слово железные ворота отворяет» - гласят народные пословицы.

Помните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - о мальчике, которому помогло такое простое и вместе с тем такое необыкновенное слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом? Доброе слово, сказанное вовремя, успокаивает, воодушевляет, продлевает жизнь.

Давайте немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - добавить подходящее по смыслу доброе слово.

 Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться: ... («Доброе утро!»)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... («Добрый день!»)

Мальчик вежливый и развитый

встречаясь: ... («Здравствуйте!»)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... («Спасибо!»)

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: ... («Прости, пожалуйста!»)

И во Франции, и в Дании, говорят, прощаясь: ... («До свидания!»)

Всем вам с большой любовью

Желаю... (Крепкого здоровья.)

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру –

        Продляйте добрым словом жизнь людей!

- А желаете ли вы доброго утра своим близким? Не считаете нужным? А вот завтра же начните новый день с пожелания всем окружающим добра и только добра. И никакой ругани, грубых и оскорбительных слов. Ведь не хотите же вы их услышать в свой адрес?

Рефлексия

(итог занятия)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Дерево пятое «Дерево дружбы»

- Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или у злого? А хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в нашем саду «дерево дружбы».

Если мы в классе будем относиться друг к другу грубо, недоброжелательно, не будем проявлять отзывчивость, захочется ли нам приходить в школу учиться? (Ответы детей.)

Ученики читают стихотворение.

Н. Трутнева «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Дерево шестое «Копилка добрых поступков»

(Дерево изображено на плакате, без листьев.)

- Учёные считают, что осознание сделанного добра - это уже награда для человека. Давайте наградим себя, вспомнив наши добрые поступки.

И вырастет новое дерево в нашем саду - дерево добрых поступков. Скажите, какие добрые поступки вы совершили в классе? Запишите их на зелёных листочках. Добрые поступки, которые вы совершили дома, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые совершили в природе, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков. (Дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку.) Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашем лицее.

  • Давайте будем заботиться о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками, а будем наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами.
  • Ребята, как вы думаете, смогли ли мы стать сегодня немножко добрее?
  • Что больше всего запомнилось вам сегодня на занятии?
  • Чему вы научились сегодня?
  • А где нам пригодятся эти знания?

В заключение мне хочется подарить вам замечательную песню.

До свидания!

Когда увидимся снова?

Никто не ответит заранее…

Сказать остается два слова,

И мы говорим: «До свидания!»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Притча «Стакан молока».

Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.

Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.

Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:

- Сколько мне нужно заплатить за молоко?

- Ничего, – женщина с улыбкой на лице ему ответила, – меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.

- Я буду молиться за Вас, – тихо прошептал мальчик.

Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.

Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук.

Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.

Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.

После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему.

Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине.

Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество.

Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристальносмотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.

Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.

Использованная литература

  1. Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1- 5-й класс). - М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2008.
  3. Малютина        И. Интерактивные игры // Воспитание школьника. - №1. - 2005. - С. 53-54.
  4. Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» // Педсовет. - №3. - 2005. - С. 10-13.
  5. Пчельникова Л. Волшебное слово на выручку готово // Воспитание школьника. - №3. - 2005. - С. 27-29.
  6. Сухоносова. О.Н. Классный час «Если добрый ты это хорошо!» // Педсовет. - №5. -2008.-С. 6-8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Страна добра и толерантности»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Страна добра и толерантности»...

Технологическая карта занятия в ГПД: "Человек и труд"

Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...

Технологическая карта занятия в ГПД : "Человек и труд"

Наименование занятия: "Человек и труд"Направление духовно – нравственного развития и воспитания: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.Цель заня...

Технологическая карта урока ИЗО «Образ человека и его характер. Женский образ. Изображение доброго и злого образа» (2 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления со способами изображения художником образа человека, использования средств художественной выразительности для передачи характера в женском образе.Задачи у...

Технологическая карта внеклассного мероприятия: французская мастерская «Жизнь дана на добрые дела»

Системно-деятельностный подход технологии педагогической мастерской  обеспечивает учащимся формирование  и развитие мышления через обучение деятельности: учение адаптироваться внутри определ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...