Проект "Бородино"
проект (4 класс) на тему

Архипова Татьяна Владимировна

Информационно-исследовательский проект с созданием мультфильма   по   стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино":

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Цель проекта:

Познакомиться с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г., подробно изучить и создать мультфильм по событиям этой  войны и стихотворению "Бородино" М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhipova_tv_borodino_pechat.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное  образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением английского языка № 1389

111402, г. Москва, ул. Кетчерская, д. 8-а                               тел. 370-78-81

Номинация:   « Недаром помнит вся Россия…»

Мультфильм, посвященный 200 – летию Бородинского сражения.

       Тема:  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

                              Автор: Шумских Алина  Андреевна,

                                                  9 лет, 3 класс.

                                      Информационно-исследовательский проект с созданием мультфильма по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

                                                           Контактный телефон:  495-375- 71-33

                                                                                                      7916-912-67-90

Информационно-исследовательский проект с созданием мультфильма   по   стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино":

"Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"

Цель проекта:

Познакомиться с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г., подробно изучить и создать мультфильм по событиям этой  войны и стихотворению "Бородино" М.Ю. Лермонтова.

Задачи  проекта:

 - познакомиться   с  событиями  Отечественной  войны  1812  года  и  значением  для  России  Бородинского  сражения;  показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;  связать исторические события с их отражением в художественном произведении;  

 - воспитывать  уважение к великому прошлому России;  чувство  гордости    за  свою  страну  и  благодарность  великим  людям,  служившим  России;  доброжелательное  отношение  к  людям.

Содержание проекта:

I часть.

1. Художественное вступление.

2. Историческая справка о Бородинском сражении.

3. Литературная гостиная.

                                               II часть.

                                   4. Анализ литературного текста.

                                  5. Создание мультфильма.

                                   6. Заключение.

Ход проекта:

1.        - Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

                    Прозвучали слова, которые являются эпиграфом к моему проекту.

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения, Российское государство снова возрождалось.

                  К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию...

                Эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:

- "Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

2.        Историческая справка

                   Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года".

                  В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван.

                  Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна.

                Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...

Главнокомандующим русской армии в этот грозны час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Российский император Александр 1 завидовал его популярности. Даже  сейчас, через  200 лет, переполняешься любовью и гордостью, благодарностью к этому замечательному военному деятелю - М.И. Кутузову.

                Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но недалеко  от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.

     "Мы долго молча отступали,

      Досадно было, боя ждали... "

                 Видя, что русское войско сгорало желанием сразиться, он решил здесь вступить в бой с французами.

              "И вот нашли большое поле.

              Есть разгуляться где на воле!..."

              Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. Наступил вечер. Тихо было в русском лагере.

"Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус..."

    И в душе каждый готовился к великому бою.

     "Уж мы пойдем ломить стеною,

      Уж постоим мы головою

       За Родину свою!... "

                       Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликование, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.

            "И только небо засветилось,

              Все шумно вдруг зашевелилось..."

                     Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Порох  и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

"Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

 Слились в протяжный вой.,."

                          В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

                         Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться в рукопашную.

"Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..."

                    Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смертельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солдатам с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"

"И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали..."

                Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не видали такого большого количества убитых.

                 Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли раненых, однако Наполеон редко слышал русскую речь.

                 Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервенением - они стремились в Москву.

                    Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивительным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.

                    Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.

"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.

                    Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

3.        Литературная гостиная.

                   Не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.

               Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская Битва.

                Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал "Бородино". Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летнем Отечественной войны 1812 года, впервые напечатано в пушкинском журнале "Современник" уже после смерти А. С. Пушкина, в этом стихотворении чувствуется огромная любовь поэта к Родине, к ее истинному защитнику - русскому народу.

                Но еще в 1831 году, семнадцатилетним юношей,  Лермонтов обращается к теме Бородино, пишет стихотворение "Поле Бородино" под впечатлением слышанных рассказов об этой великой битве. В нем уже есть, поразившие юного Лермонтова, слова генерала Дохтурова:

"Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!"

               Есть некоторые детали боя, но в целом стихотворение вылилось в том условном романтическом стиле.

