Классный час "История одного подвига"
классный час (3 класс) на тему

Данная методическая разработка «История одного подвига» посвящена Дню Победы и предназначена для младших школьников для проведения классных часов по тематике ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_odnogo_podviga.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Пробуждение»

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

классного часа  на тему:

«История одного подвига»

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Пробуждение»

Головко Оксана Николаевна

Классный  час  «История одного подвига»

Класс: 3

Учитель: Головко О. Н.

Цель: создать условия для изучения исторического  прошлого своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа,  бережное отношение к пожилым людям. воспитывать  готовность и способность  к  нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; формировать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в группе, умение участвовать в диалоге; терпимо относиться к мнению других

Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.; познакомить с детьми Героями Советского Союза;  познакомить со стихотворениями и песнями о войне, о России.

Развивающие:  развитие умений учащихся: анализа исторических документов, обобщения, коммуникативных навыков речевого взаимодействия.

Оборудование:

  • Клип: слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии
  • Изображения (фотографии) детей-героев СССР: Лёни Голикова, Зины Портновой, Марата Казея, Вали Котика и др.
  • коллаж, рисунки о войне
  • презентация «Подвигу народа жить в веках»
  • аудиозаписи: «Священная война» слова В. Лебедь-Кумача, музыка А.Александрова, песня-клип «Хохлома, волжский плёс,
  • плакат И. Тоидзе «Родина- мать зовет!»,
  • Раздаточный материал: фотографии, картинки о войне

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми:

Класс делится на четыре группы.

  • Первая группа готовит стихи, инсценировки.
  • Вторая группа находила материал о пионерах-героях, которые участвовали в ВОВ. Готовят небольшие рассказы о них.
  • Третья группа готовит рисунки о войне, коллаж о войне.
  • Четвертая группа находит фотографии и материал о своих родственниках, которые участвовали в ВОВ, готовит небольшие рассказы о них.

Содержание классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

2.Актуализация знаний о войне.

3.Тема и цель классного часа.

4.Клип: слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии

5.Инсценировка

6. Работа в группах.

7. Проверка работы в группах.

8. Минута молчания.

9. Итог классного часа.

10. Рефлексия.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное  время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

II. Актуализация знаний о войне.

На доске  слова «Подвигу народа жить в веках»

-Ребята, как вы думаете, к какому празднику можно отнести эти слова? (День Победы) карточка  1945 г.-2015 г.)

- Что вы знаете об этом празднике? (Ответы детей)

9 мая – это особая дата в истории России. В этот день наша страна празднует победу над врагом.  9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет, безмерное мужество и подвиг народа.

-Как вы понимаете, что такое подвиг?

(Это героический поступок человека,  доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.)

-Чем для нас является Великая Отечественная война? (Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

III.Тема и цель классного часа.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

-Предположите тему классного часа. А сейчас проверим ваши предположения (на доске тема «История одного подвига»).

-Зачем надо изучать историю нашей Родины? (Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле!)

Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается этот классный час.

- Кто может назвать дату начала Великой Отечественной войны?

22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз.

IV. Клип: слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии

На нашу Родину обрушились беды и страдания. Все – от мала до велика, встали на её защиту. Летние каникулы вмиг закончились, а начались долгие 4 года борьбы за Победу.
Звучит аудиозапись «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова.
27 июня эта песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Песня так затронула бойцов, что они просили ее исполнить пять раз подряд. Ее пели в партизанских отрядах, в тылу. Эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат. Но и сегодня ее нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты.

Вспомните, какие сражения Великой Отечественной войны вы знаете? (битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Ленинград и др.)

V.Давайте представим кадры военной хроники. Инсценировка

Дети размещаются по всему классу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).

Связист (надевает наушники):
Алло, Юпитер!? Я — Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу — полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!

Летчики над картой:
Пехота — здесь, а танки — тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.

Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.

Участники инсценировки возвращаются на свои места.

Учитель: в войне принимали участие разные рода войск. Свой вклад в Победу внесли летчики.

- Кто еще? (танкисты, артиллеристы, саперы)

В годы войны люди осваивали военные профессии, чтобы приблизить Победу.

Вывод: можно ли сказать, что эти люди: танкисты,  летчики,  артиллеристы, саперы … совершили подвиг? (Да)

VI. Работа в группах. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы:

1)Кто кроме солдат сражался  за нашу Родину? (старики, женщины, дети)

2) Как приближали день Победы старики,  женщины и дети?

VII. Проверка работы в группах.

( 1 группа) Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь земли.

- Как приближали день Победы старики,  женщины и дети?

Вывод: старики и женщины тоже совершили подвиг во имя Победы над фашизмом)

(2 группа)

Что может быть страшнее, чем война?!    
Лишь слезы да страдания несет она.

Любимых разлучает и друзей.
И счастье отбирает у детей.

Не всех детей  успели вывезти в глубокий тыл, жили ребята и в прифронтовой полосе, там  где стреляли пушки, взрывались снаряды.

Иногда напуганные  маленькие дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи.

Чтение (инсценировка)  стихотворения Л. Тасси

« Ой, Мишка, как же страшно мне!»

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Не плачь, не плачь.… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом.… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..

Десятки тысяч детей увезли на каторгу в Германию.

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

Война затронула каждую семью, каждого человека. Вместе с взрослыми сражались на войне и дети. Медаль «За оборону Москвы» получили 20 000 пионеров, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

- А вы знаете, кто такие пионеры?  (Лучшие ученики, активно принимающие участие в разных делах, помогающие взрослым) Только представьте, им было немного больше лет, чем вам.

