Вместе против коррупции
план-конспект на тему

Смородинова Лариса Васильевна

классный час сэлементами интерактива, игры, диспута

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час83.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ»

 Смородинова Лариса Васильевна

МКОУ Аношкинская СОШ

Лискинский район.

    Примечание для учителя:

    Заранее подготовить  доску с рисунком дерева. На стволе дерева необходимо  написать слово коррупция, а на корнях слово причины.  

  Для данного занятия учителю необходимо заранее пригласить ресурсного человека. Желательно, чтобы это  был работник прокуратуры. Если не удастся договориться с прокуратурой, можно пригласить инспектора по делам несовершеннолетних. А также учитель должен подготовить завуча или учителя и одного ученика к роли «взяткодателя». Для  этого выбирается наиболее активный ученик, который должен добровольно  принять участие в игре. На протяжении всей игры ученик должен умышленно проигрывать, он не должен занимать стул.  

Когда учитель попросит его покинуть игру и занять свое место в  аудитории, он должен предложить учителю деньги. Если кто-то из  участников игры предложит больше, «взяткодатель» должен поднять ставку. И так каждый раз до тех, пока учитель не объявит его  победителем.

Учитель:  Ребята, я предлагаю начать наш час общения с  веселой игры, которую вы все хорошо знаете. Она называется «Место под солнцем» или «Стулья».

Учитель вызывает из  класса добровольцев, включая подготовленного  до урока «взяткодателя», и просит остальных учеников внимательно следить за ходом игры. На свободное место возле доски ставятся  стулья, при этом их количество должно быть на один меньше, чем  игроков. Учитель объясняет правила игры:

- Когда начинается музыка, игроки бегают вокруг стульев. Как только музыка прекратится,  каждый должен занять стул. Тот, кто не успел этого сделать, выбывает из игры.

    Начинается игра. После прекращения музыки ученик, подготовленный учителем, умышленно оказывается без стула и начинает возмущаться, так как не хочет выходить из игры.  Он обращается к учителю:

-  Вы знаете, я не хочу выбывать из игры, может  быть,  мы  с  Вами  договоримся?  

-  Нет,  по  правилам ты выбываешь из игры.

-  Хорошо, давайте я дам Вам 100 рублей за то, что Вы меня оставите  в игре.

-  Нет, 100 рублей мало. Кто даст мне 200 рублей, тот станет победителем игры!

Ученики возмущаются, они не готовы давать такие  деньги за победу в игре. Затем учитель говорит этому ученику:

- Хорошо, ты можешь остаться в игре.

Вместо него убирают из игры  другого игрока, который по правилам должен был остаться в игре.  

Играют  дальше.  «Взяткодатель»  снова  и  снова  не  занимает  стула,  учитель выгоняет вместо него других игроков и в итоге выигрывает  этот ученик.

Цель игры – вызвать у учеников недовольство и возмущение действиями учителя и «взяткодателя».

- Игра завершена. Я поздравляю нашего победителя! И благодарю за отлично исполненную роль.

   

    Подведение итогов игры

     - Вам понравилась игра? Что вам понравилось в игре?  

    Примерные ответы учеников: нет, не понравилась; ничего не понравилось.

    - Как вы себя чувствовали во время игры?

    Примерные ответы учеников: дискомфортно, беспомощно, бесправно и т. д.

    - Что не понравилось?  

    Примерные ответы учеников: не понравилось, что тот, кто должен был выбыть, остался, а кто играл честно – тех выгнали; выиграл тот, кто играл нечестно; учитель и игрок (ученик) были заодно;  учитель авторитарно вел игру, не учитывая мнение учеников; была  дискриминация в отношении игроков; ученик («взяткодатель») дал  взятку и т. д.

    Все  высказывания  учеников  учитель  записывает  на  доске.

