Организация обучения математике в малокомплектной сельской школе
занимательные факты ( класс) на тему

Никитина Алевтина Ивановна

Малокомплектная школа имеет свои особенности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Уроки проводит один учитель одновременно с двумя классами в одном помещении. Приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с несколькими классами требуют более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация обучения математике в малокомплектной сельской школе.

Никитина А. И., учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного «Брюшлинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

(Китайская мудрость)

Малокомплектная школа имеет свои особенности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Уроки проводит один учитель одновременно с двумя классами в одном помещении. Приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Одновременные занятия с несколькими классами требуют более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

  1. Учитель        вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;
  2. Внимание приходится распределять между двумя классами;
  3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;
  4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.
  5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 10 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеют и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом. Число учащихся небольшое, поэтому у меня есть возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Учащиеся старших классов имеют возможность для оказания помощи младшим.

Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, необходимо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и где необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого педагогического внимания".При планирование урока использую общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, физкультминутки, выполняют задание. На уроках математики: устный счет, работа с геометрическим материалом, работа над задачей и другие.

Содержание учебного материала в каждом классе различно. Поэтому на всех уроках необходимо продумывать учебные ситуации совместной работы учащихся разных классов. Учебные ситуации рассматриваются как способ реализации системно-деятельностного подхода, в которой дети обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные действия, преобразуют его, предлагают свое описание. В учебных ситуациях решаются различные задачи на разных этапах урока: это ситуации совместного целеполагания, планирования деятельности, поиска ответа на вопрос, рефлексивные учебные ситуации и др. В каждой ситуации осуществляется взаимодействие младших и старших школьников. Каждая ситуация способствует формированию универсальных учебных действий, необходимых для овладения учащимися учебной деятельностью.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь основными требованиями:

  1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
  2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;
  3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, разъясняю учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то даю образец работы. Особое внимание уделяю слабым ученикам, по возможности даю им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся готовлю дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания готовлю заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, лишены возможности постоянного контроля процесса выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля ввожу уже к концу первого класса. На уроках математики использую проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач учу детей проверять задачу различными способами. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится оформлять к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.

Список литературы:

1 .Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с. 32—38.

  1. Данилова        Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] // Время и люди: сайт. — Режим доступа. URL: http://vilvolovo.ru/(flaTa обращения: 25.12.2012)
  2. НадюкН.        Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] //

Аргументы        и        факты:        сайт.        Режим        доступа.        —

URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892(flaTa обращения: 23.12.2012)

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"

Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...

Воспитательный план на учебный год для класса-комплекта (2-3 класс) малокомплектной сельской школы.

Воспитательный план предназначен для классных руководителей классов-комплектов сельской школы. Воспитательная работа на учебный год спланирована по т напрвлениям: здоровье, интеллект, общение и досуг,...

Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС

•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...

Проблемы организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Данный материал побуждает к размышлению о сложностях организации внеурочной деятельности...

календарно-тематическое планирование уроков музыки в малокомплектной сельской школе

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-4  классов разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...

Самоуправление в малокомплектной сельской школе.

Выступление на педагогическом совете...