Формирование ключевых компетенций младших школьников во внеурочной проектной деятельности и содружестве педагогов, семьи, ребенка
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рогожникова Надежда Фёдоровна

Статья посвящена организации проектной деятельности младших школьников. Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций младших школьников во внеурочной проектной деятельности и содружестве педагогов, семьи, ребенка

Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости.   Кажется, переходить с одной на другую легко и естественно. Поднимаясь по ступенькам с предыдущей  на последующую, человек набирает человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начинает осознавать своё собственное отношение к жизни, чтобы занять и отстаивать определённую позицию. Этот процесс настолько важен для человека, настолько серьёзен и значителен, что его по праву называют вторым рождением – рождением гражданина.

Свою методическую систему я направила на формирование гражданского образования школьников средствами краеведения, через проектно-исследовательскую деятельность на уроке и вне урока.

Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на непродолжительный период времени.  Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

ЦЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

•Формирование ключевых компетенций младших школьников;

•Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся

Проектная  деятельность помогает в решении следующих  задач: формирование ценностно-смысловых  компетенций школьников

  • коммуникативных компетенций
  • Учебно-познавательных  компетенций
  •  Информационных  компетенций

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.        Подготовка.

2.        Организация исследовательской деятельности;

3.        Представление готового продукта

4.        Оценка процессов и результатов работы.

На  1-м этапе -  Подготовка- проводим вводную беседу с целью:

•       Формирования первичного представления об изучаемом объекте

•       Формирование интереса к данной теме

•       Создание условий возможности для дальнейшей творческой деятельности  

2 ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты. Если кратко охарактеризовать роль учителя, то можно отметить следующее:

  • Помогает определить цель деятельности
  • Рекомендует источник получения информации.
  • Раскрывает возможные формы работы.
  • Содействует прогнозированию результата.
  • Создаёт условия для активности школьника.
  • Он - Партнер ученика.
  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

  Работа  с родителями является важным фактором на втором этапе ПД. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями ПД и дети работают над проектами совместно с родителями.  Их совместная работа помогает, им сблизиться, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований  в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом.  Ведь совместно они подбирают фотографии,  выполняют несложные исследования по наблюдению за животными, птицами, собирают сведения про свою семью, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.  Проекты  получаются  интересными, так как  это плодотворный  совместный труд  учителя - ребёнка - родителя.    

Наши наиболее успешные проекты:

Продукт деятельности моего ученика Егорова Сергея проект «В семье единой»

Семья, семейные традиции для ребёнка с первых дней жизни являются самыми важными составляющими их мира, главными источниками получения первого социального опыта. Поэтому я  использую проектно-исследовательскую деятельность с целью  приобщения детей к истории и традициям семьи, а это та благодатная почва, которая наполняет смыслом всё наше существование, объясняет предназначение и связь времён. Обращаясь к этому источнику, мы растим патриотов с верою в будущее России, что необходимо для полноценного формирования личности и гражданина.

Краткое описание проекта:  В процессе работы над проектом выясняется содержание понятия «национальные традиции» на примере семейных традиций учеников нашего класса, принадлежащих к различным национальностям.

Задачи проекта:

  • определить содержание понятия «национальные традиции»;
  • изучить национальный состав нашего класса;
  • собрать семейные традиции, классифицировать их по национальной определенности;
  • подготовить материалы исследования для презентации;
  • оформить коллаж по результатам исследования.

С данным проектом в  2013 г. мы принимали участие В XI Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке», заняли 2 место

Следующий проект, который представляю вашему вниманию: «Поможем пернатым зимой», призер областного конкурса проектов «Я познаю мир»

Цель проекта: Помощь в выживании птицам в зимний период.

Задачи: 1. Изучить проблемы питания птиц зимой.

              2. Определить наилучшие способы помощи пернатым.

              3. Осуществить мероприятие по оказанию помощи птицам.

Результатом деятельности стало изготовление кормушки. В течение зимы  авторы проекта кормили пернатых друзей.

Наконец, хотелось бы рассказать о нашем проекте  «Школьные династии», также призере областного конкурса.

Цель: подготовка информационного материала о школьных династиях учителей, жизнь которых связана с Сайгинской средней школой.

Предмет исследования: школьные династии учителей.

Для ребят работа была интересна тем, что они узнавали с новой стороны о тех людях, которые рядом с ними каждый день, их биография – хороший пример для юных исследователей.

Мы проделали следующую работу:

  • выяснили, какие династии учителей в нашей школе есть.
  • составили вопросы для интервью и анкеты с ними,
  • провели съемки интервью,
  • отобрали фотоматериал,
  •  составили сценарий фильма и смонтировали его.

Результат : Мы  получили фильм, повествующий о школьных  династиях.

Учащиеся свои проекты успешно представляли на  школьных, районных и областных и всероссийских конкурсах и выставках.

Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

 Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников,  ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.