    - Как должны были вести себя игроки и учитель для того, чтобы игра проводилась по правилам? Что бы вы сделали, чтобы игра  получилась? (ученики, как правило, предлагают исправить все перечисленные выше недостатки игры).

    -  Почему этот ученик  остался в игре? Каким образом он это сделал? Было ли это справедливо  по  отношению  к  другим  участникам  игры?  Имел  ли  право  учитель соглашаться на взятку?

   -   Взяточничество  (или  более  широко  –  коррупция)  является  исключительно  негативным,  противозаконным  деянием,  которое  нарушает  сложившиеся  правила и законы, наносит вред людям, обществу и государству.

    -  Если лицо, которое принимает решения (к примеру, учитель или чиновник), берет взятки, или каким-либо другим образом злоупотребляет своим служебным положением,  это сказывается на всех членах общества, нарушает их права, является противоправным и карается законом. Дача взятки также является противозаконной и в зависимости от суммы взятки определяется как «преступление», «административное правонарушение» или  «дисциплинарное правонарушение».

    Учитель закрепляет на стволе дерева слово коррупция.

-  Что первое приходит им на ум, когда вы слышите  данное слово.

Учитель записывает все, что говорят ученики. Затем предлагает сформулировать определение коррупции, исходя  из  высказанных  ассоциаций.  

- Определения  данные вами  интересные,  тоже правильные, но есть правовое определение.

Запись на плакате:

    Коррупция – умышленные деяния, состоящие в создании противоправной  устойчивой  связи  одного  или  нескольких  должностных  лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами  или  группировками  в  целях  незаконного  получения  материальных,  

любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих  благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее  угрозу интересам общества или государства.

    - Коррупция – это умышленные деяния. Умышленные деяния – это  когда человек понимает, что он поступает незаконно и его действия  приведут к плохим последствиям, но все равно совершает эти действия и хочет, чтобы плохие последствия наступили. Должностное  лицо – это человек, выбранный или временно назначенный на определенную  должность,  который  обладает  специальными  властными  полномочиями.

     Умышленные  коррупционные  деяния,  в  которых,  так  или  иначе,  участвует должностное лицо, выражаются в двух формах:

    1. Создание связи должностного лица с другими людьми. И эта  связь должна иметь целью незаконное получение любых благ и преимуществ.

    2.  Предоставление  должностными  лицами  различных  благ  и  преимуществ гражданам или организациям, что создает угрозу интересам общества или государства. Имеются в виду политические,  экономические и социальные интересы общества и государства.

    Признаки коррупции:

     1.  Лицо,   участвующее   в   коррупционных   деяниях,   является  должностным.

    2.   Оно использует свое служебное положение и вытекающие из  него возможности для   осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц

    3.   Все это наносит ущерб интересам других людей, общества и  государства.

     Существует более легкий вариант определения коррупции:  

    Под  коррупцией  понимается  незаконное  использование  должностным лицом своего статуса и вытекающих из него возможностей,  чтобы влиять на других лиц с целью получения личной выгоды.

   -  Мы с вами  разобрали, что такое коррупция, познакомились с ее законодательным  определением.  А  теперь  давайте  узнаем  причины  коррупции.  

Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете,  что порождает коррупцию?

    Учитель записывает на корнях дерева  все ответы учеников. Он может также предлагать свои варианты ответов. В итоге в списке причин коррупции должны быть как минимум следующие:

    Причины коррупции:

    •    Низкая заработная плата государственных служащих

    •    Незнание законов

    •    Желание легкой наживы

    •    Частая сменяемость лиц на различных должностях

    •    Нестабильность в стране

    •    Коррупция как привычка

    •    Низкий уровень жизни населения

    •    Слабая развитость государственных институтов

    •    Безработица

    •    Неразвитость институтов гражданского общества

    Затем учитель на примере нескольких причин объясняет, как они  ведут к коррупции. Например, незнание законов и своих прав и обязанностей гражданами приводит к тому, что некоторые государственные служащие злоупотребляют своими должностными полномочиями и берут деньги за то, что они и так обязаны делать.

