VI Педагогические чтения «Экологическое возрождение России и других стран в экологическом образовании»
статья (4 класс) на тему

Представлен опыт работы по экологическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya_iz_opyta_raboty.docx215.49 КБ

Предварительный просмотр:

VI-е педагогические чтения  2012 г.

«Экологическое возрождение Росси и других стран в экологическом образовании»

Доклад

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

Из опыта работы  учителя начальных классов

МОУ СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

Насибовой Б.А.

                                                     

                                                                        2012 г.

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

 Насибова Б.А.

МОУ  «СОШ п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

                                                                                                                           

Берегите Землю. Берегите!

Берегите жаворонка в голубом зените,

 Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

 Над пустыней тень от баобаб,

 Ястреба, парящего над полем,

 Ясный месяц над речным покоем,

  Ласточку, мелькающую в жите.

  Берегите Землю! Берегите!

                                                М. Дудин.

     В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание –  актуальная проблема. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

     Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

    Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.

     Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

     Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

- расширение экологических знаний;

- повышение экологической культуры;

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- обогащение кругозора детей;

- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

- привитие бережного отношения и любви к природе.

    Для решения названных задач я спланировала занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединённые в цикл «Зелёная неделя».

Цикл занятий в ГПД «Зелёная неделя»

Экологические    беседы

Экологические   чтения

Экологические   игры

Творческие занятия

Загадки природы

    Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:

1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед  дети знакомятся с фактами исчезновения растений  и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

4-й «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5-й «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

     Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

     Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

      Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников,

 комплексный подход к воспитательному процессу,

организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой,

 воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Как встречают Новый год в России и других странах

Знакомство с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России и других странах....

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности №6 по теме: «Современные деньги России и других стран», 3 класс

Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о современных деньгах России и других стран, которые сейчас находятся в обращении, о наличных и безналичных деньгах.Задачи:- оп...

Современные деньги России и других стран. Банк.

Внеурочное занятие по финансовой грамотности....

Современные деньги России и других стран. Банк.

Внеурочное занятие по финансовой грамотности....

Современные деньги России и других стран. Банк.

Внеурочное занятие по финансовой грамотности....

Презентация "Дед Мороз в России и других странах Мира"

Данная презентация предназначена для учащихся начальной школы. Ее можно использовать на внеклассном мероприятии, посвященном Новому Году. Презентация знакомит ребят с персонажем Деда Мороза в России и...