Рабочая программа факультативного курса «В мире книг»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Трубинова Лариса Геннадьевна

Рабочая программа  факультативного  курса «В мире книг» адресована   ученикам 1- 4 классов. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программы Л.А. Ефросининой в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) и  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_v_mire_knig_trubinova.docx87.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа  факультативного  курса «В мире книг» адресована   ученикам 1- 4 классов МАОУ СОШ  №25. Программа имеет общекультурную направленность, разработана на примере авторской программы Л.А. Ефросининой в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), требованиями Примерной основной образовательной     программы ОУ  и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века».

Актуальность такого курса в 1-4 классе очевидна. Ведь  успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без приобщения детей к чтению. Чтение – ведущий предмет в начальной школе. Если ребенок полюбит читать, подружится с книгой, то он будет успешно осваивать программный материал на всех этапах обучения. К сожалению,  в век развития компьютерной техники  все труднее привить интерес к чтению, научить детей  не только читать, но и  думать, правильно выражать свою мысль. Уметь читать - это означает еще и быть чутким к смыслу и красоте слова. Детям необходимо дать почувствовать, что неумение читать лишает их многих радостей жизни.

           Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель приобщить детей к чтению.

Задачи курса:

  • формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
  • развитие интереса к чтению;
  • расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
  • обучение работе с учебной, художественной и справочной литературой;
  • обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка.

 Данная программа отличается от авторской наличием большего количества часов практической направленности. Программа предназначена для обучающихся 1-4  классов  в возрасте 7-11 лет. Срок реализации программы составляет 4 года.

Формы работы: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, экскурсии,  беседы, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли, конкурсы чтецов.

Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Учащиеся практически знакомятся с библиотеками, их видами и функциями, с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях.

 Методы и приёмы, используемые на занятиях: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.  Предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Широко применяются игровые приёмы, различные формы устной речи.

Виды речевой и читательской деятельности

 Слушание. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений.

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие.Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении  сказок и загадок. Разыгрывание  литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение загадок, историй с литературными героями. Рассказывание  сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками технологии: изготовление книг-малышек, групповые творческие работы («Малые жанры фольклора»)

Режим занятий: в 1 классе на 33 часа в год,  во 2-4 классах  на 34 часа в  год. Всего 135 часов. Занятия с детьми целесообразно проводить 1 раз в неделю по 35мин.  в 1 классе; по 45 мин. во 2- 4 классах.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Обучающиеся научатся

к окончанию 1-го класса:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

к окончанию 2-го класса:

— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности);    

— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

— заполнять каталожную карточку;

— систематизировать книги по авторской принадлежности;

— составлять список прочитанных книг;

— выделять особенности учебной книги;

— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

к окончанию 3-го класса:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты илижурнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

к окончанию 4-го класса:

— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам;

 — различать виды и типы книг;

— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

— пользоваться библиографическим справочником  для получения информации;

— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

—выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;

— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации;

— работать с детскими газетами и журналами.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной еятельности является  творческие проекты, групповые творческие   работы , урок-отчеты, итоговые уроки, праздники, конкурсы стихов. Перечень и сроки  указаны в календарно - тематическом планировании.

Учебно-тематический план

1 класс

п/п

Тема  раздела, занятия

Всего часов

 Количество часов

теоретические

практические

1

Здрав   Здравствуй, книга  

2

1

1

2

   Народная мудрость. Книги-сборники  

3

-

3

3

 Писатели детям  

6

-

6

4

По страницам книг В. Сутеева

3

-

3

5

Народная мудрость. Русские народные сказки

5

-

5

6

Книги русских писателей-сказочников  

3

-

3

7

Сказки зарубежных писателей  

3

-

3

8

Книги о животных  

4

-

4

9

Дети - герои книг  

4

-

4

Итого

33

1

32

2 класс

п/п

Тема  раздела, занятия

Всего часов

 Количество часов

теоретические

практические

1

Здрав   Здравствуй, книга

4

2

2

2

   Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

-

4

3

 Книги о детях

6

-

6

4

Книги о животных

3

-

3

5

Старые добрые сказки

4

-

4

6

Писатели-сказочники

4

-

4

7

Книги о тех, кто подарил нам жизнь 

4

-

4

8

Защитникам Отечества посвящается 

3

-

3

9

По страницам любимых книг

2

-

2

Итого

34

2

32

3 класс

                                         