                 Лермонтов в своем творчестве неоднократно обращается к теме Бородинского сражения: сначала - "Поле Бородино", затем "Бородино".

                Лермонтов родился уже в перенесшей французское нашествие Москве. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.

                      В Тарханах его окружали люди 12-го года. В семье его кормилицы, тарханской крестьянки, жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров. Бывая у кормилицы Лукерьи, мальчик не мог не слышать рассказов старого солдата о его долгой, боевой жизни.

                      В доме Арсеньевой всегда было много гостей. Здесь постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны - офицеры артиллерии

( Дмитрий и Афанасии Столыпины). Именно от них узнал маленький Миша о роли гвардейской артиллерии в Бородинском сражении.

                        Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.

                      Когда Мише было 6 лет, бабушка привозила его в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицы груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это не могло произвести глубокого впечатления на мальчика.

                       Шли годы, Мише Лермонтову уже 13 лет. Его "отдают к наукам и воспитанию" в пансион при Московском университете. Он  поднимается на колокольню Ивана Великого, откуда видит Поклонную гору. Высоту, с которой просматривалось поле Бородино во время битвы.

                        Учась в Юнкерской школе,  он пишет сочинение "Панорама Москвы", в этом сочинении он так отзывается о Московском Кремле: "Что сравнить с этим Кремлем, который, окружаясь зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежи на высокой горе... Давно ли, как баснословный феникс он возродился из пылающего своего праха?..." Да, Москва после пожара 1812-го года давно оправилась, стала еще -краше и величавее.

                    В летние месяцы Лермонтов живет в Серединкове - имении вдовы генерала Столыпина (брат бабушки). Здесь большой интерес для него представляла библиотека покойного генерала, особенно богатая литературой об Отечественной войне.

                     Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова и Н.А. Дуровой (женщины-партизанки); стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник".

4.        Анализ литературного текста.

                   Одаренный необыкновенной силой воображения, Лермонтов как бы сам становится очевидцем событий, поэтому, вооружившись обширными сведениями трехлетней военной службой, в 1837'году, переработав свой юношеский набросок "Поле Бородино" в замечательное стихотворение "Бородино", Лермонтов создает произведение, ставшее лучшим во всей русской литературе произведением об этом великом сражении.

                     Литературный критик В.Г. Белинский писал: "Это стихотворение отличается простотою, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии".

                      "Вам не видать таких сражений!" - в этих словах и гордость за великий подвиг русского народа и напутствие молодому поколению, которое должно брать пример с героев Бородина.

                      Гениальные лермонтовские строки приобрели особое звучание во время Великой Отечественной войны 1941-45 г. Их как клятву повторяли бойцы перед боем:

"Ребята! Не Москва за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали..."

                      Да, Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очевиден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Память народная нетленна, вот почему М.Ю. Лермонтов обращается к этой теме.

                       Вы уже слышали, что "Бородино" начинается словами:"Скажи-ка, дядя... "Напрасно искать прототип этого "дяди" среди родственников поэта. Это просто распространенное обращение к человеку "простого звания" старше себя. К тому же к молодым солдатам приставлялись "дядьки" из старых солдат, и стихотворение постепенно в форме такого разговора дядьки с группой новобранцев.

                              Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, в котором начинается ответ старого солдата. Глядя на молодые безусые лица новобранцев, неторопливо, как бы желая вспомнить самое главное в сражении, он роняет ироническую реплику; "Богатыри - не вы..." Эта мысль-жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих дел.

Героя стихотворения-старого солдата отличают суровая сдержанность, ясное сознание долга, далеко не угасшая душа, способность шутить.

"И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут,

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

Забил снаряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!..."

              Простому солдату важно рассказать молодым воинам, как достойно, по-деловому, без страха и суеты готовились к бою его однополчане.

"Прилег вздремнуть я у лафета,

И было слышно до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус."

                Старый солдат не мог не вспомнить с грустью и благодарностью своего командира, поднявшего солдат в бой и погибшего в этом бою.

"Полковник наш рожден был хватом:

Слуга - царю, отец - солдатам..."

