путешествие в Югру
методическая разработка (3 класс) на тему

Наприенко Светлана Владимировна

Цель:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Предварительная работа:

• Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство

• Чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, стихов из книги О. Аксеновой «Приезжайте в тундру к нам»

• Тематические занятия

• Слушание хантыйской музыки, разучивание народной песни

«Три упряжки», народных танцев «Охотники» и «Хантеечки»

• Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра »

• Изготовление с детьми поделок

• Изготовление поделок родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа

 

Театрализованное представление

«Путешествие в Югру»

Учитель начальных классов

Наприенко Светлана Владимировна

Т:37-420

п.Междуреченский

2013г

Тема:     Театрализованное представление «Путешествие в Югру»

Цель:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные сказки, песни, загадки, пословицы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству северных народов.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края.

• Воспитывать любовь и уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО, бережное отношение к родной природе.

Оборудование: Зал украшен выставкой народно - прикладного искусства народов Севера. В центре сцены оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных),мультимедийный проектор, записи «музыка и песни народов севера».

Этапы мероприятия:

Вступительное слово

Демонстрация сказки

Работа с залом: Знакомство с обрядами, загадками поговорками.

Заключительное слово.

Источники:

1. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург, 2000.

2. «Золотое перышко», сборник стихов детей Нефтеюганского района, -

Екатеринбург, 2004.

3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной»

4. Википедия

 (звучит хантыйская музыка)

Выходит Хозяйка тайги

Север, край любимый, синий.
В снежной пыли звездной дали.
Здесь мне жизнь и эту землю
Мать с отцом в наследство дали,
Здесь – широкое раздолье,
Лес с брусничною поляной,
С тихим шепотом березы,
И звенящим пеньем сосен,
С грустью осени прекрасной,
И свеченьем нежным весен.
Здесь под свист метели белой,
Снятся вешние рассветы,
И холодными ночами –
Краски северного лета.
Я люблю свой край,
Свой Север,
В голубых озерах дали:
Пусть - холодный, пусть - суровый.
Разлюблю его едва ли.

Дорогие, друзья! 10 декабря наш Родной Ханты -Мансийский округ - Югра отмечает свой юбилей - 90 лет!

Югорский край, заветный край России.

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

мы с детских лет всем сердцем влюблены!

И сегодня я, Хозяйка Тайги, приглашаю Вас в путешествие по нашему удивительному, богатому природному краю - Краю белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок 500-летнего красавца Тайги - кедра!

Югра - дивный край, где живут коренные жители: ханты и манси - истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники. В старину хантов называли остяками, а манси -

вогулами. Это два близкородственных народа, а их языки названы угорскими. У этих народов есть священный многострунный инструмент - журавль - арфа или торыг. Не каждый мог касаться струн этой арфы. Лишь по большим дням звенит ее голос, лишь от большого горя стонут струны - жилы, лишь от великого счастья поет мудрый журавль. А струн у арфы много. Как много обрядов, легенд и песен! Лейся песня - душа народа!

(Исполняется песня  о родном крае)

Кому, как не мне, Хозяйке Тайги хорошо знакомы радости и печали родной Югры?

Трону одну струну и задумаюсь: «Возможно, ли спасти природу, ее мудрую гармонию?»

Трону другую и думаю: «Что волнует мои народы» Трону третью: «Течет прекрасная Конда, рыба струями плещет. А небо, небо белой ночи звенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей».

Тронешь струну и задумаешься - как обо всем этом Вам рассказать? Может сказка поможет, ведь в ней глаза народа: Сказка, пой о жизни моего края! Расскажи историю давнего времени.

Мансийская сказка

На сцену выходит КОМПОЛЭН - болотный дух.

Давно это было. Тогда люди еще понимали язык птиц и зверей, трав и деревьев, дорожили их дружбой, а самые мудрые из племени хранили тайны понимания. Звери дарили людям шубы, а в тяжелую годину делились последней шкурой.

