Фольклорный праздник для детей, родителей.
классный час на тему

Фольклорный праздник для детей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornyy_prazdnik_dlya_detey_roditeley.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей.

Цели:

• формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народной культуре;

• прививать желание знать и использовать русский фольклор;

• воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.

Прогнозируемый результат: через знание и понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к Отечеству.

        От всех дверей,

        Ото всех ворот

        Выходи скорей,

        Торопись, народ!

        Открываю ворота,

        Выходи, кому охота!

 

Ведущий:                Приветствуем, Вас, добрые люди!                                       Добро пожаловать, гости дорогие!

                                                                        Просим в курень! Красному       гостю – почётное место!

                                                                    Будьте как дома, присаживайтесь!

                                                                    Милости просим!

                                       Радостно мне, что собрались вы все вместе.

 Только вот скажите, по какой причине?

Дети:                А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

1.Ой, над Доном туманы плывут

Ой, над Доном заря занимается

Где-то в поле казачки от счастья поют

И Донская волна откликаетс

Хутор на Дону – это маленький организм, где все друг с другом связаны. Старшее поколение старается передать молодёжи все традиции и обычаи прадедов, казачьи песни, танцы, способы изготовления народной одежды. Как же называются некоторые элементы женской и мужской казачьей одежды?

Женская одежда: кубелёк – платье в талию с узкими рукавами; ичиги – узорные расписные сапоги из мягкой разноцветной кожи; фальшонка – шёлковая чёрная кружевная косынка.

Мужская одежда: шаровары – штаны; рубаха – двух видов – русская и бешмет; сапоги; пояс.

2. Родная степь… Бескрайние просторы.

Кузнечики куют как ковали.

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

3. Тебя люблю, родимый край…

И тихих вод твоих осоку,

И серебро песчаных кос,

Плач чибиса в круге зелёной,

Песнь хороводов на заре,

И в праздник шум станичного майдана,

И старый милый Дон не променяю ни на что.

4. В родной степи шумят моря и реки

Цветут сады, колышутся поля

Очаровала ты меня навеки

Моя Донщина, родина моя!

Удивительное это растение – ковыль. Не ест его скот, не клюют его семена птицы, не нужно оно вроде бы и человеку. Поётся о нём в грустных песнях про расставания да невозвратимые потери-утраты.

А сейчас послушайте историю о цветке, который вы все видели и знаете.

Сценка

Автор: Потеряла девушка Овдотья брата милого. Батый-хан его в плен захватил. Пришла Овдотья к хану, на колени упала, стала просить, чтобы позволил откупить брата. Удивился Батый.

Батый: Брата? А муж?

Овдотья: Замуж выйду – муж будет; будет муж – свёкор будет; муж будет – сын родится; а сын у свёкра родится – деверем мне будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжёг ты…

 

Автор: Подивился Батый мудрости русской девушки, наклонился, сорвал первый попавшийся цветок и протянул его Овдотье.

Батый: Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, и тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа.

Автор: И пошла она по его Орде… Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу цветку передать. Собрали её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и многих русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и ещё красивее стал. С той поры и называют его бессмертником.

6. И прадеды мои, и сверстники,

И в наши дни, и в старину

Цветок бесхитростный

Бессмертником с любовью

Звали на Дону.

Ведущий:

Над дымом ковыля чубатого,

Как искорку, как уголёк,

Своё соцветие розоватое

Взметает в мае стебелёк.

А хмурою порой осеннею

По горницам казачьих хат

В букетах он, как при цветении,

Хранит свой скромный аромат.  

                       7. Эх, сторонушка донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Мне знакома даль степная,

Воды Чира и Донца,

Я всегда свой край узнаю

По дыханью чабреца.

Ведущий: А вот ещё одна легенда о родной степи, о её незабываемом запахе, который будит в душе казака любовь к своей родной земле.

Пожухнет глубокой осенью трава в степи, укроет её до самого окаёма густым и липким туманом, а он чабрец, по-прежнему пахнет горько, и звонко, и радостно. Старые казаки рассказывают, что уехал как-то один казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо, сердце…  Послали за ним станичника6 «Расскажи ему, как стали красивы наши девушки». Выслушал, головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу. Было ли, не было так…  Горько пахнет чабрец, и не спутаешь его ни с какой другой травой. В нём вся степь раздольная и луг многотравный – словом, весь край родной.