Ролевая игра:

    Идет экзамен. Один из учеников играет с сотовым телефоном и  не обращает внимания на замечания учителя. Учитель вызывает его к  доске и задает вопросы. Ученик, не сумев ответить на вопросы, звонит  своему  папе.  Отец  ученика  просит  передать  телефон  учителю.  

Рассерженный  учитель  быстро  «остывает»,  когда  узнает,  что  папа  этого ученика является главой городского отдела образования. Учитель  заискивающим  тоном  отвечает  отцу  ученика  и  без  каких-либо  претензий ставит учащемуся отметку «5» за экзамен.

    -  Что вы сейчас увидели? Что произошло?

    -   Как вы думаете, есть ли в данной ситуации проявление коррупции?

    -   Мог бы ученик сам получить оценку?

    -   Почему он вел себя так вызывающе?   Мог ли учитель не поставить ученику оценку?

    -   Как должен был поступить учитель в данной ситуации?

    -   Что его заставило поступить иначе?

    - Если все школьники не будут  получать  оценки,  которые  заслуживают,  а  будут  покупать  более  высокие оценки путем дачи взяток учителям, что может произойти, какие могут быть последствия?

    Примерные  ответы  учеников: они  будут  неграмотными,  ничего  не будут знать, не будут ходить в школу и т.п.

   -  А теперь представьте, что эти школьники подрастут,  поступят в вузы, не будут учиться, на сессиях будут давать взятки  и в итоге купят диплом. Затем они устроятся на работу. Как они  будут справляться со своими обязанностями? К примеру, сможет ли  выпускник  медицинского  вуза,  который  давал  взятки  преподавателям, хорошо лечить больных?

    Примерные ответы учеников: он может совершить ошибку, и это  будет стоить жизни какому-либо человеку; он не сможет лечить людей, а только будет их калечить.

   -  Да, правильно, и это касается не только врачей, но и  всех  людей.  Мы  живем  в  одном  государстве,  и  от  каждого  из  нас  зависит здоровье и благополучие других людей, а в целом и всего государства. От того, какие пути мы выбираем для достижения своих  целей, зависит и развитие, и процветание всей страны.

    - Ребята, сейчас мы с вами увидели, как коррупция проявляется в сфере образования. Но коррупция встречается и в  других сферах. Давайте подумаем, где мы сталкиваемся с ней чаще  всего.

    Учитель записывает все ответы учеников на доске и резюмирует, что чаще всего мы сталкиваемся с коррупцией в  следующих трех сферах:

    •   Образование

    •   Медицина

    •   Деятельность правоохранительных органов

   Стук в дверь класса.

  Заходит завуч  и  сообщает,  что  ученикам необходимо  срочно собрать деньги на покупку подарка чиновнику из районного  управления образования, за это администрация школы обещает хорошие четвертные оценки. Каждый ученик должен сдать по 50 руб.  

Завуч предупреждает, что в случае, если кто-то из учеников откажется сдавать деньги, им не проставят оценки за текущую четверть.  

Как  только  кто-то  из  учеников  начнет  доставать  деньги,  работник  прокуратуры, который все это время сидит за задней партой, встает,  выходит  к  доске  и  громко  говорит:  «Стоять!  Не  двигаться!  Вы  все  обвиняетесь в подготовке дачи взятки».  

   Учитель:

-  Видите,  как  легко  вы  готовы  платить  за то, что для вас бесплатно, и гарантировано Конституцией. При  этом вы даже не разобрались в том, куда пойдут ваши деньги, и сможете ли вы это отследить. И всего пару минут назад мы это доказали! Сами не подозревая, вы можете содействовать процветанию  коррупции. Чтобы в будущем вы не попали в похожие ситуации, вам  нужно знать закон. На самом деле прокуратура не так страшна, как вам  показалось. Даже наоборот, она призвана защищать наши с вами  права.  

