ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
классный час (4 класс) на тему

Бастрыкина Марина Валерьевна

В воспитательной работе учителя начальных классов отводится большой пласт работы по воспитанию грамотного ученика - пешехода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пдд404.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ.

                      ПЕРЕКРЕСТОК.

ЦЕЛИ УРОКА:  - обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения на

                          регулируемом перекрестке;

                       - формировать навык предвидения нестандартных ситуаций на дорогах

                          с целью предупреждения детского травматизма;

                       - дать представление о профессии водителя.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • РС Duron 800

-     ППО 1) OC Windows

  1. Mikrosof Power Point
  • Видеомагнитофон  для демонстрации видео – сюжетов:

№1 «Я – пассажир» (ученики класса в салоне автобуса)

№2 «Профессии нашего города» (машины Нерюнгринского угольного разреза)

№3 «Я – водитель» (виды города  и окрестностей из салона легкового автомобиля)

  • Учебные таблицы «Дорожные ситуации»

-     Аудиозапись, песня из к/ф «Там, где кончается асфальт».

-           Правила для пешехода, пассажира, водителя.

  • Таблички:

 «Я – пешеход»

«Я – пассажир»

«Я – водитель»

 «Метеоусловия»

«Животные»

«Безответственные водители»

«Пешеходы – нарушители»

«Спец. Машины»

«Дети, устраивающие игры вблизи дорог»                                 --  -         Памятка пешехода.                 

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

        -На первый взгляд, ничего страшного на городской улице произойти не может. И все же   каждый знает, что именно здесь нас подстерегает много опасностей.

2. Актуализация знаний.

- Что же такое улица, в нашем понимании?

(двор, тротуар, дорога, проезжая часть, площадь, стройка …)

- Да,  это хорошо знакомые места, где много полезного и интересного, однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

- Какие опасные ситуации нас поджидают?

(после высказываний ребят на доске появляется схема, где опасности сгруппированы)

СЛАЙД №1. (Приложение 1.)

                                    ОПАСНЫЕ      СИТУАЦИИ

                   

                   люди       животные       природные        транспорт

                                                                 явления

     

 - Сегодня на уроке, больше внимания   уделим ситуациям на дороге.

- Что вы знаете из истории возникновения ПДД?

( ответы учеников об Указе Петра 1, о появлении светофора, дорожных знаков)

- Какой участок проезжей части считается самым опасным?

(перекресток)

- Как вы думаете почему?

( Большая часть наездов на пешеходов  случается там, где транспортные и пешеходные пути  пересекаются.  Перекресток -   очень сложный участок дороги. Со всех сторон к перекрестку движутся машины. Да не по одной, а по две, а то и по три машины рядом. Этой нужно пересечь улицу, той – повернуть направо, а этой – налево. Вот тут и разберись, кто должен проехать первым, кто вторым?  Третьим? Да проехать так, чтобы не задеть друг друга и не задержать движение.  Да еще и пешеходам тоже нужно перейти через дорогу.  Вот поэтому, и  необходимо создать такие условия,  чтобы на данном участке дороги не происходило  дорожно-транспортных происшествий,)

- Какие бывают перекрестки?

                                ПЕРЕКРЕСТКИ

                     регулируемые                                  нерегулируемые

- В чем отличия регулируемых и нерегулируемых перекрестков?

(Для упорядочения движения,  на перекрестках имеются светофоры или дежурят регулировщики. Такие перекрестки называются регулируемыми.)

3. Тема, цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые могут произойти на регулируемом перекрестке.

Обобщим знания ПДД на регулируемом перекрестке.

Рассмотрим ситуации, которые могут произойти с нами на регулируемом перекрестке, для того, что бы в трудной ситуации мы могли найти правильное решение и, сохранить свою жизнь и не стать виновником ДТП.

СЛАЙД №2. (Приложение 2)        

         Улица полна неожиданностей. Перекресток.

4. Основная часть урока.

-Ребята, наверное, вы согласитесь с тем, что участниками движения являются Человек и Машина? Но разве человек создал машину для того, что она была причиной несчастий? Конечно же, нет. Но статистика говорит о следующем:

- Чаще всего в мирное время люди гибнут на дорогах и улицах. Ежегодно в нашей стране, в дорожно – транспортных происшествиях, погибает 28 – 30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы.

По материалам газет дается информационная сводка дорожно-транспортных происшествий в городе

- Как вы думаете, почему с каждым годом ситуации на дорогах усложняются?

( увеличивается количество машин, техника становится все более скоростной)

СЛАЙД №3 (Приложение 3)

- Так что же надо сделать для того,  чтобы сохранить свою жизнь и не стать виновником дорожного происшествия? 

- Вот на этот вопрос мы и должны найти ответ.

- Человек выходит на улицу и сразу приобретает статус ПЕШЕХОДА.

 Итак, Я – ПЕШЕХОД.( на доску вывешивается табличка «Я – ПЕШЕХОД»)

- Вспомним основные правила для пешеходов на регулируемом перекрестке. Для этого проведем общее тестирование.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ТЕСТ

СЛАЙДЫ   №4, 5, 6, 7, 8, 9. (Приложение 4)

- В каком месте можно осуществить переход через проезжую часть регулируемого перекрестка? (в месте, обозначенном знаком «пешеходный переход»)

- Кто или что регулирует движение на перекрестке? (светофор, регулировщик)

- Как надо правильно переходить проезжую часть? (только на зеленый сигнал светофора, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть направо)

- Что должен сделать пешеход, если он не успел перейти дорогу, а на светофоре горит предупреждающий – желтый сигнал? (остановиться на разделительной полосе или середине проезжей части дороги)

- - Почему даже при переходе проезжей части дороги, необходимо посмотреть налево, а потом направо?

