Памятники и памятные знаки г.Ухты
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Колесова София Сергеевна

Классный час: «Памятники и памятные знаки г.Ухта» (для учащихся 4 класса)

 

Цель: развитие познавательного интереса к своей малой Родине, её памятникам и памятным знакам.

Задачи:

1. Способствовать расширению представлений школьников о родном крае.

2. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родному краю.

3. Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

4. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.           

Оборудование: презентация к кл.часу, выполненная учителем, компьютер, проектор.

Использованные ресурсы:

1) Интернет ресурсы: http://www.nbrkomi.ru/page/, https://ru.wikipedia.org/wiki/

2) Фоменко А. Память в металле и камне: Памятники, памятные знаки, мемориальные доски г. Ухты. – Сыктывкар, 2005.

План:

1.     Организация класса. Вступление. Постановка цели.

2.     Основная часть

-Понятие «памятник»

-Что относится к памятникам?

-Памятники и памятные знаки г. Ухты

3.     Подведение итогов. Вывод. Рефлексия.

 

Ход классного часа

 

№ п/п

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация класса. Вступление.

 

- Добрый день, ребята. Прослушайте четверостишие:

Слайд №1.

У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

-О чём эти строки?

 

-Что для вас значит понятие родина?

 

- У каждого человека есть своя родина, свой родной город, край. Наша малая родина это город Ухта.

-А что отличает наш город от других?

-Какие?

 

-Хорошо. Что вы видите на слайде? (слайд №2)

-Правильно, а что их объединяет?

-А знаете ли вы, какие это памятники, их названия, где находятся?

 

 

-Да, всё верно, это самые узнаваемые. Но кроме них в нашем городе есть и другие, мимо которых вы, возможно, проходите каждый день, но не обращаете внимания.

Попробуете их назвать?

-Почему это задание вызвало у вас затруднение?

-Как можно с ним справиться?

-Тогда сформулируйте тему классного часа?

-А только ли памятники? Давайте обратимся ещё раз к слайду №2 и посмотрим внимательно на названия этих объектов.

-Какова же цель нашего занятия?

 

 

 

-Предлагаю вам составить алгоритм действий (прикрепить на доску)

Итак:

1.     Узнать, что такое «памятник», «памятный знак».

2.     Узнать, что относится к памятникам и памятным знакам.

3.     Узнать о памятниках города Ухты.

4.     Сделать вывод.

 

-Слушают учителя.

 

 

 

 

 

-О Родине

 

-Это наша страна, город ,посёлок, край, Республика Коми

 

 

 

 

-Достопримечательности.

 

-Памятники, задания, арки, плиты, памятные знаки.

-Фотографии, на которых изображены памятники.

-Они все находятся в Ухте.

 

-Да, вечный огонь, памятник А.С.Пушкину, В.И.Ленину, памятник «Прометеям севера», в разных частях г. Ухты.

 

 

 

 

 

 

-Затрудняются ответить

-Потому что не знаем.

 

-Узнать.

 

- «Памятники города Ухты»

 

-«Памятники и памятные знаки города Ухты».

 

 

 

-Познакомиться с памятниками и памятными знаками нашего города, узнать больше об истории родного города.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Муниципального

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа №20 с УИОП» г. Ухта

Эбергард София Сергеевна

Классный час: «Памятники и памятные знаки г.Ухта» (для учащихся 4 класса)

Цель: развитие познавательного интереса к своей малой Родине, её памятникам и памятным знакам.

Задачи: 

1. Способствовать расширению представлений школьников о родном крае.

2. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родному краю.

3. Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

4. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.           

Оборудование: презентация к кл.часу, выполненная учителем, компьютер, проектор.

Использованные ресурсы:

1) Интернет ресурсы: http://www.nbrkomi.ru/page/, https://ru.wikipedia.org/wiki/

2) Фоменко А. Память в металле и камне: Памятники, памятные знаки, мемориальные доски г. Ухты. – Сыктывкар, 2005.

План:

  1. Организация класса. Вступление. Постановка цели.
  2. Основная часть

-Понятие «памятник»

-Что относится к памятникам?

-Памятники и памятные знаки г. Ухты

  1. Подведение итогов. Вывод. Рефлексия.

Ход классного часа

№ п/п

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация класса. Вступление.