п/п

Тема  раздела, занятия

Всего часов

 Количество часов

теоретические

практические

1

Здрав   История книги. Библиотеки

4

1

3

2

   По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

1

2

3

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

-

3

4

Книги о родной природе

3

-

3

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

-

3

6

Животные — герои детской литературы

4

-

4

7

Дети — герои книг

3

-

3

8

Книги зарубежных писателей

2

-

2

9

Книги о детях войны

3

-

3

10

Газеты и журналы для детей

3

-

3

11

«Книги, книги, книги…»

2

-

2

Итого

34

2

32

4 класс

п/п

Тема  раздела, занятия

Всего часов

 Количество часов

теоретические

практические

1

СтранСтраницы старины седой

4

-

4

2

 Крупицы народной мудрости

4

-

4

3

Мифы народов мира

2

-

2

4

Русские писатели-сказочники

3

-

3

5

«Книги, книги, книги…» (

4

-

4

6

Книги о детях и для детей

4

-

4

7

Словари, справочники, энциклопедии

3

-

3

8

Родные поэты

3

--

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

-

4

10

Мир книг

3

-

3

Итого

34

-

34

 

                     Содержание программы

1 класс (33 ч)

1. Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам

(работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

2.Народная мудрость. Книги-сборники  (3 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских

книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

3.Писатели детям (6 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким)

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских

писателей на страницах журналов.

4.По страницам книг В. Сутеева(3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структуракниги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структурекниги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

5.Народная мудрость. Русские народные сказки(5 ч)

Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Творческая работа «Сочини сказку».

6.Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах)

7.Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

8.Книги о животных (4 ч)

Книги-сборники о животных.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.

Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

9.Дети — герои книг (4 ч)

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»).

 Конкурс юмористических стихов.

2 класс  (34 ч)

1.Книга, здравствуй (4 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль.

Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

2.Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

3.Книги о детях (6 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.)

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова

«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

4.Книги о животных (3 ч)

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Составление отзыва о прочитанной книге

5.Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.

Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

6.Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

7.Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.

Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

8.Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

9.По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

3 класс (33 ч)

1.История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

2.По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

3.Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

4.Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

5.Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

6.Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

 Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

7.Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

8.Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

9.Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале.

Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

10.Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

11.«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.

Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

4 класс (33 ч)

1.Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

2.Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

3.Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом.Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

4.Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений

(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

5.«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

6.Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

 Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

7.Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

8.Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.  Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

9.Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой  книге.

10.Мир книг (3 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Календарно-тематическое планирование  1 класс

Дата занятия

Тема занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Корректи

ровка

1.Здравствуй, книга - 2 часа

1

Где живут книги?

Знакомство со школьной библиотекой.

экскурсия

1

2

В гости к алфавиту

путешествие

1

        2.Народная мудрость. Книги-сборники - 3 ч

3

Устное народное творчество. Песенки, потешки.

слушание и чтение

1

4

Устное народное творчество. Считалки. Скороговорки

соревнование

1

5

Устное народное творчество. Загадки

творческая работа

1

3.Писатели детям - 6 часов

6

Стихи  о детях.А.Л. Барто

инсценировка

1

7

ПроизведенияК. Чуковского «Телефон», «Путаница»

слушание и чтение

1

8

Весёлый день с С.Я. Маршаком. Сказки, стихи, загадки

конкурс

2

9

Герои книг Е. Чарушина

слушание и чтение

1

10

Произведения детских писателей на страницах журналов "Мурзилка" и "Зёрнышко"

слушание и чтение

1

11

Посвящение в читатели

праздник

1

        4.По страницам книг В. Сутеева - 3 часа

12

В.Сутеев - автор и художник-оформитель.  В.Сутеев "Кто сказал "мяу"?

поисковая работа

1

13

В.Сутеев "Мешок яблок"

слушание и чтение

1

14

По страницам сказок В. Сутеева

игра

1

5.Народная мудрость. Русские народные сказки - 5часов

15

Волшебные  сказки

слушание и чтение

1

16

Бытовые сказки

работа над проектом

1

17

Сказки о животных.  Настольный театр.

инсценирование

1

18

"Расскажу тебе я сказку..."

