Использование коммуникативных практик в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ниткина Галина Григорьевна

Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если используются:групповые и коллективные формы работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Слайд 1

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении

о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков,  как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения  как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым

к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

 Слайд 2

Актуальность развития коммуникативных универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Всё чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. 

Слайд 3

Освоение современных коммуникативных практик – основа успеха учащихся в будущей жизни и карьере, расширения возможностей их развития.

 Научить детей может только учитель реально и успешно участвующий в творческих проектах,

в совершенстве владеющий коммуникативными практиками.

Задача учителя - помочь ребятам стать самостоятельными, творческими и уверенными

в себе людьми, умеющими общаться, взаимодействовать с людьми.

Слайд 4

     В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся в учении.

Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Слайд 5

Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и

в более широком спектре.  Учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения строится как групповое сотрудничество.

Слайд 6

Основной смысл групповой работы на уроках – в развитии коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации,

понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно –

оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию.

Слайд 7

Во время экскурсии развивается личностно-значимое отношение к познанию

 природы, понимание и  уважение её; определяется место человека в окружающем мире и формируется экологически  целесообразное поведение личности.

Слайд 8

Такие мероприятия не только укрепляют здоровье учащихся и развивают физические качества,

но и формируют чувство коллективизма и взаимопомощи (особенно

 это важно в сборной команде, где спортивные способности у всех разные),

а также воспитывают «здоровый дух соперничества».

Слайд 9

В младшем школьном возрасте игра, наряду с учебой, является ведущей деятельностью.

В игре дети наиболее открыты  для общения, для раскрытия  своих способностей и

 проявления фантазии. Формируется умение оказывать и принимать помощь.

Слайд10

Коллективная работа над проектной задачей и последующая ее защита или презентация, стимулируют учащихся на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения, умение аргументировано отстоять свое мнение.

          Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы

и постепенно учатся  высказывать свое мнение.

Начальная школа – это пока еще не место для «настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, используя выражение Л.С. Выготского, их «зона ближайшего развития».

   О реализации проекта, прошедшего в третьей четверти в начальной школе,  

с использованием коммуникативых практик, расскажет Галина Григорьевна Ниткина.