- Добрый день, ребята. Прослушайте четверостишие:

Слайд №1.

У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

-О чём эти строки?

-Что для вас значит понятие родина?

- У каждого человека есть своя родина, свой родной город, край. Наша малая родина это город Ухта.

-А что отличает наш город от других?

-Какие?

-Хорошо. Что вы видите на слайде? (слайд №2)

-Правильно, а что их объединяет?

-А знаете ли вы, какие это памятники, их названия, где находятся?

-Да, всё верно, это самые узнаваемые. Но кроме них в нашем городе есть и другие, мимо которых вы, возможно, проходите каждый день, но не обращаете внимания.

Попробуете их назвать?

-Почему это задание вызвало у вас затруднение?

-Как можно с ним справиться?

-Тогда сформулируйте тему классного часа?

-А только ли памятники? Давайте обратимся ещё раз к слайду №2 и посмотрим внимательно на названия этих объектов.

-Какова же цель нашего занятия?

-Предлагаю вам составить алгоритм действий (прикрепить на доску)

Итак:

  1. Узнать, что такое «памятник», «памятный знак».
  2. Узнать, что относится к памятникам и памятным знакам.
  3. Узнать о памятниках города Ухты.
  4. Сделать вывод.

-Слушают учителя.

-О Родине

-Это наша страна, город ,посёлок, край, Республика Коми

-Достопримечательности.

-Памятники, задания, арки, плиты, памятные знаки.

-Фотографии, на которых изображены памятники.

-Они все находятся в Ухте.

-Да, вечный огонь, памятник А.С.Пушкину, В.И.Ленину, памятник «Прометеям севера», в разных частях г. Ухты.

-Затрудняются ответить

-Потому что не знаем.

-Узнать.

- «Памятники города Ухты»

-«Памятники и памятные знаки города Ухты».

-Познакомиться с памятниками и памятными знаками нашего города, узнать больше об истории родного города.

2

Основная часть

1 шаг.

-Попробуйте дать определение понятиям «памятник» и «памятный знак»

- Каким образом можете узнать значение этого слова?

-Какой способ сегодня подходит больше?

- Кто желает?

Приглашаются учащийся, который зачитывает определение из словаря Ожегова.

-Предлагаю сравнить с понятием, данным в Википедии, прочитаем её.  (слайд №3)

Па́мятник архитекту́ры (градострои́тельства) — недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».

-Предлагаю вам поработать над сравнением 2-х понятий, найти ключевые слова.

-Мы прочитали 2 определения, составьте своё понятие, что же такое памятник?

-Хорошо, ребята  понятием «памятник» вы справились.

А что же такое по вашему «памятный знак»?

-Прочитайте на слайде определение:

Памятный знак это: "...памятный знак - локальное тематическое произведение с ограниченной сферой восприятия, посвященное увековечению события или лица: стела, обелиск и другие архитектурные формы..."

Источник:ЗАКОН г. Москвы от 13.11.1998 N 30

2 шаг.

-Где можно узнать информацию о том, что относится к памятникам архитектуры и зодчества?

-Как предлагаете работать?

-Какую информацию будете искать на информационном столе?

-Один из пары (договоритесь заранее кто) подойдите к информационному столу, возьмите нужную информацию.

-Что будете делать?

-Сколько времени понадобится вам?

-Молодцы, заполняйте карточку только теми данными, которые вам понятны. А как же проверить правильность выполнения?

-Сделайте вывод. Что относится к памятникам? Слайд №4.

ФИЗМИНУТКА

-Ребята, пора немного отдохнуть. И раз тема нашего классного часа-это памятники, сыграем в «море волнуется раз…».

-Рассказ учителя: Памятник архитектуры - всегда имеет уникальные качества за наличия особых форм объемов, инженерную конструкцию, обработку строительных материалов, декор. Памятники архитектуры распределяют на:

-местного;

-национального значения;

-международного значения;

-А о каких памятниках мы будем говорить?

-Да,  наш разговор пойдёт именно о памятниках местного значения.

3 шаг.

Памятники г. Ухты

-Вначале классного часа на  слайде вы видели и назвали 4 памятника нашего города и испытали затруднение их назвать.

-Какие вопросы у вас возникают? Что хотите узнать?(учитель фиксирует на доске)

-Где же взять информацию о всё этом?

