Рабочая программа "Традиционная культура кубанского казачьего общества"
рабочая программа (1 класс) на тему

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Традиционная культура

кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст участников: 7-10 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ____.08.2012   года

Председатель педсовета

    _____________      Н.П.Петрова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная

 (тип программы: комплексная/тематическая)

кружка                                                                              

                                                                                                                                                    

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Традиционная культура

кубанского казачества»

Срок реализации: 1-4 классы

                                         Возраст участников: 7-10 лет

   

Учитель: Бондаренко Инна Леонидовна

Программа разработана на основе авторской программы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, О. В. Чуп  «История и культура кубанского казачества», 1-4 классы, издательство «Традиция», 2009

2016г

  1.  Пояснительная записка

          Рабочая  программа   по истории  и  культуре  кубанского  казачества  в  1 – 4  классах  составлена   на   основе  авторской  программы  М.В. Мирук,  Е.Н. Ерёменко,  О.В. Чуп.

           История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа «Традиционная культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной  культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание  учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения  выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

 Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения, каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводиться по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа  используется  для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

        В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

По окончании обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
  • уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;
  • основные ремесла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
  • памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества;
  • основы духовной жизни кубанских казаков;
  • структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • Исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
  • Реконструировать основные праздничные обряды;
  • Рассказать о своем казачьем роде;
  • Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • Выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

- Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».


II. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план  1-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

     

     1            

 

      1

     

       

Познакомиться  с  задачами  кружка.

Осознавать  национальную  принадлежность.

2.

Традиционная  культура

кубанских  казаков.

     11

      7

      4

Знакомиться  с  фольклором  кубанских  казаков.

  3.

Труд  и  быт  казаков  на  Кубани.

10

      6

      4

Называть  предметы  быта  казаков.

Приводить  примеры

видов  труда  по  своему  району.  

  4.

Декоративно-прикладное искусство.

     10

      6

      4

Называть  виды  народного  творчества  нашей  местности.

5.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

33

20

13

Учебно-тематический план  2-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

 

     1            

      1

     

       

Познакомиться  с  задачами  кружка.

Осознавать  национальную  принадлежность.

2.

Традиционная  культура

кубанских  казаков.

     11

      7

      4

Знакомиться  с  фольклором  кубанских  казаков.

  3.

Труд  и  быт  казаков  на  Кубани.

10

      6

      4

Называть  предметы  быта  казаков.

Приводить  примеры

видов  труда  по  своему  району.  

  4.

Декоративно-прикладное искусство.

     11

      7

      4

Называть  виды  народного  творчества  нашей  местности.

5.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

21

13

Учебно-тематический план  3-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

 

     1            

      1

     

       

Познакомиться  с  задачами  кружка.

Осознавать  национальную  принадлежность.

2.

Традиционная  культура

кубанских  казаков.

     11

      7

      4

Знакомиться  с  фольклором  кубанских  казаков.

  3.

Труд  и  быт  казаков  на  Кубани.

10

      6

      4

Называть  предметы  быта  казаков.

Приводить  примеры

видов  труда  по  своему  району.  

  4.

Декоративно-прикладное искусство.

     11

      7

      4

Называть  виды  народного  творчества  нашей  местности.

5.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

21

13

Учебно-тематический план  4-го года обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Аудитор-ные

Внеауди-

торные

1.

Вводное  занятие.

 

     1            

      1

     

       

Познакомиться  с  задачами  кружка.

Осознавать  национальную  принадлежность.

2.

Традиционная  культура

кубанских  казаков.

     11

      7

      4

Знакомиться  с  фольклором  кубанских  казаков.

  3.

Труд  и  быт  казаков  на  Кубани.

10

      6

      4

Называть  предметы  быта  казаков.

Приводить  примеры

видов  труда  по  своему  району.  

  4.

Декоративно-прикладное искусство.

     11

      7

      4

Называть  виды  народного  творчества  нашей  местности.

5.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

1

Итого часов:

34

21

13

III. Содержание программы

1 год обучения (33 часа).