творческая работа

1

19

"В мире сказок"

викторина

1

6.Книги русских писателей-сказочников - 3 часа

20

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

слушание и чтение

1

21

 Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

инсценирование

1

22

 Творческая работа «Встреча с Буратино»

творческая работа

1

7.Сказки зарубежных писателей - 3 часа

23

Книги сказок Ш. Перро. Ш. Перро "Красная шапочка"

инсценирование

1

24

Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

слушание и чтение

1

25

«Герои сказок в рисунках»

творческая работа

1

8. Книги о животных - 4 часа

        

26

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка»

слушание и чтение

1

27

Составление текста-повествования  по сюжетным картинкам

творческая работа

1

28

Книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных»

самостоятельная работа

1

29

"Мой маленький друг". Составление текста-описания

творческая работа

1

9.Дети - герои книг - 4 часа

30

Е. Пермяк «Первая

рыбка», В. Осеева «Совесть»

слушание и чтение

1

31

Я. Аким «Жадина» , Е. Благинина «Тюлюлюй», С. Михалков  «Фома»

слушание и чтение

1

32

Конкурс детских юмористических стихов

конкурс

1

33

Итоговое занятие в библиотеке.

Чему нас научил «Книгочей?»

викторина

1

Календарно-тематическое планирование  2 класс

Дата занятия

Тема занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Корректи

ровка

1.Здравствуй, книга - 4 часа

1

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс "Пословицы о книге и учении".

беседа

1

2

Художественные книги.  Иллюстрации в книге и их роль.

беседа

1

3

Книгочей - любитель чтения.  Экскурсия в библиотеку .

экскурсия

1

4

Игра  библиотеку "Книжкина больница"

игра

1

2. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники - 4 часа

5

Путешествие по тропинкам фольклора. Пословицы

путешествие

1

6

Загадки. Темы и виды загадок. Игра «Отгадай загадку».

игра

1

7

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

конкурс

1

8

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

проект

1

3. Книги о детях - 6 часов

9

Веселый день с С. Михалковым

конкурс стихов

1

10

Книги-сборники в. Осеевой

слушание и чтение

1

11

В. Драгунский "Денискины рассказы"

слушание и чтение

1

12

Читаем книги-сборники.  Н.Носов "Затейники"

 слушание и чтение

1

13

Живой журнал «Парад героев-сверстников»  

инсценировка

1

14

Викторина по произведениям Н. Носова

викторина

1

4. Книги о животных - 3 часа

15

Сказки о животных Э. Шима и Н. Сладкова

слушание и чтение

1

16

Рассказы о животных В. Бианки и Г.Скребицкого.

слушание и чтение

1

17

Составление отзыва о прочитанной книге

творческая работа

1

4.Старые добрые сказки - 4 часа

18

Библиотечный урок. Книги сказок народов мира.  Выставка книг.

слушание и чтение

1

19

Русская народная сказка «Снегурочка»

инсценировка

1

20

Японская народная сказка «Журушка». Рассказ-описание героев сказки.

творческая работа

1

21

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

слушание и чтение

1

5.Писатели-сказочники - 4 часа

22

Ш. Перро "Кот в сапогах", "Золушка"

слушание и чтение

1

23

Х.К. Андерсен "Гадкий утёнок", "Дюймовочка"

слушание и чтение

1

24

Рассказ-описание любимого героя сказки.

творческая работа

1

25

Викторина  по сказкам зарубежных писателей

викторина

1

6. Книги о тех, кто подарил нам жизнь  - 4 часа

26

 Жанры произведений о семье: стихотворения. пословицы, сказки

слушание и чтение

1

27

Конкурс стихов о маме

 конкурс

1

28

Литературная игра «По страницам учебника и художественных книг»

игра

1

29

 Мини-проект. Рукописная книга "Семья".

 работа над проектом

1

7.  Защитникам Отечества посвящается  - 3 часа

30

Былины и сказы о защитниках Отечества.

слушание и чтение

1

31

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»

инсценирование

1

32

Мини-проект. Рукописная книга  «Защитники Отечества в твоей семье»

работа над проектом

1

8. По страницам любимых книг - 2 часа

33

Презентация любимых книг  

презентация

1

34

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.  Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

творческая работа

1

         

Календарно-тематическое планирование  3 класс

Дата занятия

Тема занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Корректи

ровка

1.История книги. Библиотеки - 4 часа

1

Книги-сборники о былинных героях.