8. Казаки, казаки!

Кто сказал, что отныне

Наше время ушло,

Как вода сквозь песок?

Наша вера жива,

И Россия едина –

Всё связалось навеки

В тугой узелок.

 

Ведущий:        А теперь время пришло хлопцев и девчат испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовьсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все загадки!

1. Голубая простыня весь мир покрывает.  (Небо)

2. Над домом висит полбуханки хлебаю  (Луна)

3. На солнышке полежал, да весь в ерик убежал.  (Снег весной)

4. В небе родился, в земле схоронился.  (Дождь)

5. Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь.  (Кот)

6. Песни играет, всяк его знает.  (Сверчок)

7. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето.  (Дерево)

8. Стоит старушка на грядках, вся замотана в платках.  (Капуста)

9. Отгадай – ка, что это: из под земли вылезает, одетым в жаркую баню идёт, а после бани его раздевают.  (Картофель)

10. Кривой двух братцев понёс к Дону  купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется.  (Вёдра и коромысло)

Ведущий: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

                       1. Караул! Караул!

                        Казак Миша утонул!

                Не в болоте, не в реке –

                Просто в кислом молоке!

                

                2. Я сидела на окошке,

                Ехал казачок на кошке!

                Стал к окошку подъезжать,

                Не смог кошку удержать!

3. Речка Дон у нас красива

Чистая до донышка.

А улыбки у девчат –

Яркие, как солнышки!.

4. Щука плавает в Дону,

Спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок.

Выйдет шёлковый платок!

5. Закудахтал пёс Барбос:

В конуре яичко снёс…

В марте стаял снег и лёд –

Это к нам зима идёт!

6. Ой. ребята. Та-ра-ра,

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок.

7. Два каржонка на юру

Раскричались поутру:

Карр да карр, карр да карр –

Вот устроили базар!

8. Вот вернулся селезень –

На замок закрыт курень.

Пришёл Петя-кочеток

И ключом открыл замок.

Ведущий: Донской край богат своими говорами и диалектами. Многие из старых казачьих слов перешли к нам в современный язык. Сейчас я буду называть вам старые казачьи слова, а вы объясните их значение:

Батя – отец

Курень – изба, дом

Завеска – фартук

Нехай – пусть

Чувяки – тапочки

Вечерять – ужинать

Хворать – болеть

Кочет – петух

Квёлый – грустный

Буханка – булка

Гутарить – говорить

Цибарка – ведро.

9. Хочу, чтоб небо было – на века.

Хочу, чтоб солнце каждый день всходило,

Хочу, чтобы мне сердце молодила

Журчащая вода из родника.

10. Хочу, чтобы орёл взлетел туда,

Где гром рокочет – с молнией обвенчан.

11. Прошу, поверьте сердцу моему,

Нет ничего почётней в жизни

Всегда душой любить свою страну

Везде служить своей Отчизне.

13. Весенние воды Тихого Дона

В мерцанье ночи золотятся огнём

Душевный восторг колокольного звона

Обжигает нутро волшебным питьём.

Ведущий: У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край, который дарит ему радость, питает душу, даёт силы. Наша малая родина – это посёлок Виноградный, наша родная школа.

14. Я люблю наш хутор Виноградный

Это чудное сияние зари

Что с рожденья дня растает

Утоли мои печали! Утоли!

15. Я люблю наш хутор Виноградный

Мы здесь счастье в жизни обрели.

За любовь нас строго не суди

И, как мы, казачий край люби!

Ведущий: Давно повелось на Дону, что в горе и в праздник семья пела песни. Песня помогала в работе, и в труде, и в праздники, и в будни.

Казачья песня «Как за Доном, за рекой…»

Игра

Дома ль Марья?

Девочки отвечают из- за домика, затем выходят.

1 девочка. -Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль Дарья?

2 девочка. Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль Акулина?

3 девочка. Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль душенька - Танюшенька?

4 девочка. Туточки я, туточки!

Девочки выходят из-за домика, 4 девочка с прялкой садится на завалинку

4 девочка. Сяду ль я молоденька, на лавку, да под белую березку. Буду прясть да попрядывать, на подруженек поглядывать.

