"Россия, Русь, храни себя, храни!"
методическая разработка (4 класс) на тему

Брязгунова Надежда Николаевна

Внеклассное мероприятие, способствующее развитию патриотических чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_rus_hrani_sebya_hrani.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Россия, Русь, храни себя, храни!»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: воспитывать бережное отношение к историческому прошлому и традициям России; создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

познакомить детей с историей становления государственных символов страны; развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики; воспитывать любовь к Родине; прививать интерес к истории своей страны, родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись песен: гимн РФ, «Ромашковая Русь», магнитофон, ноутбук, мультипроектор, компьютерная презентация фотоматериалов.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: составление компьютерной презентации фотоматериалов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит фонограмма с записью «Ромашковая Русь»

На сцену выходят юноша и девушка, они ведут за руки детей – мальчика и девочку. Девушка (олицетворяет собирательный образ Руси). Она одета в льняное платье, на голове у нее венок из полевых цветов. Ведет малыша. Юноша (символизирует Леля – певца Руси) одет в льняную рубаху, порты в полоску, лапти. Он ведет девочку. Дети символизируют будущее России.

Девочка (спрашивает у взрослых): Кто мы?

Девушка: Россияне.

Мальчик: (спрашивает у взрослых): Откуда мы?

Юноша: Из глубоких веков.

Дети (хором): Куда мы идем?

Дети (хором): В будущее.

Ведущий:  Какая музыка в природе!

                   Я верю в вечность русских рода

И в солнце в ясной высоте.

Я слышу трав родных движенье,

И перезвоны птичьих стай,

И рек задумчивых теченье…

Я вижу свой любимый край

На сцену выходит старец Баян и садится на пенек (одет в длинную холщовую рубаху, подпоясан, порты, лапти, волосы перехвачены лентой), к нему подходят мальчик и девочка – внуки.

Старец: Внимательно смотри под ноги, человек, когда идешь по земле пращуров. Это твоя история. Твоя судьба.

/ звучит песня «С чего начинается»/

Юноша: У каждого человека есть малая родина и большая. Малая родина – это то место, где ты родился, та тропинка, по которой ходил в школу, отчий дом в котором ты живешь, отчий край.

Мальчик: Отчий край…Как его сохранить?

Девочка: Отчий край… Как его полюбить?

Старец: Любуясь красотой и днем, и ночью,

Не забывай о правиле простом:

Идешь в природу с аппетитом волчьим-

Так не бросай одну в беде потом:

Подсей пырей, где распахал лужочек

И вырастил одни лишь сорняки…

Сажай – там сосенку, а там дубочек,

А там почисть поглубже родники…

/ Исполняется песня «У колодца»/

Где пройдешь – оставь хозяйский почерк:

Поставь плотины к паводкам весны

И для себя ты не срывай цветочки,

Что в книгу Красную занесены…

(Встает обнимая детей за плечи).

Ничуть не зря, скажу вам, между прочим,

Вы преклоняетесь перед краем отчим.

                                               / И. Патиев/

/ Исполняется песня «Уголок России»/

Юноша: Послушайте как воспевают свой родной край наши земляки – поэты.

/ Дети читают стихи/

Чтец: Пахнет хлебом, пахнет небом,

Пахнет далью голубой.

Все в лугах преобразилось,

Засверкало, заискрилось,

Окропленное росой.

И стою я очарован,

Шаг ступить и то боюсь.

Край мой, словно нарисован,

И природой мне дарован,

И ему названье – Русь!

       Анатолий Хильченко

Чтец: Воронцовый мой край!

Моя милая Русь!

В этот огненный рай

Всей душою стремлюсь.

Здесь я пью – не напьюсь,

Воздух вольный, хмельной,

Воронцовая Русь –

Уголок мой родной.

По раздолью пройду,

Грусть развею свою.

Я друзей здесь найду,

С ними песни спою.

Воронцовый мой край,

Моя милая Русь!

Засветись, заиграй!

Встречи жду – не дождусь!

           Надежда Семернина

Девочка: Как же называется наша малая родина? / ответы детей/

Чтец: Люблю тебя, как первую проталинку

В начале так желанной всем весны,

Люблю тебя, моя родная Каменка,

Среди степной придонской тишины.

Ты по весне утонешь в море зелени

И освежишься струями дождя,

Улыбками расцветшими весенними,

И грозы над тобою прогремят.