(могут ехать машины, совершающие поворот)

(Итог: 6 баллов  - отлично)

- Итак, мы вспомнили основные правила для пешехода на регулируемом переходе.

  • переходить проезжую часть только по пешеходному переходу
  • подчиняться сигналам светофора
  • следить за движением транспорта
  • при переходе проезжей части, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть направо
  •  срочно освободить проезжую часть для специализированных машин: пожарной, скорой помощи, аварийной, милиции
  • никогда, ни при каких обстоятельствах  не нарушать ПДД

(правила вывешиваются на доску – Приложение 5)

- Очень часто, пешеход становится пассажиром.

Рассмотрим ситуацию Я – ПАССАЖИР  (вывешивается на доску)

ВИДЕОСЮЖЕТ №1.

- Может ли пассажир повлиять на дорожную обстановку? Каким образом?

(высказывания учеников)

- Итак, самое главное для пассажира

  • Не отвлекать водителя во время движения транспортного средства

(вывешивается на доску – Приложение 6)

                                                

- Мир улицы разнообразен. Ребята,  мысленно, хотя бы на минуту пересядьте с места пассажира за руль транспортного средства. Теперь рассмотрим ситуацию

Я – ВОДИТЕЛЬ (табличка вывешивается на доску)

- Что должен знать и делать  водитель, чтобы не создать аварийную ситуацию на дороге?

  • подчиняться сигналам светофора
  • следить за движением пешеходов
  • следить за движением транспорта
  • нести ответственность за пассажиров
  • следить за техническим состоянием машины
  • быстро реагировать при ЧС

(вывешивается на доску – Приложение 7)

5. Вывод:

   - Вернемся к теме урока.

- Так какие неожиданности поджидают нас на регулируемом перекрестке?

( в ходе рассуждения учеников, на доске появляется схема)

6. Итог урока.

- Вспомните главный вопрос урока?

Что  надо сделать для того,  чтобы сохранить свою жизнь и не стать виновником дорожного происшествия?

- Мы рассмотрели регулируемый переход с точки зрения  ПЕШЕХОДА, ПАССАЖИРА, ВОДИТЕЛЯ.

СЛАЙД №10. (Приложение 8)

                         

                         

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель предлагает учебные таблицы « Дорожные ситуации». После обсуждения, ребята доказывают правильное или неправильное поведение пешеходов, исправляют допущенные ошибки.

(отчет групп)

- Если все участники дорожного движения будут соблюдать ПДД, будут ответственны и уважительны друг к другу, то сократится количество ДТП на улицах.

- Правила дорожного движения  – это строгий закон улиц и дорог, его нельзя нарушать. Этот закон строг к тем, кто его нарушает. А тем, кто знаем ПДД, этот закон, помогает. Он бережет жизнь людей, охраняет от несчастья. Если ты хочешь, чтобы закон улиц и дорог помогал тебе, запомни и всегда соблюдай ПДД.

- Послушайте, что может произойти, если люди не будут соблюдать ПДД.

        

ЕСЛИ БЫ…

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

- На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

-Мне наплевать на красный свет!-

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

-Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза –

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!» -

И, как попало, ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, как хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да… там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина – прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик – постовой,

Висит трехглазый светофор

И знает правила шофер.

                        О.Бедарев.

- И, наверное, можно сказать, что участниками движения являются Человек, Машина и Непредвиденные Ситуации, которые мы с вами должны предусмотреть, оценить и сделать все возможное, чтобы сохранить свою жизнь и не навредить другим участникам движения.

(Учащимся раздается Памятка пешехода – Приложение 9)

7. Домашнее задание.

- Найдите художественные произведения, сказки, в которых герои нарушают правила дорожного движения.

Например:

-  Кто является нарушителем ПДД в отрывке из сказки К.И.Чуковского «Тараканище»»

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот - задом наперед.

Волки – на кобыле,

Львы – в автомобиле.

Зайчики – в трамвайчике.

- Какое правило уличного движения нарушил  Кай,  из сказки     «Снежная королева», за что и был наказан?

8. Пред. профильная подготовка.

-На каких предприятиях города можно встретить профессию водителя? Какую работу они выполняют? Что перевозят?

- Водители являются связующим звеном между всеми предприятиями города, и даже, за его пределами.

ВИДЕО СЮЖЕТ №2.

- Главное предприятие нашего города – Нерюнгринский угольный разрез. В прошлом году мы познакомились с этим предприятием. Увидели где и  как добывают черное золото Якутии. Увидели мощь техники, которая используется при добыче  угля. Труд водителя очень тяжелый.

  - Наверное, многие из вас, уже сейчас задумываются о своей будущей профессии.

В нашей школе ребятам старшей школы предоставляется возможность постигать азы профессии водителя и других. Так ученики 10, 11 классов обучаются в военно–техническом классе, изучают автодело. Такая возможность будет и у вас.

- Да, труд водителя тяжелый. Но у каждой профессии есть свои плюсы. Почему хорошо быть водителем?

ВИДЕО - СЮЖЕТ №3.

Аудиозапись, песня из к/ф  «Там, где кончается асфальт».  

  - Спасибо. На этом урок закончен.

Приложение 1.

                                                                   

Приложение 2.

 

                                                                                

Приложение 3.

                                                                         

Приложение 4. 

                                                                     

                                                                       

 

                                                                         

 

                                               

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

                                

Приложение 9.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам дорожного движения для младших школьников. Тема" Группы дорожных знаков. Запрещающие группы"

Данное занятие разработано для учащихся начальных классов по теме группы дорожных знаков. Поробно дети занкомятся с запрещающими знаками. Занятие в игровой форме....

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...