(представление сказки)

КОМПОЛЭН - БОЛОТНЫЙ ДУХ

Действ, лица:

Комполэн

Медведь

Охотник Касюм

Ведущий

Ведущий.

Старые люди слышали от своих дедов и прадедов, что в давние времена очень дружили Охотник и Медведь; Медведь был старшим братом людям, Лось - средним, а Журавль и Лебедь - младшими. Чайки и Гагары были людям сестрами, а значит - кому-то матерью, кому-то бабушкой. Они и положили начало человеческому роду.

- Никак не мог смириться с этим самый злой и коварный дух - Комполэн - дух болотный. Он пугал всех из непроходимой чащи, заводил всех в  гиблые места. -Вот как однажды было:

Наловил Медведь рыбы в реке, сам поел и охотнику Касюму принес.

(медведь подходит к чуму, выходит охотник, приветствуют друг друга)

Медведь

-Ешь Касюм, свежая рыба - вкусная!

Касюм

Спасибо брат! А я для тебя кузов малины припас: ешь на здоровье, копи жир - скоро тебе в берлогу ложиться! (медведь кланяется берет малину идет в берлогу, охотник - в чум)

Ведущий.

Сел Медведь в берлогу, ест малину, только собрался залечь на зиму, как подкрался к нему болотный дух - Комполэн, обернувшись лосем:

 Комполен-лось.

Спать собрался брат?

Медведь

Да, пора! (потянулся зевая)

Комполен-лось.

И не боишься, брат?

Медведь

А чего мне бояться? (удивленно) Холода что- ли бояться, Шерсть густая, жира на зиму накопил, в жилище моем и без печки тепло. (Зевает) Мне, брат Лось, зимой зеленые сны снятся.

Комполен-лось.

И охотника Касюма не боишься? (громче говорит Лось) Пока ты

сны смотришь, он берлогу твою разорит!

Медведь

(перебивает возмущенно) -Он брат мой младший!

 Комполен-лось.

 (колдуя, продолжает)

Или спалит твое жилище. Спалит, пока к тебе силы из лета приходят!

Медведь, (сурово)

Не пойдет брат на брата! Мы одного рода племени.

Комполен-лось.

 (вкрадчиво)

Вот посмотришь. Ни одной шкуры не подарили звери летом охотнику Касюму. Замерзнет он зимой в травяной одежде. Вспомнит, что у тебя шуба теплая и разденет тебя до гола! Вот увидишь!

Медведь.

Что-то я не узнаю тебя рогатый! Уходи с глаз долой!

 Ведущий.

Лег Медведь в берлогу никак уснуть не может: с одного бока на другой перевернулся - неудобно. Постель пригладил, ветки переворошил, никак не уснуть.)

Но вот запел колыбельную ветер (медленная музыка, шум ветра) Раскачал он сосны - и сосны запели. Весь лес подпевал. И медведь стал засыпать. (храп медведя под вой ветра)

Ведущий.

А Комполэн не дремал - ударил дубиной по старому дереву - словно гром раздался у медведя над головой! Вскочил Медведь, походил вокруг берлоги - снова улегся и уснул (снова шум ветра и музыка)

А Комполэн прямо у берлоги на сухие ветки наступил (звук, как

будто кто-то крадется)

Медведь.

Что такое? Неужели и вправду Касюм крадется? (вышел из

берлоги, обошел кругом — никого нет)

Что же это? Почему это я спать не могу? (уходит в берлогу,

берется за голову и сидит, раскачиваясь)

Ведущий.

А Комполэн тем временем превратился в бурундучка и примчался к чуму Касюма. Смотрит - сидит Охотник у костра дрожит от холода. Подкрался Комполэн- бурундучком к нему, и тоненьким голоском спрашивает:

Комп.- Бур.

Холодно тебе, брат Касюм?