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

2 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

3 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

 Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом.

4 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.

4.  Предполагаемые  результаты  реализации  программы.

Воспитательные

результаты

Приобретение школьником  социальных

знаний,  понимания  социальной  реальности   и  повседневной  жизни        /1 уровень/

Формирование

позитивного

отношения  к  базовым  ценностям  нашего  общества  и  к  социальной

реальности в  целом

/2 уровень/

Приобретение  школьником  опыта  самостоятельного  социального  действия

Традиционная   культура  кубанского  казачества

  • определять  основные  жанры  фольклорного  искусства  кубанского  казачества;
  • знать  историю  своей  казачьей  семьи  или  семьи  своего  одноклассника;
  • понимать  особенности  традиций  и  обрядов  кубанских  казаков;
  • знать  основные  памятные  сооружения  в  Крымском  районе;
  •  выполнять элементы  народных  поделок, присущие  традиционным  видам ДПИ  кубанского  казачества;
  • объяснять  структуру  и  направления  деятельности  Кубанского  казачьего  войска.  

  • уметь  исполнять,  демонстрировать  различные  фольклорные  формы  кубанского  казачества;
  • реконструировать  основные  праздничные  обряды;
  • выполнять  домашние  обязанности  в  соответствии  со  своим  возрастом;
  • уметь  рассказать  о  своём  казачьем  роде.

  • инсценировать  народные  обряды  с  песнями и  фольклором кубанских  казаков;
  • исполнять  основы  духовной  жизни  кубанских  казаков;
  • выполнять  изделия, поделки  в  традициях  ДПИ  кубанского  казачества;
  • выполнить  исследовательский  проект  на  тему  «История  и  культура  кубанского  казачества».


Формы и виды контроля

Примерные формы и виды контроля

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

      Что контролируем

1

1.

Традиционная культура кубанских казаков.

Вводный, текущий, итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский    проект «Моя семья»

-  Знание различных фольклорных форм

кубанского казачества;

-  знание особенностей проведения обрядовых  праздников кубанских казаков;

  •  умение исполнять, демонстрировать

различные фольклорные формы кубанского

 казачества;

  • умение реконструировать основные

 праздничные обряды.

3.

Труд и быт казаков на Кубани.

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»

  • Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий

4.

Декоративно-прикладное искусство.

Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

  • Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий;
  • выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.

                           6.  Методические  рекомендации

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения  носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита  проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  • Одним  из  результатов  обучения  является решение  задач   воспитания – осмысления  практического  применения  системы  ценностей.
  • В  основе  образования  лежит  коммуникация,  общение,  что  способствует  развитию  качеств  личности.
  • Ценность  семьи – понимание  важности  семьи  в  жизни  человека,  взаимопонимания  и  взаимопомощи  своим  родным,  осознание  своих  корней;  уважительное отношение  к старшим,  их  опыту,  нравственным  идеалам.
  • Налаживание  взаимосвязи  с  учреждениями  дополнительного  образования.

7.  Описание  материально – технического  обеспечения  образовательного  процесса

                               а)  список литературы для педагога

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. 2000.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.
  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Т. 1-2. Краснодар. 1992.
  5. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар. 2006.
  6. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка…»: образ и ритуал. // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  7. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры Кубанского казачества). // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  8. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  9. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
  10. Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
  11. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
  12. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
  13. Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
  14. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
  15. Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  16. Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  17. Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  18. Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
  19. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
  20. Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
  21. Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
  22. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
  23. Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
  24. Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
  25. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
  26. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
  27. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  28. Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
  29. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
  30. Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
  31. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
  32. Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
  33. Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
  34. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
  35. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
  37. Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
  38. Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
  39. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  40. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
  41. Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
  42. Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
  43. Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.

б)  список литературы для учащихся

  1. Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар. 2002.
  2. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
  3. Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
  4. От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. 1991.
  5. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
  6. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.

                                в)  технические  средства  обучения

Компьютер,  интерактивная   доска.

                                г)  экранно – тематические  пособия

Презентации,  диски  песен.