Напоишь ароматными настоями

Своих жильцов ты щедро, от души,

А летом очаруешь травостоями,

Заслушаешься песнями в тиши.

Живи и здравствуй, милая мне Каменка!

Хотя я сам живу в селе,

Тебя считаю родиною маленькой

На необъятной матушке – земле.

                         Николай Гойкалов

Девушка: Да, Родина бывает разная, но у всех она одна. А наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живем и учимся.

Мальчик: Что за чудо-красота!

                   Расписные ворота

                   Появились на пути!..

                   В них ни въехать, ни войти.

                                                  (радуга)

/ выбегают дети, исполняют танец «Радуга», в ходе танца, широкой кистью рисуют цветные дуги радуги/

Юноша: Ой! На радуге появились слова! Давайте их прочитаем.

(Слова были заранее нарисованы свечкой)

(Флаг. Гимн. Герб.)

Мальчик: Какие интересные слова. А что обозначают они?

Девушка: Государственные символы.

Старец: Каждая страна имеет свои символы, которые отражают историю народа. С XIX-го века начало складываться триединство символов – это герб, флаг, и гимн. Их еще называют символами государственного суверенитета. Они отражают, прежде всего, исторические традиции и часто политические, религиозные, природные и другие особенности страны.

Юноша: Герб – это эмблема государства, города или даже человеческого рода, семьи.

Мальчик: Где изображается герб?

Девушка: Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Девочка: А бывает так, что герб используется в одежде человека?

Юноша: Герб часто изображается на пуговицах у военных или служащих – пожарных, железнодорожников. Существует даже такое выражение – гербовая пуговица.

Старец: Люди начали придумывать гербы своим государствам давным-давно. Была такая традиция. Когда наследник княжеской династии получал право на престол, то одновременно с этим правом он распоряжался и своим родовым знаком. Этот знак и был родовым гербом династии. Обычно такой знак был запечатлен на шлеме, на печатке перстня и даже на разных предметах домашнего обихода: на посуде, зеркалах. Такие родовые эмблемы и стали основоположниками науки о гербах – геральдики.

Юноша: Историки считают, что основой современного герба стал символ, который появился еще во времена царствования Ивана Грозного. Именно он избрал символом государственной власти двуглавого орла. Геральдика отмечает, что во все времена на гербах использовались изображения птиц, зверей и рыб.

/ демонстрируется слайд современного герба России/

Мальчик: А ведь на нашем гербе изображена не простая птица. В чем ее особенность?

Девушка: Вот среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия – страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая на Запад.

Девочка: А как выглядит герб нашего Каменского района?

/ демонстрируется слайд герба Каменского района/

Старец: На красном фоне в левой верхней части щита герб Воронежа – с правой стороны золотая гора, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду растекающаяся в левую часть щита; в левой нижней части золотые цифры «1750»; в правой верхней части щита серебряная полушестерня снизу, сверху золотой стилизованный подсолнух. Вокруг щита золотые колосья пшеницы, переплетенные алой лентой.

Юноша: Золотая гора символизирует курганские группы, по которым изучена культура эпохи бронзы II тыс. до н.э. и средневековья VI-IX вв. Золотые цифры «1750» рассказывают об основаиелях хутора из Острогожского полка: Вакуленко, Карпенко, Котлярове, Лепехове, Лихотине, Резниченко, Рудакове. Поданным 1776 г., на на хуторе было 9 дворов с 31 жителем мужского пола.

Красный фон щита символизирует храбрость, мужество жителей, проявленные в войнах 1812 г., 1918-19 гг., 1941-45 гг.. Серебряная полушестерня рассказывает о трудолюбии работников промкомбината, ремонтно-технического предприятия, всех тружеников, которые самоотверженно своим трудом преумножили богатство своего района. Стилизованный подсолнух – символ замечательных трудовых традиций маслозавода, филиала швейного объединения «Дон», орденоносного масложиркомбината.

Девушка: Колосья пшеницы – самый сильный символ процветания, плодородия края, в международной символике всегда олицетворял животворную силу народа. Алая лента – символ защиты веры и великодушия людей. Золото – богатство, справедливость, знатность. Серебро – доброта, чистота, невинность.

Девочка: А что такое флаг?

/ демонстрируется слайд «Флаг Российской Федерации»/

Исполняется композиция о Российском трехцветном флаге

Сегодня мы, ребята, решили рассказать

И русскими словами точнее доказать,

Что флаг России нашей

Все поколения России:

От рода к роду, от сына к сыну

Передавали три колора,

Которым равных в мире нет.