Охотник.

Ничего (стучит зубами), ничего, костер пожарче разведу - теплее

станет!...

Комп.- Бур.

А где твоя зимняя шуба? Потерял?

Охотник.

Так получилось, не было у братьев лишней шкуры (улыбается) Ухи поем, чаю попью, согреюсь (подкидывает полено в костер, руки греет)

Коми.- Бур. (шепчет на ухо)

А у Медведя, брата твоего старшего, есть лишняя шуба. Я сам видел, как он на себя вторую шубу натягивал!

Охотник.

Если бы она была у него - он бы со мной поделился! Он добрый, он ведь для меня тайменей ловил, шишки сбивал, в гости ко мне приходил!

Комп.- Бур. (крутится вокруг охотника)

Да это он дом твой смотреть приходил, ему в твоем чуме печурка понравилась. Говорил мне: «Приходи ко мне, когда я выгоню Охотника из чума, на огне кедровые орешки калить будем!»

 Охотник.

Да пусть приходит и ты брат бурундук приходи, у меня всем места хватит

 Комп.- Бур. (злобно)

Еще Медведь говорил мне: «Всякое едал в тайге, все пробовал, а вот каков на вкус Охотник не знаю! Приду как -нибудь темной ночью и съем!»

Охотник.

Всего что-ли? (удивленно)

Комполен - Бур. (начинает злиться)

Да, сначала справа, с ног до головы, потом слева, с головы до ног!

Охотник.

Почему сердит на меня старший брат? Может я обидел его нечаянно? Пойду попрошу у него прощения!

Коми.- Бур. Иди, иди только собак возьми, нож острый, да стрелы!

Охотник.

Кто же в гости с ножом ходит? Коми.- Бур.

А вдруг на тропе злые духи встретятся? В друг не пустят тебя к

брату Медведю?

Охотник.

Ладно! Зимой в глухой тайге немало злых духов.

 Вед.

Собрался охотник и отправился в путь, идет вокруг юрты за

юртой останавливается

Вед.

А Комполэн ураганным ветром впереди него мчится.

Прилетел остановился перед берлогой, взял и надавил плечом на

громадную сосну. Сосна заскрипела, да и повалилась прямо на

медвежий дом. В ужасе вскочил Медведь

(вой ветра, скрип, скрежет, медведь хватается за голову)

Медведь.

Ай-ё! Неужели брат Касюм мой дом ломает? Видно правду лось говорил, Охотник дом мой разорил, сейчас наверное раздевать меня начнет! Но я ему не дамся!

  (Голос Охотника)

О-о-о! Брат мой старший, к тебе иду.

Медведь.

Иди, иди, я тебя встречу!

Ведущий: И только охотник показался, Медведь бросился на него, сбил его с ног и разинул горячую пасть. «Правду мне бурундук говорил. Съесть меня захотел старший брат» - лихорадочно подумал Охотник и ударил медведя. Медведь бросился на Охотника. Встречаются, идут по кругу - Медведь поднимает лапы, рычит, Охотник ударяет его дубиной.

 Медведь.

Аю-аю! Больно, больно мне, (простонал). Почему ты  Касюм последнюю шкуру решил у меня забрать?

(Охотник, хромая, идет к чуму, Медведь схватившись за лапу-

к берлоге.)

Ведущий.

Всю зиму бродил-шатался Медведь по лесу, чуть не умер с голоду, и Охотник всю зиму у печки просидел: переломал ему Медведь ногу.

Так болотный дух - Комполэн навеки поссорил Медведя и Охотника. С тех пор появлялись Медведи - шатуны. Но самые мудрые из народа манси говорят: (все выходят на сцену)

Медведь.

Настанет такое время - Медведь опять будет братом и Кедр

будет братом, а Береза - сестрой.

Охотник.

Оно настанет тогда, когда каждый изгонит из своего сердца зависть и злобу!

Артисты уходят со сцены.