- Может быть, кто-то желает нам рассказать о них?

-Какова ваша задача?

-Слайд №5.

1.Памятник «Вечный огонь».

-Слайд №6.

2. Памятник А.С.Пушкину

-Слайд №7.

3. Памятник В.И.Ленину

-Слайд №8.

4. Памятник «Прометеям Севера»

-Как предлагаете проверить то, что вы запомнили?

ВОПРОСЫ:

1)Когда впервые загорелся вечный огонь в нашем городе? Какие мероприятия проводятся ежегодно в районе памятного знака «Вечный огонь»?

2)Где расположен памятник Пушкину? Как наш город отмечает День рождения поэта?

3) Где расположен памятник В.И.Ленину? В каком году его установили?

4) В честь какой даты установлен памятник «Прометеям Севера» в нашем городе?

ОТВЕТЫ:

1) -9 мая 1980 г. в день 35-ти летия Победы в Великой Отечественной войны.

    -В день начала войны 22 июня, в День Победы 9 мая, вахты памяти.

2) –Возле детского парка.

   -В День рождения 6 июня ежегодно проводятся пушкинские чтения возле памятника поэту.

3) –На Первомайской площади.

    - В апреле 1960 г.

4) –В юбилей города- 60-ти летие Ухты.

 (заполняют карточку №2)

-Как проверите себя?

Вывод:

-Ребята, как вы думаете,

Это все памятники Ухты?

-Действительно, их намного больше. Закончили ли мы работу по этой теме?

-Пытаются сформулировать понятие, затрудняются дать точное определение.

-Посмотреть в Интернете, в словаре, спросить у старших и др.

-Посмотреть в толковом словаре Ожегова.

-ПАМЯТНИК, -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-че-го-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п.П.-обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). * Памятник природы - природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).

-Сравнивают, выделяют главное.

-Памятник-это…сооружения, здания, фигуры и изображения людей, животных в честь какого-либо события, установленные в разных городах.

-Знак, в память о чём-либо.

-Книги, Интернет, энциклопедии, взрослые, учитель, информационный стол.

-В парах

-Что относится к памятникам.

- Читать, заполнять карточку (приложение 1)

-3-5 минут

-По эталону

-Фронтально отвечают.

-Выполняют упражнения.

-Местного.

-Из учебников, интернета и т.д.

-4 учащихся готовили презентацию и рассказ.

-Внимательно слушать и запоминать.

Выступление учащихся.

-Задать вопросы, викторина, тест и др.

-Ключ

-Нет
-Нет, будем в дальнейшем знакомиться с другими достопримечательностями Ухты.

3

Подведение итогов. Рефлексия.

-Подведём итоги:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- Что больше всего запомнилось?

-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На доске круговая диаграмма, разделённая на 3 цвета – Зелёный – очень хорошо трудился, всё понял, могу объяснить товарищу.

Жёлтый – трудился, испытываю затруднения, могу поделиться знаниями.

Красный – испытываю затруднения, плохо понял материал, объяснить другому не смогу.

-Молодцы, ребята. Вижу, что большинство из вас всё поняли и поработали на славу.

-Так память и памятники- это созвучные слова? Как они связаны между собой? Продолжите фразу на листе бумаги, который находится перед вами: «Память и памятник связаны между собой, тем что…»

-Мы достигли цели классного часа?

На следующий классный час попрошу вас найти информацию и фотографии о других памятниках нашего города, для этого объединитесь в пары или группы (учащимся на выбор предлагается список памятных мест города, о которых они должны подготовить небольшую презентацию).

-О памятниках и памятных знаках г. Ухты

-Узнали, что в нашем городе есть много памятников, их историю, создателей, события, связанные с их появлением.

-Перечисляют.

-Да, мы узнали об истории родного города и его памятниках.

Приложение 1.

Текст: Что относится к памятникам?

К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться архитектурные  комплексы, в которые входят: городские центры, кварталы, площади и даже улицы;

сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений; различная архитектура, статуи; триумфальные арки, обелиски; памятный знак, памятная доска;

Технические памятники. Нередко в качестве памятников устанавливают технические устройства, чаще всего — транспорт (паровозы, автомобили, танки, пушки, самолеты и т. д.).

Памятники культурного наследия: памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни), мемориальные квартиры; мавзолеи.