Работник  прокуратуры:

   -  Взятка – это получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг или иного имущества или выгод имущественного характера за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такое действие (бездействие)  входит в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу  должностного  положения  может способствовать  такому  действию (бездействию), а равно за общее покровительство, попустительство по службе.

    В зависимости от того, договорились ли взяткодатель и взяткополучатель заранее о взятке или нет, различают два вида взятки: взятка-вознаграждение  и  взятка-подкуп.  Взятка-вознаграждение  

– это когда должностное лицо получает взятку, не договорившись  об этом заранее. Взятка-подкуп – получение должностным лицом  оговоренной заранее взятки.

    Лекция: (работник прокуратуры)

На протяжении длительного времени коррупция считалась проблемой, которую невозможно решить. Однако опыт некоторых стран доказывает обратное. Это такие страны как Сингапур, Дания, Швеция и Япония. К примеру, начиная с 60-х годов 20 века, в  Сингапуре была разработана стратегия, по которой была сделана  ставка на продвижение способных и талантливых молодых людей,  которые получили качественное образование. Были введены строгие  законы и установлены суровые взыскания, которые не позволяли заниматься деятельностью, связанной с коррупцией. В совокупности  

с  другими  мерами,  направленными  на  борьбу  с  коррупцией,  в  этой  стране удалось существенно снизить уровень коррупции. В результате на сегодняшний день Сингапур занимает 3 место в списке стран с самым низким уровнем коррупции.

    Опыт  таких  стран,  как  Сингапур,  Япония,  Гонконг,  показывает,  что,  объединив  всеобщие  усилия,  можно,  если  не  искоренить  коррупцию,  то,  по  крайней  мере,  существенно  снизить  ее  уровень.  

Согласно  оценкам  международных  экспертов  уровень  коррупции  в России является очень высоким. В соответствии с рейтингом  Transparency  International,  международной  организации,  занимающейся  исследованиями  в  сфере  коррупции,  Россия  занимает  146 место по рейтингу восприятия коррупции среди 180 стран по  состоянию на 2009 год. Согласно данному рейтингу, первые строчки  занимают страны с самым низким уровнем коррупции. Это Новая  Зеландия (1 место), Дания (2 место) и Сингапур (3 место)16. Последние же места занимают страны с самым высоким уровнем коррупции.  Индекс восприятия коррупции за 2009 год  

Место   страны   в рейтинге

Название страны                    

Индекс      восприятия        коррупции за 2009 год

1

Новая Зеландия

9,4

2

Дания

9,3

3

Сингапур

9,2

120

Казахстан  

2,7

146

Россия

2,2

158

Таджикистан  

2,0

162

Кыргызстан  

1,9

174

Узбекистан

1,7

179

Афганистан

1,3

180

Сомали  

1,1

          Помимо  Уголовного  кодекса  существуют  законы «О  борьбе  с   коррупцией», «О государственной службе», «О государственных закупках», «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмывания) доходов». Указы президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы".

         Существует много способов борьбы с коррупцией, но все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции,    ее легче предупредить, чем лечить. Например, что вы делаете, чтобы не заболеть гриппом?

    Примерные ответы учащихся:  закаляемся, делаем прививки от  гриппа,  пьем  витамины,  занимаемся  спортом,  пьем  аскорбиновую  кислоту и т.д.

    - А для коррупции такими мерами профилактики являются: обучение населения их правам и способам их защиты, издание законов,  предусматривающих уголовную ответственность за коррупционные  действия, повышенный общественный контроль над работой чиновников, эффективная работа правоохранительных органов в борьбе с  коррупцией и т.д. Все эти мероприятия направлены на сдерживание  роста коррупции.

    Разбор ситуаций

    («Работа в малых группах») –

    Учитель делит класс на четыре группы, объясняет правила работы в группах и дает задание.