чтение и слушание

1

2

Библия. Детская библия (разные издания).

путешествие

1

3

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров

беседа

1

4

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

экскурсия, игра

1

2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные - 3 часа

5

Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

чтение и слушание

1

6

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».

беседа

1

7

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»

конкурс- кроссворд

1

3.  Книги-сборники. Басни и баснописцы - 3 часа

8

Книги-сборники басен И. Крылова.  Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И.Дмитриев

чтение и слушание

1

9

Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.  Конкурс чтецов.

конкурс

1

10

Инсценирование басен (работа в группах).

инсценирование

1

4.  Книги о родной природе - 3 часа

11

Стихи о родной природе А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова, А.С. Есенина

чтение и слушание

1

12

Составление словаря литературных терминов

творческая работа

1

13

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

работа над проектом

1

4. Книги Л.Н. Толстого для детей - 3 часа

14

Книга «Азбука Л.Н. Толстого»

чтение и слушание

1

15

Л.Н. Толстой. Сборник «Для детей».

Пересказ от первого лица.

чтение, творческая работа

1

16

Проект «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

работа над проектом

1

5. Животные — герои детской литературы - 4 часа

17

Работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

чтение, творческая работа

1

18

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных»

чтение и слушание

1

19

Художники-оформители книг о животных

поисковая работа

1

20

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

творческая работа

1

6.  Дети — герои книг - 3 часа

21

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

чтение и слушание

1

22

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»

чтение и слушание

1

23

Проект «Расскажи о любимом писателе».

работа над проектом

1

7.   Книги зарубежных писателей - 2 часа

24

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах).

поисковая работа

1

25

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди)

чтение и слушание

1

8.  Книги о детях войны - 3 часа

26

Л. Воронкова «Девочка из города». А

чтение, дискуссия

1

27

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном»

чтение, слушание

1

28

Отзыв  о прочитанной книге

творческая работа

9. Газеты и журналы для детей - 3 часа

29

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»;

чтение и слушание

1

30

Детские газеты «Пионерская правда»,

«Читайка», «Шапокляк».

чтение, дискуссия

1

31

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Составление отзывов.

творческая работа

1

32

  Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

работа над проектом

1

10. «Книги, книги, книги…» - 2 часа

33

Книги, их типы и виды.   Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

поисковая работа

1

34

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

игра

1

           

Календарно-тематическое планирование  4 класс

Дата занятия

Тема занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Корректи

ровка

1. Страницы старины седой - 4 часа

1

Былинные богатыри. «Былина о Святогоре»

в стихотворной форме и прозаической форме.

чтение и слушание

1

2

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

чтение и слушание

1

3

Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

чтение, дискуссия

1

4

Экскурсия в типографию

экскурсия

1

2.  Крупицы народной мудрости- 4 часа

5

Героические песни о Родине.

чтение и слушание

1

6

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях.

чтение и слушание

1

7

Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии) Сбор дополнительной информации о героях России, оформление стенда

поисковая работа

1

8

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»

работа над проектом

1

3.   Мифы народов мира - 2 часа

9

Выставка книг. Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

чтение, дискуссия

1

10

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

конкурс

1

4.   Русские писатели-сказочники - 3 часа

11

Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Рассказ - описание "Образы литературных героев"

творческая работа

1

12

Книги со сказками  В. Гаршина.

чтение и слушание

1

13

Проект " Биография писателей-сказочников"

работа над проектом

1

5.  «Книги, книги, книги…» - 4 часа

14

Экскурсия в детскую библиотеку. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

поисковая работа

1

15

Книги-сборники  «Легенды и сказы»

чтение и слушание

1

16

Экскурсия в детскую библиотеку Книги учебные, художественные, научно-популярные,

Справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

поисковая работа

1

17

Проект «Русские баснописцы»

презентация

1

6.  Книги о детях и для детей - 4 часа

18

Дети — герои книг Х.К. Андерсена,  А. Гайдара

чтение, дискуссия

1

19

Фантастика и приключения. А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва

чтение и слушание

1

20

Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты»

конкурс

1

21

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

творческая работа

1

7.   Словари, справочники, энциклопедии - 3 часа

22

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

поисковая работа

1

23

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

поисковая работа

1

24

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках

игра

1

8.    Родные поэты - 3 часа

25

Стихотворения о Родине А.С. Пушкина,

М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.