(3 группа)

Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Учитель: Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они? Четверым ребятам-пионерам было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза.

Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик.

Рассказы детей,  заранее подготовившихся к классному часу. (Приложение 1)

Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

Вывод: дети, участвовавшие в Великой Отечественной войне, сражавшиеся вместе в солдатами Советской армии против общего врага  совершили подвиг, приблизили  Победу.

(4 группа) Дети рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, которые участвовали в войне)

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.

Учитель: Люди, победившие врага… Все меньше остается в живых тех, кто сражался за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, нам предстоит сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 г. в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. А дата 9 мая вошла в историю нашей страны как День Победы.

В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. (МЕТРОНОМ ) 

Творческая работа учащихся

- Я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? - Какие чувства у вас вызывают их подвиги?

Дети читают стихотворения:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то!

Так давайте же вместе,

Все дети Земли,

Дружно руки поднимем!

Мы – против войны!

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Все (хором). Никогда! Никогда! Никогда!

Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Все (хором). Пусть!

Пусть мирные звезды сияют на ней!

Все (хором). Пусть!

Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Все (хором). Пусть! Пусть! Пусть!

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

Учитель: Мы – россияне – составляем один народ-нацию   - российский народ. Это то, что объединяет всех нас  россиян . Любовь к нашему Отечеству , вера в  Россию придает нам силы. И это  позволяет нам быть единым российским народом. И каждый из россиян несёт   личную ответственность за Отечество перед будущими поколениями.

Все дети поют песню «Хохлома»

VIII. Итоги классного часа.

- Как называлась  тема классного часа?

-Что вы узнали нового?

-Что на вас произвело впечатление?

XI. Рефлексия. Дети становятся в круг.

Ответьте на вопрос : «Что я могу сделать для сохранения мира?

Что каждый из нас может сделать для того, чтобы на Земле был мир?»

Литература:

  1. http://nabchelny.ru/veteran/novosti25/2010-03-26/naberezhnye_chelny_v_gody_vov_nam_zaveshchany_pamiat_i_slava
  2. http://kref.ru/infokulturaliteratura/142485/1.html
  3. http://www.tatveteran.ru/news/?id=58

Приложение 1.

Зина Портнова. Работая в немецкой столовой по указанию

подполья ,отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года Зина - разведчик партизанского отряда. В декабре 1943 года по доносу предателя была арестована. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Зина Портнова. Погибла.

Валя Котик. С августа 1943 года действовал в партизанском отряде, был дважды ранен. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. Участвовал в подрыве 6 железнодорожных эшелонов и склада. Погиб.

Марат Казей. Разведчик в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, он сражался до последнего патрона, а когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. Погиб.

Лёня Голиков. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12  мостов, два  склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) . Погиб.

Коробков Вася. Был разведчиком и связным, а впоследствии - подрывником. Партизаны поручили Васе серьезное дело: стать разведчиком в тылу врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Пустил под откос 16 эшелонов с гитлеровскими солдатами и военной техникой, вывел из строя 10 паровозов, уничтожил лично около 400 гитлеровцев. Более двух недель  допрашивали и пытали семью Коробковых, потом  их все расстреляли.

Лара Михеенко.  Ленинградская девочка перед войной находилась в деревне. Захвачена врагами Псковская земля. Героически служит Лара в партизанском отряде. Выполняет задания командира разведки, но попадает в плен к фашистам. Первый раз ей удается бежать. И снова арест, на этот раз последний. Спасая других, девочка осталась одна против врагов – в ее руке спрятана граната…

Люся Герасименко. Люся, которой было тогда 11 лет, активно помогала отцу-подпольщику. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе. Заметив подозрительного человека, она начинала громко петь простую песенку «Баба сеяла горох». Это был сигнал: услышав его, подпольщики либо расходились, либо, накрыв на стол, изображали семейное торжество. Смелость и находчивость не раз выручали Люсю. В октябре 1942 г. была арестована вся семья Герасименко. В конце декабря был повешен отец Люси. Через несколько месяцев пыток мать и дочь погибли.

Этим историям нет конца…  Имена героев нужно свято чтить, испытывая благодарность за безмятежное детство сегодняшних дней.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик.

Володя Дубинин

О нем рассказывали легенды: как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…

Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.

Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.

Леня Голиков.Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со  взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2-х железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую автомашину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей. Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше 13 лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами, сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.

В мае 1944  года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…

Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

Зинаида Портнова.

Ленинградская школьница Зинаида Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала Однажды ее арестовали.

Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватили у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Нина Куковерова.

Свою  войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам.

Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. ЕЕ пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова была посмертно награждена орденом Отечественной войны 1 степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайды для классного часа "Военные подвиги А.Невского"

В презентации используются  слайды для классного часа "Военные подвиги Александра Невского"...

Классный час "Солдатский подвиг я считаю высшим"

Классный час способствовует формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к её защите. Воспитывает у учащихся уважительное отношение к ратным подвигам за...

Классный час, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1 классе на тему "История одного подвига"

Классный час содержит материалы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., доступные ученикам, также имеется презентация....

Классный час "История одного подвига"

Разработка содержит рассказ об истории подвига казахской девушки Маншук Маметовой в годы Великой Отечественной войны...

Классный час Тема: «Подвигу народа жить в веках»

Данный материал предназначен для обучения детей с нарушением слуха.Цель: расширить исторические знания детей. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству....

Проектные работы "История одного подвига"

В 2015 году наша страна отмечала 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. С экрана телевизора нам показывали фильмы, рассказывали о людях, которые ещё живы, демонстрировали кадры кинохроник...