Цвет белый – это чистота.

Как белый снег пушистый,

Как белый холст – крестьянки простота,

Как белый хлеб душистый.

Как молоко в подойнике

С белой сладкой пеной,

Герань на подоконнике

Сияет белой веткой.

Всем этим славилась страна,

И торговала им она,

И у сестрички милосердной

Халат, конечно, тоже белый

И у невесты молодой

Цвет платья и фаты такой.

К лицу России белый цвет

И чище, проще цвета нет.

А синий цвет – цвет моря,

Цвет глаз у россиян,

И васильки на поле,

И неба океан.

И если чистым будет тот самый небосклон,

От пороха, от дыма ничуть не затемнен,

То и туман у реки, и лен на полосе

Извечно синим будет в своей нетронутой красе.

И самый яркий цвет у флага –

Цвет красны , как борьба, отвага.

Цвет алой крови всех земных людей,

Живущих рядышком на ней.

В России «красный» - самый лучший,

Ты эти фразы лишь послушай:

«Красна» изба, но не углами –

Гостеприимством, пирогами.

Есть добрый молодец у нас,

И красна девица подчас

По красной площади пройдет

И красным словом позовет.

И армия, мы знаем,

Красной звалась и была прекрасной.

Диплом и аттестат краснеет

У тех, кто от других умнее.

Цвет красный, синий, белый –

Вот флаг России новой.

Когда его другим мы представляем,

Себя все больше уважаем.

И мы должны свой флаг любить

Как мать свою, Отчизну, чтить

Ведь эти три колора –

Нам в жизни всем опора.

Юноша: Нам осталось поговорить о последнем символе Российского Государства – его гимне. Гимн исполняют и слушают стоя. Поэтому давайте встанем и послушаем его.

/звучит Гимн Российской Федерации/

Старец: Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. По традициям принято, что музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые, говорящие о стране, которую воспевают.

Мальчик: Кто авторы гимна, то есть государственной песни?

Девушка: Конечно, как и у любой другой песни, у нее два автора. Поэт написал слова для песни, а композитор – музыку. С автором слов российского гимна вы все хорошо знакомы – это поэт Сергей Михалков.

Девочка: Все мы хорошо знаем его замечательные стихи: «Дядя Степа», «А что у вас?», «Трезор». По сюжету Михалкова снято много мультипликационных и художественных фильмов, а еще – это автор веселых пьес. Все вы знаете еще одну песню, написанную на его стихи, - это «Песенка друзей».

Юноша: А вот композитор, который написал музыку для нашего российского гимна (слайд – портрет А. Александрова). Это Александр Александров, организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской Армии, который теперь носит его имя. Музыка Александрова широко известна, ее знает весь мир. Это он сочинил музыку к песням, ставшим классическими: «Священная война» и «Несокрушимая и легендарная».

Мальчик: Да, на нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней.

Девочка: И хотя мы еще маленькие дети, но уже являемся гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.

Девушка: Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – Россия.

/ Звучит фонограмма с записью «Ромашковая Русь»/

На музыкальный проигрыш песни юноша с девушкой и детьми спускаются в зал и раздают участникам «Ромашки» со словами пожеланий любви к Родине. Во время этого действия солнце на «заднике поднимается, становится алым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Русь-Россия-Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...

Утренник для 2-3 классов "РОССИЯ, РУСЬ - КУДА Я НИ ВЗГЛЯНУ,,,"

Утренник для 2-3 классов , внеурочное занятие для патриотического воспитания учащихся....

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы "Россия, Русь, люблю тебя!"

Внеклассное занятие для воспитанников детского дома по разделу духовно-нравственное воспитание, на тему "Россия, Русь, люблю тебя!". На данном занятии рассматриваются истоки народной культуры и творче...

КТД сценарий праздника "Россия Русь"

Данный сценарий был написан для коллективной творческой деятельности учеников 4 класса казачей направленности....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" "Как украшает себя человек"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по изобразительному искусству 1 класс «Школа России»...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»

Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.Изучение истории родного края по данной программе предпол...

Итоги олимпиады «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!» Школьный тур, 4 класс «б», классный руководитель: Спицина А. Н. 2019/ 2020 учебный год

Итоги олимпиады«Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»Школьный тур, 4 класс «б», классный руководитель: Спицина А. Н.2019/ 2020 учебный год...