чтение и слушание

1

26

Конкурс-кроссворд "Родные поэты"

конкурс

27

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

конкурс

1

9.   Писатели о писателях. Очерки и воспоминания - 4 часа

28

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

чтение и слушание

1

29

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»

чтение и слушание

1

30

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

чтение и слушание

1

31

Очерк о своём городе, о своём классе, о любимой

творческая работа

1

10.  Мир книг - 3 часа

32

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

поисковая работа

1

33

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

самостоятельная работа

1

34

Итоговый урок. Чему мы научились  ? Литературная игра «Тайны учебной книги».

Список книг на лето.

игра

1

Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия .
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия .
  3. Мультимедийная энциклопедия.
  4. Большая русская биографическая энциклопедия.
  5. Карточки с играми и заданиями.
  6. Тексты для работы на занятиях.
  7. Лингвистические словари.
  8. Настольный театр.
  9. Кукольный театр.
  10. Компьютер.
  11. Мультимедийный проектор.
  12. Видеотека  и  медиатека.

Литература, использованная при подготовке программы:

  1. Аникин В.Л.Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»-М.,1990г.-156 с.
  2. Архарова Л. И.,Гребенкин Л. К., Демидова С. Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М.: Центр «Педагогической поиск», 2004.-84 с.
  3. Борзова В. А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей», Самара 2001г.- 63 с.
  4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.- 102 с.
  5. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.- 76 с.
  6. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 – 58 с.
  7. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996г.- 123 с.
  8. Господникова М.Г. Проектная деятельность в начальной школе.-Волгоград: Учитель, 2012г. – 48 с.
  9. Дик Н.Ф.Раз - словечко, два- словечко: занимательные игры с буквами и словами в начальной школе. Ростов: Феникс,2008.- 96 с.
  10. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.- 68 с.
  11. Журналы: “Начальная школа”.
  12. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. – 37 с.
  13. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2004.- 54 с.
  14. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.- 74 с.
  15. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.-87 с.
  16. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984. Лагутина Е. В. Чтение. 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. – М.: «Школа»,  2000.-49 с.
  17. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  18. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  19. Подгорная С. Н., Перекатьева О. В. Современные праздники в начальной школе (1-2 классы) Практическое пособие для учителей начальных классов средних школ. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004Рик Т. Г.
  20. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  21. Сборник программ внеурочной деятельности/ 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.

Современные электронные образовательные ресурсы и сайты:

- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008» (000 «Кирилл и Мефодий»: 117296, г. Москва, Ломоносовский пр., д.18, тел.: + 7(495)772-7626 Произведено в России на 000 «Уральский электронный завод».Лицензия ВАФ N 77-15.)

- Познавательные материалы «Мир природы». Авторы программы: Аствацатуров Г.О., Аствацатурова Т.П., Жилина Т.И., Шевченко JI.Е., Шерихова И.Я. (ЗАО «Новый диск» 2006. Все права защищены. Изготовитель: 000«Юрфорт», 121309, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 25/11, к. 5. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ N 77-121 от 28.03.2003г.);

- «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1-4 классы» из серии «Начальная школа» (ООО «Кирилл и Мефодий»: 11731З г. Москва, ул. Кравченко, д. 4, корп. 2, тел.: + 7(495)772-7626 Произведено в России на 000 «Уральский электронный завод»: 620137 Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 9.Лицензия МПТР РФ серия ВАФ N 77-15 от 08.10.2002 г.).

- Открытый класс http://www.openclass

- ПЕДСОВЕТ.ORG  http://pedsovet.org-

- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "В мире книг" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа "В мире книг"

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа "В МИРЕ КНИГ"

Программа направлена на решение следующих задач: – овладение основами самостоятельной читательской деятельности;– воспитание грамотного и заинтересованного читателя;– разв...

Рабочая программа "В мире книг"

Рабочая программа "В мире книг" составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой...

Рабочая программа " В мире книг"

Рабочая программа " В мире книг"...

Рабочая программа "В мире книг"

Рабочая программа кружка "В мире книг" внеурочной деятельности для уч-ся 1-4 классов...