 Выходят дети:

Хозяйка тайги:

Кто Вы? И куда отправились?

 Мальчик:

Я на охоту по звериной тропке.

 Девочка:

А я по грибы.

Мальчик:

О, великая Хозяйка Тайги, я прошу у тебя зверя покрупнее, прошу зверя пожирнее. А еще прошу - пошли мне удачу. Прими от меня хлебушка в придачу!

Девочка:

О, Хозяйка Тайги, разреши мне ягод и грибов собрать. Я духам твоим не буду мешать. Прошу Я - беду отведи от меня. Гостинцы я принесла для тебя!

Хозяйка тайги.

Вижу, знаете Вы заветные слова, теперь я могу взять Вас с собой, в путешествие по Тайге и никакие духи не смогут нам помещать!

 Мальчик:

В Тайге поскрипывают ели,

 Смола стекает словно мед,

Вдруг шишка, сорванная ветром,

 Как птенчик на ладонь порхнет.

Девочка:

Дождь побежит с далеких сопок  

И зажелтеет зверобой

А сколько тут звериных тропок:

 Побродим по Тайге с тобой.

Мальчик:

И поглядим кто в дуплах в норах,

Кто гнезда на вершинах вьет,

Кто в синих прячется озерах

И в речках медленных живет!

Хозяйка тайги:

Очень много зверей и птиц обитает в наших лесах. У коренных народов Севера существует целая корзина загадок о них, и сейчас мы проверим, сумеете ли вы их отгадать:

1.Игра со зрителями «Загадки в туеске»

 Загадки о животных

• Стоит зеленый бор По бору ходит вор На дереве ночует

У всех всё ворует        (рассомаха)

В реке живет В лесу живет

С круч катается

В речке купается

Рыбу ловит

Лису остановит

Таежная красавица

Мехом своим славится (выдра)

В глубокой яме, в глухом лесу

Лежит бревно. Поросло бревно

Черным мохом        (медведь)

2. Вопросы о птицах

-Какие птицы спят ночью, зарывшись в снег, (тетерева, куропатки, рябчики)

Судя по названию, эта птица боится холода, но на самом деле все наоборот! (зяблик)

Как называется птица, которая все время прячет кедровые орешки?

(кедровка)

Какие еще птицы обитают в наших краях? (ответы из зала)

А сейчас поиграем! Разделим зал на 2 половины (или тех, кто отгадывал загадки вызвать на сцену) и проверим кто больше сможет назвать рыб, обитающих в реках Югры!

Хозяйка  тайги: настоящий охотник сможет всегда определить зверя по следам, и сейчас мы проверим, есть ли у нас в зале настоящие охотники?

Игра со зрителями «Узнай зверя по следам»

 Хозяйка Тайги обращаясь к детям: Понравилось Вам наше путешествие по тайге? Не страшно было? Это потому что мы пришли в лес как друзья, и лес ответил нам тем же.

Девочка:

- Дерево, цветок, трава и птица

не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

 на планете мы останемся одни.

 Мальчик:

-Нор звериных птичьего гнезда

 разорять не нужно никогда!

 Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Хозяйка Тайги

- Именно так, в единстве с природой, и живут коренные

жители Югры и учат нас тому же.

Кто не бывал в Тайге Югры

Я приглашаю Вас сюда.

Сейчас она несметная пустыня -

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждем друзья. И вовсе не беда

Коль встретит Вас неласковая вьюга,

В любой зайдите чум - вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга!

Суров мой Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною.

Здесь каждый будет Вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою.

Хозяйка Тайги : А сейчас, мы с вами, дорогие друзья,  оказываемся в поселении коренных народов.

 Старый закон Севера гласит: сначала напои и накорми гостя, угости всем, что имеешь, а потом и расспрашивай

(манси выходят из чума)

(проводит детей к чуму, проводит обряд)

Манси: Словно люльку дверь тяжелую качни

Обогрейся, покалякай, отдохни!