Карточка 1.

К памятникам относится:

1.

6.

2.

7

3.

8.

4.

9.

5.

10.

Карточка 2.

Ответы на вопросы:

1.

2.

3.

4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У каждого листочка, У каждого ручья, Есть главное на свете- Есть родина своя.

Слайд 2

Памятник В.И.Ленину Памятник А.С.Пушкину Памятник прометеям Севера Памятный знак «Вечный огонь»

Слайд 3

«Памятники и памятные знаки г. Ухта» Презентацию подготовила: учитель начальных классов МОУ «СОШ №20 с УИОП» г. Ухты Эбергард София Сергеевна

Слайд 4

Па́мятник архитекту́ры ( градострои́тельства )- Памятник архитектуры (градостроительства) – недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется – употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры»

Слайд 5

Сравните: Из словаря С.Ю.Ожегова ПАМЯТНИК, -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-че- го -н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п.П .-обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). * Памятник природы - природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер). Из Википедии Памятник архитектуры (градостроительства) – недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется – употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры»

Слайд 6

Памятный знак это: "... памятный знак - локальное тематическое произведение с ограниченной сферой восприятия, посвященное увековечению события или лица: стела, обелиск и другие архитектурные формы..." Источник:ЗАКОН г. Москвы от 13.11.1998 N 30

Слайд 7

К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться : архитектурные комплексы сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений; различная архитектура, статуи; триумфальные арки, обелиски; памятный знак, памятная доска; Технические памятники. ( паровозы, автомобили, танки, пушки, самолеты и т. д.). Памятники культурного наследия: ( в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни), мемориальные квартиры; мавзолеи.

Слайд 8

Памятник В.И.Ленину Памятник А.С.Пушкину Памятник прометеям Севера Памятный знак «Вечный огонь»

Слайд 9

Памятный знак ухтинцам , погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Впервые Вечный огонь загорелся в Ухте 9 мая 1980 года, в день, когда страна отмечала 35-летие Победы в Великой Отечественной войне. Строительство памятника началось в 1978 году, окончательно он был достроен в 1984.Памятник изготовлен из нержавеющей стали, основание цоколя – из гранитных плит. Авторы – архитекторы Олег Ни., Анатолий Санин. В 1995 году проведена реконструкция, автор – Александр Фоменко. Открыт памятник 9 мая 1984 года. В одной из плоскостей оставлено письмо-обращение к потомкам, написанное фронтовиками в день 40-летия Победы. http://www.nbrkomi.ru/page/2355 Вечный огонь http://lebedevstvn.livejournal.com/66419.html

Слайд 10

Памятник А.С. Пушкину впервые установили еще не в Ухте, а в поселке Чибью - к столетию со дня смерти поэта в 1937 году. Скульптор - заключенный Ухтпечлага Николай Бруни . Памятник был гипсовый, скоро он разрушился. «Реставрационные работы начались в 1997 году. Художники Владимир Маслов, Александр Тимушев и Виктор Васяхин восстанавливали прежний вид памятника по старым фотографиям». В день двухсотлетия со дня рождения А.С. Пушкина памятник был вновь открыт. Накануне юбилея его установили недалеко от первоначального места, возле Детского парка, вернув поэту историческую «прописку» в Ухте. Постамент и цоколь были облицованы красным гранитом. http://www.nbrkomi.ru/page/2355 Памятник А.С.Пушкину

Слайд 11

Памятник советскому политическому и государственному деятелю В. И. Ленину был установлен на Первомайской площади в апреле 1960 г. Созданием скульптурной композиции занимались известный советский скульптор Михаил Менезер и ухтинские архитекторы Николай Жижимонтов и Павел Мурзин. Скульптура Ленина внутри полая, выполнена из меди толщиной 1,5 см. Постамент изготовлен из кирпича, основание памятника – из бетона, а вся поверхность облицована гранитными плитами толщиной 80 мм. В 2005 году состояние памятника было признано критическим: стяжка проржавела и могла лопнуть в любую минуту, что привело бы к разрушению скульптурной композиции. В ноябре 2007 года закончилась реконструкция памятника, обошлось без демонтажа скульптуры, запаяли трещины. http://www.nbrkomi.ru/page/2355 Памятник В.И.Ленину http://m.progorod11.ru/news/view/141117