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята, не Москва лъ за нами?

Умремте ж под Москвой

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой! "

                    В стихотворениях Лермонтова очень часто ритм, ритмическое движение сопровождаются словами, несущими в себе какую-то энергию.

"Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут."

           Лермонтов использует контраст и сравнение как стилистический элемент.

"-Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел."

                  В стихотворении "Бородино" мы чувствуем напряженность стиха и в то же время он мелодичен, это достигается различными интонациями: напевной, разговорной, ораторской.

"Вот смерклось-

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны-

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы..."

5.        Создание мультфильма.

                      Изучив Бородинское сражение и произведение М.Ю.Лермонтова, я решила создать мультфильм. Это было очень тяжело, но интересно.  Сначала создавались декорации, рисовалась панорама, собирался макет деревянного дома.                                      Хорошо, что мои братья  коллекционируют оловянных  солдатиков  войны 1812 года. Поэтому на поле были выставлены армии французских и русских солдат.  Гремели пушки, свистели ядра. Затем я подобрала музыку. Мне  кажется, что "Увертюра" П.И.Чайковского подошла к моему  шедевру. Мальчишки озвучили мой мультик. Потом  я с папой  смонтировала его.  Он был показан в  нашей школе ребятам в начальных классах.  Всем очень понравилось!  Ребята заинтересовались, спрашивали как делается.  

6. Заключение.

                     М.Ю. Лермонтов посредством поэтического слова сумел передать не только самоотверженность русских солдат, но и нарисовать яркую картину событий: отступления и поражения.

1. Глубокое изучение стихотворения "Бородино" невозможно без знания истории Бородинского сражения.

2. Мы изучаем литературное произведение, посвященное такому историческому сражению, которое мы должны помнить всегда.

3. Создание мультфильма – это итог моего исследования о Бородинском сражении.

Список использованных источников.

"        Филологический портал - http://www.philology.ru/

"        Виртуальная библиотека - http://www.velib.com/shcool_ru_1.html

"        http://www.klassika.ru:8014/

"        Иллюстративный материал, предоставленный сотрудниками музея-панорамы "Бородинская битва".

                                                           Рецензия

Ин                            На информационно-исследовательский проект с созданием мультфильма   по   стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

ученицы 3 «А» класса ГБОУ СОШ № 1389 с углублённым изучением английского языка Шумских Алины.

        Исследование Шумских Алины посвящено одной из величайших героических страниц в истории России  – Бородинскому Сражению 1812 года.

         Её исследование настолько масштабно, информативно и познавательно для учащихся начальной школы  о Бородинской битве  и стихотворении М.Ю. Лермонтова, что этот материал должны посмотреть и оценить школьники и взрослые других школ.

               Алина провела исследовательскую работу по теме, открыв для себя целую историческую эпоху, ряд событий ставших переломными в истории развития России и Европы в целом. Узнала о личностях, руководивших Бородинским сражением, проанализировала стихотворение М.Ю.Лермонтова.  Изучив  и сняв  мультфильм, Алина  создала самостоятельный  шедевр.

                  Выглядит это очень масштабно! Я просмотрела несколько раз этот мультфильм, рассматривая всё это великолепие. Каждого солдата русской и французской армии, у кого какая форма,  да какое оружие.

               Посмотрев этот мультфильм, у ребёнка и взрослого, рождается  гордость за свою страну. Ведь  грядёт годовщина Великой Победы! 200 – летие Бородинскому сражению! Одновременно гордиться победой в войне и осознавать весь ужас случившегося - не каждый взрослый способен, а тем более ребёнок. Этот мультфильм и проект помогают развить в ребёнке человечность и гордость за свою Родину.  И, тем не менее, мы победили, мы – герои.  Если хотите приобщиться  к истории лучше исследовательского проекта  я пока посоветовать не могу.

               Считаю возможным и даже необходимым предоставить мультфильм Шумских Алины  «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» на конкурс «Навеки в памяти народной» Департамента образования города Москвы в номинацию «Недаром помнит вся Россия…» (мультфильм).