Если я убил оленя - вдоволь ешь.

Мяса нету - посмотри, как окунь свеж,

Ну а нету если рыбы у меня

Мы вкусим тепло домашнего огня

Гость высокий, речь я слушаю твою

И в ответ все, что имею - отдаю

Хозяйка тайги: - какие бы гости не пришли, по древним обычаям, их встретят с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, и узнают: кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, на нарах, застеленных новой оленьей шкурой. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку, боком на блюдце. Если Кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая!

Манси:  - Особое место в жизни хантов имеют запреты: связанные с одеждой - изношенную одежду ханты развешивают на деревьях и ни в коем случае не бросают на землю - говорят, что человек может остаться без души!

Манси: Есть у нас запреты, связанные с огнем - огонь нельзя переносить из одного дома в другой - это все равно, что красть огонь. Хозяин, у которого украли огонь, несчастным будет - дети будут болеть, удачи в промысле не будет.

Хозяйка тайги:

 - Кроме запретов есть приметы, предающиеся из поколения в поколение:

Манси:

Если солнце, как брусника станет красным на закате - утром ветер заиграет, тучи в небе закачает.

Дети: 

Так говорят люди, совсем старые люди!

 Манси:

Если солнце желтым маслом обольет закат свой зимний - быть тогда морозу утром.

дети: 

Так говорят люди, совсем старые люди!

Хозяйка тайги. - А какие приметы погоды знаете Вы, Дорогие друзья?

(Ответы из зала)

Хозяйка тайги:

Сегодня в нашем зале мы играли,

и много о жизни народов ханты и манси узнали.

Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,

Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить.

Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу предложить вам провести обряд. Для вас я приготовила цветные ленточки. У северных народов говорят, что если загадать желание и повязать ленточку на священное дерево, то оно непременно сбудется. Всех у кого есть заветное желание, я приглашаю завязать ленточку на нашем дереве и прощаюсь с вами до следующих встреч!

Ведущая кланяется и уходит с мальчиком в чум.

Под хантыйские напевы дети выходят из зала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в Югру

Слайд 2

Север, край любимый, синий. В снежной пыли звездной дали.

Слайд 4

Мансийская сказка Комполен

Слайд 7

Загадки в туеске Стоит зеленый бор По бору ходит вор На дереве ночует У всех всё ворует В реке живет В лесу живет С круч катается В речке купается Рыбу ловит Лису остановит Таежная красавица Мехом своим славится

Слайд 8

В глубокой яме, в глухом лесу Лежит бревно. Поросло бревно Черным мохом

Слайд 9

Вопросы о птицах Какие птицы спят ночью, зарывшись в снег?

Слайд 10

Судя по названию, эта птица боится холода, но на самом деле все наоборот!

Слайд 11

Как называется птица, которая все время прячет кедровые орешки? Кедровка

Слайд 12

«Узнай зверя по следам»

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Югру

Праздник о времени, о календаре народов ханты...

Путешествие в Югру.

- пробуждение интереса и любви к родному краю;- знакомство детей с природой родного края;- воспитание бережного отношения к природе;- формирование экологических знаний у учащихся;- развитие кругозора ...

Заявка на участие в городской игре "Путешествие по Югре"

Заявка на участие в городской игре "Путешествие по Югре"...

Урок "Путешествие по Югре"

Урок с использованием новых продуктивных технологий XXI века...

Участие городской краеведческой игре «Путешествие по Югре» 2017 - 2018 год.

Участие городской краеведческой игре  «Путешествие по Югре»....

Внеурочное мероприятие "Путешествие в Югру"

Внеклассное мероприятие омалой Родине...

Урок-путешествие по территории малочисленных народов Югры

Сценарий  дня  знаний ( 1 сентября)  в  3 классе.  Урок-путешествие  по  территории  малочисленных  народов  Югры....