Проект "Россия-Родина моя""
проект (3 класс) на тему

Горелова Марина Игоревна

Программа позволяет реализовать компетентностный, лично ориентированный, деятельностный подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rossiya-rodina_moya.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

 Восточное окружное управление

Государственное образовательное учреждение города Москвы

 Гимназия №1404 Гамма

«Утверждаю»

Директор гимназии №1404

Раюшкина Н.А.

Приказ №______________

От «__» __________ 2013г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(проектная деятельность)

«Россия – Родина моя”

                                        Срок реализации: 1 года (3 класс)

Составитель: учитель начальных классов

                                Горелова Марина Игоревна

Москва

2013

Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

1. Цели и задачи программы

2. Актуальность и особенность программы

II. Планируемые результаты

III. Содержание изучаемого курса

IV. Методическое обеспечение программы

V. Календарно-тематическое планирование (3 класс)

Пояснительная записка

            Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

            Внеурочная работа в нашей школе ориентирована на создание условий для неформального общения ребят и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Система этих мероприятий охватывает весь контингент учащихся начальной школы.

            Программа курса внеурочной проектной деятельности «Россия – Родина моя» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», на основе проектной программы УМК «Школа 2100» для 1-4-х классов начальной школы. Программа реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности.

          ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

            В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

           Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.

             Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

                 Сроки реализации программы «Россия – Родина моя» составляют 1 год  по 1часу в неделю.

1.Цели и задачи программы

Цель программы

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров

по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

 использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность

   и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование).

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

II. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Россия – Родина моя»

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы

проектных задач у младших

школьников могут быть

сформированы следующие

 способности:

 Рефлексировать (видеть проблему;

 анализировать сделанное – почему

 получилось, почему не получилось,

 видеть трудности, ошибки);

 Целеполагать

 (ставить и удерживать цели);

 Планировать (составлять план

 своей деятельности);

 Моделировать (представлять

 способ действия в виде

 модели-схемы, выделяя все

существенное.

 Проявлять инициативу при

 поиске способа (способов)

решения задачи;

 Вступать в коммуникацию

 (взаимодействовать при решении

 задачи, отстаивать свою позицию,

 принимать или аргументировано

 отклонять точки зрения других).

Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – Родина моя»

3-й класс (33ч)

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Методическое обеспечение программы

Проекты отличаются друг от друга:

результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

- набором и иерархией ролей;

- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

- необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

V. Календарно-тематическое планирование

3 класс Тема занятия

Часы

Знакомство с понятием проекта

1

Как выбрать тему проекта

1

Виды проектов

1

Учимся выбирать дополнительную литературу

2

Знакомство с информационными справочниками

1

Развитие умения видеть проблемы

1

Развитие умения формулирования проблемы

1

Что такое гипотеза

1

Постановка вопроса (поиск гипотезы)

1

Формулирование предложения (гипотезы)

1

Развития умения задавать вопросы

1

Основные понятия

1

Развитие умения давать определения понятиям

1

Развитие умения классифицировать

1

Что такое наблюдение

1

Развитие умения наблюдения

1

Эксперимент

1

Опыт

1

Развитие умения проведения эксперимента

1

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

2

Обоснованный выбор способа выполнения задания

1

Как провести исследование

1

Самостоятельное исследование детей

6

Защита исследовательских работ

3

Итого:

33

                                  Проект «Россия - Родина моя»

Общие положения

 Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовности привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил, незнание истории. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим.

 Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система  проектной  деятельности и воспитательной работы, основанная на сотрудничестве педагогов, детей, родителей и общественных организаций.

 Проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в  должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. В нашем классе в течение 2012/2013 учебного года велась работа по проекту «Где мы во времени и пространстве», но для более целостного и углубленного формирования знаний детей о Родине необходимо и в дальнейшем продолжить начатую  деятельность.

 Работа по проекту «Россия – Родина моя» будет способствовать плодотворному гражданско-патриотическому воспитанию детей. Формированию и развитию личностных универсальных учебных действий. Выполнение работы по Проекту будет являться логическим завершением начатой работы.

                                                  Актуальность темы

 Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что  Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с Родиной – Россией – является  основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Гипотеза:

 Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России через учебную, внеклассную,  проектную  деятельность школьника.

Задачи:

- Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.

- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

- Знакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

- Знакомство с русской культурой, языком, традициями.

- Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.

- Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

Участники Проекта:

Дети, родители, учителя.

Проект:

 Групповой, исследовательско- творческий.

                                               Принципы реализации проекта

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

  1. Принцип личностно-ориентированного общения, индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
  2. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам:  родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
  3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и др.
  4. Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  5. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Законодательно - нормативное обеспечение проекта:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Устав ГБОУ гимназии «Гамма» 1404

 

 Проект  предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях начального образования  образовательного учреждения.

 Результатом освоения данного проекта является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Дети должны знать:

  1. Краткие сведения об истории города, России.
  2. Различать символику города Москвы, РФ.
  3. Стихи, произведения искусства поэтов, писателей, композиторов  и художников.
  4. Название нашей страны, ее главного города - Москвы и крупных городов России, столицы  государств, имеющих с Россией общую границу.
  5. Флаг, Герб России, Государственный гимн (при исполнении его все  встают, мальчики снимают головные уборы).

Иметь представления:

1.  О том, что Российская Армия - защитница нашей Родины, что в годы войны наши воины отважно      сражались и победили.

       2.  О всех народных праздниках.

3.  О труде людей.

4.  Об охране природы, о заповедниках, о Красной книге.

5.  Элементарные представления о жизни, быте, культуре народов России.

6.  Различать и называть национальные костюмы имеющихся в группе национальностей, уметь играть в их подвижные игры.

       7.  Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Методическое обеспечение программы. Формы работы.

 Формы взаимодействия педагогов  и родителей: родительские собрания, КВН, дискуссии, «Круглый стол», семейные гостиные, презентации: « Мой край родной», «Александр Сергеевич Пушкин», «Полхов- майданская роспись», «Русь, Россия, Родина моя!», «Патриот»  и др.,  консультации, семинары, семинары- практикумы, диагностики, анкетирования, тренинги.

 Формы воспитания: исследование, беседы, рассказы, воспоминания родителей, семейные фотографии, реликвии, посещение музеев, выставок, памятников, утренники, театрализованные представления, «Уроки мужества», «А ну-ка мальчики!», встреча с ветеранами ВОВ, встреча на концерте 9 Мая, встреча с удивительными людьми, спортивные мероприятия,  Дни здоровья.

Мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:

 Праздничный концерт ко Дню пожилого человека, осенняя ярмарка, День защитников Отечества,  фольклорные праздники, День Победы, День защиты детей, веселые спартакиады.

Техническое оснащение:

-аудиокассеты, видеокассеты, диски (о природе, произведениях искусства, народных промыслов и др.)

- телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, DVD, мультимедиа-проектор, компьютер, Интернет.

 Методическое обеспечение: Демонстрационный материал по нравственно-патриотическому воспитанию, методическое пособие по патриотическому воспитанию, дидактические игры, глобусы, географические карты, изделия народного промысла (хохлома, дымковские  игрушки, семеновские игрушки, гжель).

Дальнейшее развитие проекта

 После завершения работы данного проекта, я буду  продолжать  работу по  гражданско-патриотическому воспитанию   детей  в других  классах образовательного учреждения.  Я  надеюсь, что работа по патриотическому воспитанию, будет способствовать формированию у детей чувства любви, заботы, взаимопонимания к людям старшего поколения, желание хранить и уважать свою историю, свое наследие.