    Задание:  Разобрать  ситуацию,  выявить  причины  коррупции  в  конкретной ситуации и определить, кому или чему был причинен вред  коррупционными действиями.

    Ситуация для первой группы:  

    Учитель географии Иван Петрович во время экзамена хотел оставить на второй год ученика Вову несмотря на его правильные  ответы. Иван Петрович предложил Вове попросить родителей  подарить школе автобус, чтобы дети, живущие на другом берегу озера, могли добираться до школы. Вова поддержал эту идею, с радостью согласился с предложением учителя и без проблем получил  экзамен.

   Ситуация  для второй группы:

    Мальчик по имени Саша, играя с друзьями, упал и ударился головой.  Друзья  повели  его  в  ближайшую  больницу.  Врач  Семёнов,  работавший в этой больнице, отказался осмотреть его. Он мотивировал свой отказ тем, что у Саши не было денег, а также пожаловался  на низкую заработную плату врачей и сказал, что ему срочно нужны  деньги  на  покупку  нового медицинского  оборудования.  Он  сказал,  что за «просто так» никто не будет осматривать Сашу. В этот момент  санитар  сообщил  о  том,  что  появился  пациент  с  деньгами,  и  Семёнов

тут же побежал оказывать ему помощь.

   Ситуация  для третьей группы:  

     Иванов, Петров и Антонов были  привлечены  к суду по обвинению в незаконном смехе, неуплате налогов и воспрепятствовании   обогащению   государственных   чиновников.   По  всем фактам и доказательствам, предоставленным судье, было видно, что обвинение было необоснованным. Судья  должен  был  отпустить  их.  Однако  высокопоставленный  чиновник,  фигурировавший в деле, вынудил судью принять незаконное  решение,  угрожая  ему  физической  расправой.  В  итоге  судья  принял решение, по которому ребят посадили в тюрьму.

    Ситуация для четвертой группы:

    Глава  органа  местного  самоуправления  Чижиков  распределял  земельные участки между жителями своего населенного пункта. Семья Шишкиных только что приехала из города N и очень нуждалась  в земельном участке для строительства своего дома. Однако она оказалась последней в очереди за землей. Так как у нее не было другого  выхода,  семья Шишкиных  решила  подкупить  Чижикова,  чтобы  получить земельный участок вне очереди. Получив соответствующее  

вознаграждение, Чижиков «вошел в положение» семьи Шишкиных и предоставил ей земельный участок.

    Когда группы выполнят задание, учитель предлагает представителям от каждой группы выступить с ответом группы. После каждого  выступления проводится его обсуждение.

    - Как вы думаете, от коррупции больше пользы или вреда? Почему?

    - А вред причиняется только одному человеку, например, только  Саше, или же и другим членам общества? Если да, то кому или  чему?  

    - Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные  действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас,  представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы  эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять  причины, порождающие ее!

Последствия  коррупции  влияют  на  все  сферы  жизни  государства. Часто возникают ситуации, когда люди дают взятки чиновникам для того, чтобы не платить налоги. В результате сокращаются налоговые поступления в бюджет государства. А следствием  недостатка денег в бюджете является то, что не в полной мере  

финансируются такие важные направления, как безопасность, социальные услуги, техническое обслуживание инфраструктуры и достойная оплата труда учителей и других работников бюджетной  сферы. Из-за коррупции снижается уровень законности в государстве, граждане не соблюдают установленные законы и правила. Судебная система также подвержена коррупции. Коррумпированные  судьи выносят необоснованные решения, в результате которых преступники остаются безнаказанными и, наоборот, невиновные привлекаются к ответственности.  

      В  политической  жизни  страны  коррупция  усложняет  задачу  правительства  в  реализации  законов,  подрывает  доверие  к  чиновникам. Коррупция искажает результаты выборов и способствует  тому, что государственные должности занимают люди с деньгами, но не имеющие достаточного опыта и квалификации для осуществления своих должностных полномочий. Из-за коррупции бедные слои населения остаются политически бессильными и не имеют  возможности продвигать свои права и интересы.

