Факторы, влияющие на сохранение психологического благополучия ребенка в семье
методическая разработка на тему

Статья представляет собой методические рекомендации для родителей и учителей с целью раскрытия факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на сохранение психологического благополучия ребенка в семье

Кочешкова Е.А.,

 учитель начальных классов ГБОУ школы № 500,

Россия, Санкт-Петербург

Что мы подразумеваем, когда говорим о психологическом здоровье человека?

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон совсем недавно. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.  Психологически здоровый человек полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающими.

Психологическое здоровье – это гармония между эмоциональными, интеллектуальными, телесными и психическими аспектами. Все это относится к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.

Развитие младшего школьника зависит от многих факторов, самым важным из которых является семья. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Таким образом, одним из условий нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение за ребенком.

Однако родительская любовь может быть разной – от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей, но любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета не всегда совпадают.  

Существуют пять жизненных позиций школьника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.

1. «Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас»

2. «Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклониться».

3. «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе».

4. «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».

5. «Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это».

Рассмотрим эти позиции более подробно.

Первая жизненная позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек,   даже самый маленький, является уникальной личностью, ,которая имеет право на собственное мнение. Искренние человеческие чувства,    доброжелательная обстановка в семье способствуют полноценному развитию личности ребенка.

У радостного, довольного своей жизнью человека формируется достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию.

Вторая жизненная позиция в основном формируется   в тех семьях, где развит культ ребенка. Все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Маленький человечек начинает командовать взрослыми членами семьи. Такая ситуация складывается в семьях, в которых растет единственный долгожданный ребенок.

Дети, растущие в таких семьях, как правило имеют завышенную самооценку. Их поведение не укладывается в общепринятые нормы. Ребята не считаются с окружающими людьми, действуют наперекор требованиям.

Если дети в семье будут испытывать нехватку родительского тепла, то возникает третья жизненная позиция.

 Часто это происходит, когда родители не принимают индивидуальные и возрастные особенности ребенка или (если в семье есть младшие) все внимание уделяется другому.

Дети очень болезненно воспринимают недостаток любви и заботы со стороны родителей. Они становятся тревожными, замкнутыми. Появляется ощущение собственной ненужности. Все это   может сформировать низкую самооценку.

Четвертая жизненная позиция звучит так: «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».  Такая позиция страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что его могут любить, Ребенок становится безразличным ко всем. Потеряв надежду на любовь родителей, дети даже не пытаются привлечь к себе внимание. А когда они вырастают - пытаются как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых, их наставлений.

 В семьях с авторитарным стилем воспитания, когда ребенком постоянно недовольны, возникает пятая позиция. Ребенок считает плохими родителей, но не себя. Он винит родителей в своем одиночестве и часто ведет себя агрессивно, раздражая родителей. семьи, Таким образом, дети пытаются избавиться от переживаний. В душе они хотят сохранить с родителями хорошие отношения. Плохим же поведением дети всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.

Можно сделать вывод, о том, что дети формируют свое отношение к родителям, проявляя его в поступках и высказываниях в зависимости от того, насколько они ощущают свою значимость для них.

К факторам, отрицательно влияющих на психологическое благополучие детей относятся:

• Общение лишенное тепла.

• Редкое общение с отцом.

• Излишняя тревожность родителей по поводу своего ребенка.

• Не полная семья.

• Развод или постоянные конфликты в семье.

• Родительское программирование («Ты должен стать ка…..»)

• Когда ребенок «кумир семьи» и все делается для него и ради него.

• Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

• Повлиять на самого себя.

• Попытаться повлиять на обстоятельства.

Какие же рекомендации дают психологи для сохранения психологического благополучия ребенка в семье?

 Для формирования психологической безопасности и сохранения психологического благополучия ребенка в семье психологи рекомендуют:

- обнимать ребенка несколько раз в день;

- не упускать возможность погулять с ребенком, так как совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой;

- после его возвращения из школы лучше задать вопросы: «Что было интересного в школе?», «Как твои успехи?» и т. п.

- радоваться успехам ребенка, не раздражаться в момент его временных неудач; терпеливо и с интересом слушать рассказы о событиях в его жизни;

- ребенок должен чувствовать, что он любим;

- создать в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Подводя итог, следует отметить, что семья играет решающую роль в сохранении психологического здоровья, социализации и формировании личности школьника.

Благоприятными для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в сохранении психологического здоровья ребёнка, а значит и его развития как личности.

Список литературы:

1. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника.3е изд. М.: Генезис, 2010. 175с.

2. Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть1. Методика проведения. 2011. 64с.

3. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. Ярославль. Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». 2010, 64 с.