Слайд 12

Монументальная скульптура "Прометеям Севера", открыта 14 ноября 2003 года в конце проспекта Ленина при въезде в город. Автор - сыктывкарский скульптор Анатолий Неверов. Высота монумента 8 метров, выполнен в бронзе. Монумент установлен на средства " Севергазпрома ", как подарок Ухте в честь 60-летия города. Скульптурная композиция, представляющая рабочего-газовика, несущего тепло людям, выполнена из бронзы и размещена на гранитном постаменте. http://www.nbrkomi.ru/page/2355 Скульптура «Прометеям Севера» http://cher_knizhny.uhta24.ru/foto/foto.php?id=10

Слайд 13

Вопросы: 1)Когда впервые загорелся вечный огонь в нашем городе? Какие мероприятия проводятся ежегодно в районе памятного знака «Вечный огонь»? 2)Где расположен памятник Пушкину? Как наш город отмечает День рождения поэта? 3) Где расположен памятник В.И.Ленину ? В каком году его установили? 4) В честь какой даты установлен памятник «Прометеям Севера» в нашем городе?

Слайд 14

Ответы: 1) -9 мая 1980 г. в день 35-ти летия Победы в Великой Отечественной войны. -В день начала войны 22 июня, в День Победы 9 мая, вахты памяти. 2) –Возле детского парка. -В День рождения 6 июня ежегодно проводятся пушкинские чтения возле памятника поэту. 3) –На Первомайской площади. - В апреле 1960 г. 4) –В юбилей города- 60-ти летие Ухты.

Слайд 15

Продолжите фразу: «Память и памятник связаны между собой, тем что…»

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Самоанализ классного часа Эбергард С.С.

Тема классного часа  «Памятники и памятные знаки г.Ухты» была выбрана не случайно. Эта тема актуальна, потому, что детям необходимо знать историю родного города, расширять кругозор, воспитывать патриотические чувства и любовь к малой родине.

Цель классного часа: развитие познавательного интереса к своей малой родине. Её памятникам и памятным знакам.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Способствовать расширению представлений школьников о родном крае.

2. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родному краю.

3. Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

4. Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.    

       

Классный час был направлен на формирование следующих УУД

Личностные УУД – это самоопределение, т.е. мотивация, смыслообразование, т.е. определение значимости полученной информации.

Познавательные УУД – это выделение информации, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные УУД – это сотрудничество, работа в парах

Регулятивные УУД – это постановка проблемы, планирование, самоконтроль.

Для реализации поставленных задач были выбраны  формы классного часа: работа   в парах, фронтально и самостоятельно. Форма работы -– это формулирование проблемы и поиск ответа на неё. Структура классного часа соответствует  технологиям системно - деятельностного подхода и критического мышления.

Этапы  классного часа способствовали реализации деятельностного метода. Выбрала парную и фронтальную формы работы для создания ситуации успеха каждого учащегося. Учащиеся работали с текстом, сравнивали понятия, анализировали, обобщали, делали выводы, что способствовалоразвитию критического мышления.

Содержание материала классного часа было представлено наглядным и текстовым материалом.

Этап рефлексии собственной деятельности был запланирован в форме выражения настроения.

Считаю, что классный час соответствует общим воспитательным задачам.

Поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения классного часа были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятные дни войны

Литературно-музыкальная композиция...

Календарь памятных дат

Этот материал будет полезен всем классным руководителям....

«Памятники города, охраняемые ЮНЕСКО» внеклассное мероприятие «Петербург – город - памятник»

Внеклассное мероприятие, посвященное памятникам Санкт - Петербурга, охраняемым ЮНЕСКО....

Презентация "Люди твои, Ухта".

В данной презентации содержится материал для уроков краеведения по теме "Люди твои, Ухта", посвященный 80-летию Ухты....

Презентация "Памятный знак первостроителям в Десногорске"

В презентации представлен материал о Памятном знаке первостроителям в Десногорске, о прототипах скульптурной группы. Материал о Зарипове И.Г.и Лямцевой Н.Т. собран учениками самостоятельно с родителям...

Экскурсия об истории образования города Ухта

В школьном музее прошли экскурсии в 1-4 классах к 90-летию со дня образования города Ухта....