     Что касается экономических последствий, то коррупция мешает достижению экономического роста. Люди, занимающиеся бизнесом, вынуждены тратить дополнительные деньги для того, что-

бы ускорить бюрократические процессы. Также многие чиновники  требуют деньги с предпринимателей, запугивая их тем, что в ином  случае выпишут им штраф или наложат дополнительные санкции.  

   В результате все больше предпринимателей не выдерживают финансовой нагрузки и банкротятся.

     В социальной сфере коррупция приводит к социальному неравенству и возникновению конфликтов, а в худшем случае может привести к гражданской войне. Коррупция зачастую сопровождается  насилием и общим ростом преступности. Преступники нередко опираются на коррумпированных чиновников, обеспечивая им безопасность при помощи насилия, к примеру, применяя насилие в отношении конкурентов или журналистов. В таких ситуациях больше всего  

страдают бедные слои населения, увеличивается пропасть между  богатыми и бедными.  

    Коррупция  –  это  очень  сложное  и  неоднозначное  явление.  Ее  последствия  крайне  велики.  Она  опутывает  административную,  законодательную  и  судебную  сферы  и  растранжиривает  политический  капитал  государства,  за  что  государство  расплачивается  разложением судебной системы, отсутствием подотчетности государственных органов перед обществом и потерей международного престижа.

   

 «Дерево решений»

     -  Мы с вами узнали, что у коррупции есть свои причины. А теперь, давайте постараемся определить наиболее эффективные способы борьбы с  ней. Коррупцию можно победить только совместными усилиями  граждан, общества и государства. Какие меры должны быть приняты?

    Учитель раздает ученикам по одному «яблоку», вырезанному из  цветной  бумаги,  и  предлагает  каждому  индивидуально  написать  на  «яблоке» один из способов борьбы с коррупцией, самый эффективный, по мнению ученика. При этом ученики могут написать способы  борьбы с коррупцией, которые используют государство, гражданское  общество, средства массовой информации или отдельные граждане.  «Яблоки»  с  написанными  способами  борьбы  ученики  приклеивают  на нарисованное дерево. Учитель зачитывает вслух то, что написано  на «яблоках».

   Подведение итогов классного часа:

-  Проделав с вами эту трудную работу, мы еще раз убедились, что борьбу с коррупцией должны вести  все – и государственные органы, и гражданское общество, и каждый  человек  в  отдельности.  Только  объединившись  против  коррупции,  можно ее побороть и искоренить. А средства борьбы с ней должны быть всесторонними и системными. Вот видите, сколько плодов  принесло наше дерево! А это значит, что наши надежды по устранению коррупции должны обязательно сбыться!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррупция в мире сказок"

Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему...

Коррупция

Не все в мире ценится  деньгами...

Внеклассное мероприятие на анти коррупционную тему. "Тайна слова коррупция"

Внеклассное мероприятие на анти коррупционную тему. "Тайна слова коррупция" .В данном материале раскрывается значение слова коррупция....

Нәрсә ул коррупция?

Коррупция турында аңлату...

Внеклассное мероприятие на антикоррупционную тему «Вместе со сказкой против коррупции»

Начинать формировать антикоррупционное поведение у учащихся необходимо уже с младшего школьного возраста. Материал расчитан на учеников 3-4 класса....

"Мы вместе против террора!"

Мероприятие проводилось в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом. Целью мероприятия было рассказать детям о том, что такое терроризм, как ему противостоять и об основных правилах поведени...

Социальный проект " Вместе против чудовищ"

Современный дошкольник окружен разными видами игрушек, в том  числе и игрушками – монстрами, которые в свободном доступе продаются  во всех магазинах, «живут» в компьютерны...