Рассказчики потешек.

        - Вставай, Дуняша, уже день занимается!

        - Пусть занимается, у него до вечера много дел.

        - Вставай, Дуняша, петушок поёт!

        - Пусть поёт! Петушок маленький, ему и ночь долга!

        -  Вставай, Дуняша. Уже солнышко восходит!

        - Пусть восходит, ему далеко бежать нужно!

        - Вставай, Дуняша, каша готова!

        - А я уж, матушка, за столом сижу!

       

        Белый рыжего спросил:

        - Чем ты бороду красил?

        - Я не краской, не замазкой,

        Я на солнышке лежал, кверху бороду держал.

       

        - Сынок, сходи за водицей на речку.

        - Брюхо болит.

        - Сынок, иди кашу есть.

        - Что ж раз мать велит - надо идти.

       

        Стучит, брынчит по улице, Фома едет на курице,

        Тимошка на кошке,

        Туды же по дорожке.

        - Куды Фома едешь,

        Куды погоняешь?

        - Сено косить.

        - На что тебе сено?

        - Коровок кормить.

        - На что тебе коровы?

        - Молока доить.

        - На что тебе молоко?

        - Ребяток поить.

       

        - Федул, что губы надул?

        - Кафтан прожёг

        - Можно зашить.

        - Да иглы нет.

        - А велика ли дыра?

        - Один ворот остался.

        :

        - Что такой весёлый?

        - Рукавицы искал.

        - Нашёл?

        - Нашёл.

        - Где ж они были?

        - За поясом заткнуты!

       

        - Фома, что из лесу не идёшь?

        - Да медведя поймал.

        - Так веди сюда.

        - Да он не идёт.

        - Так сам иди.

        - Да он меня не пускает.

       

        - Тит, иди молотить!

        - Живот болит!

        - Тит, иди кисель хлебать!

        - Где моя большая ложка?!

Девочки-частушницы (поют частушки).

        Вам спою сейчас, подружки,

        Я капустные частушки.

        Я хотя и маленька,

        Да зато удаленька!

       

        Топну ножкой да другой -

        Раззадорю люд честной!

        А когда плясать пойду -

        Всех с собою уведу!

       

        На мне новеньки сапожки

        И платочек аленький,

        А ещё купить серёжки

        Обещала маменька.

       

        Мне работать не впервой,

        Я ведь девка с головой:

        Всем в работе пособлю -

        Вам частушки пропою!

       

        Ах, ты, Тима, Тимофей,

        Не жалей своих лаптей,

        Ты нам, дружка, попляши.

        Нас, девчонок, посмеши!

       

        Эх, топни, нога,

        Разгуляйся, друга!

        Враз душа сама запела

        У меня, у паренька!

       

        Любим кушать мы малину,

        Да за ней мудрёно лезть.

        Мы пришли к вам чин по чину

        Пироги с капустой есть!

       

        Вам пропели мы, подружки,

        Развесёлые частушки.

        Пели мы, старалися,

        А вы нам улыбалися!

Хозяйка.

        Поиграли, поплясали,

        Много нового узнали,

        Мне, Хозяйке, помогли.

        Славно время провели!

        Некому скучать в углах

        На капустных вечерах.

        А теперича - конец -

        Делу славному венец.

        Всех вас я благодарю,

        на прощанье одарю.

        Гости милы-дороги

        Станут кушать пироги!

        Пироги капустные,

        Сытные и вкусные.

        Всем поклон мой и наказ:

        Жду вас в следующий раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...

Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники

Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...

"Как на масляной неделе" сценарий фольклорного праздника для детей младшего школьного возраста.

Вданном театрализованном празднике участвуют   дети от 7 до 11 лет. У каждого ребёнка есть своя роль. Сценарий состоит из пяти действий. В музыке представлены песни, танц...

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возраста «Весёлые потешки».

Данный праздник поможет учителям начальных классов сделать время пребывания учащихся в школе более интересным и весёлым....

Сценарий фольклорного праздника “Масленица’’ для детей 3 класса. (на улице)

Познакомить учащихся с праздником “Масленица”, дать представление  о народных традициях, обрядах; развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызвать по...

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Цели:Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору.Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности.Развитие интеллектуальных и коммуникати...