День народного единства.
классный час (4 класс) на тему

Царева Наталья Александровна

Классный час для 4 класса на тему: "День народного единства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_uchashchihsya_4_klassa.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Царева Наталья Александровна

Классный час для учащихся 4 класса.

Тема: «День народного единства».

Цель: 

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

На стене висят копии старинных гравюр: «Московский Кремль XVI – XVII вв.», памятник Минину и Пожарскому, картины К. Маяковского «Минин на Нижегородской площади», изображение средневекового оружия.

Начинаем классный час, который мы проведем в виде устного журнала.

Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя её они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи…

Широко ты, Русь, по улице земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества и гордости за свою Родину – Россию, за ее могучий и славный народ)

Какие пословицы о своей Родине и её главных городах нашли в разных источниках (опережающее задание)?

  • Своя земля и в гордости мила. Своя земля – свой прах.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всяк кулик свое болото хвалит.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Своя сторона по шёрстке гладит, чужая насупротив.
  • Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.
  • Москва всем городам мать.
  • Кто в Москве не был, красоты не видал.
  • Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Родина и единство. Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чём смысл сегодняшнего праздника?

(В единстве, единении народа – сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а ещё – кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид. (Указывает учитель на картину «Московский Кремль XVI – XVII вв.»)  Что на картине изобразил художник?

(Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы)

Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в XVII веке?

(Идет работа в группах.  На текст, написанный на доске обращается внимание учащихся: князь, бояре, купцы, духовенство, посадский люд, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки, рабовладельцы…)

Найди лишнее слово в этом тексте. Ответ обоснуйте.

          (Рабовладельцы – это примета рабовладельческого строя.)

А теперь вашему вниманию предлагается театральная страничка. Посмотрим небольшую сценку и подумаем о том, какая опасность угрожала России в начале XVII  века.

В темной келье при свечах трудится монах-летописец. Около него появляется мальчик-ученик.

Мальчик (в сторону)

По послушанью в келье в этой

Он летопись ведет.

Ни на челе высоком, ни на взорах

Нельзя прочесть его глубоких дум.

Летописец отрывается от работы и кладёт перо.

Мальчик (обращается к летописцу)

О чем, отец, ты летопись ведёшь?

Кому обращены твои сказания?

Летописец

Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу

И сильных чаще понимают

 За их отвагу, твёрдость, доброту.

(Задумчиво)

Безмолвно как, спокойно всё кругом…

Однако предчувствую небесный гром и горе. (Вздыхает)

Средь мирных дел

Грядут лихие времена –

Нас ждёт година испытаний.

Мальчик.

О, кто с тобою согласится?

России слава так гремит повсюду.

Своим богатством и размером она теснит Европы страны.

То торг ведут купцы со всех концов вселенной..

Летописец.

Не ведают они, что на Западе уж зреет смута. И буря пронесётся по стране великая. И будут отторгаться от России земли. И Кремль падет перед врагом, как лист осенний.

Мальчик.

Кто ж так прогневал Небеса?

Летописец.

Да, будут дни крамол,

Но после смут из пепла, из обломков

Россия встанет. Вижу день,

Когда спасителей  её прославят,

А распинавших проклянут…

Учитель (после сценки). Какая же опасность угрожала стране в те годы?

Знаете ли вы, что это за памятник? (Учитель показывает памятник Минину и Пожарскому)

На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же Россия оказала уважение этим людям?

(Учитель демонстрирует репродукцию с картины К.Маковского «Минин на Нижегородской площади»). Прослушайте отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарыч Минин» и рассмотри картину русского живописца Константина Маковского.

У каждого народа есть будущее, настоящее и прошлое. История – это живая связь времён. Много совершено добрых и славных дел нашими предками. В

Памяти уже нескольких поколений живёт подвиг, совершённый Мининым и Пожарским. Они освободили Русскую землю от врагов в 1912 году. В современной России эта дата отмечается 4 ноября как День Народного Единства.

Маковский К.Е. создал эту картину «Минин на площади Нижнегородской площади», призывающий народ к пожертвованиям на сюжет из истории нашей Родины. Период смутного времени, когда страна гибла в мятежах и распрях, на Руси хозяйничали чужеземцы. Шведы захватили Новгород и прилегающие территории. В Москве обосновались поляки. Под угрозой оказалось Русское государство. «Не бывать царству королевством!» - слова, которые произнесли люди как клятву. Началось всё с того, что Кузьме Минину было знамение. Нижегородскому земскому старосте явился преподобный Сергий, велел собрать «казну» на военные нужды и «очищать» Московское государство. Минин понял осенью 1611 года обратился к жителям Нижнего Новгорода, пожертвовать всем ради освобождения родной земли. Он произносил простые слова, но говорил так взволнованно, убедительно, что  речь его доходила до самого сердца людей. И все откликнулись на призыв. С каждым днём всё больше и больше ратников приходило в Нижний из разных городов. Командовать ополчением вызвался Дмитрий Пожарский. 22 октября (4 ноября) 1612 года Москву освободили, а захватчиков изгнали.

Сценка.

Народ

- Эко рыдание во всём соборе!

- Да и было отчего!

- Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!

- Мы за веру православную должны до смерти стоять!

Минин

- Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Не все ль мы дети матери одной?

Народ

- Мы, все, Кузьма Захарыч, все хотим помочь Москве.

Минин

- И ещё, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний!

Что мешкать даром! Время нас не ждёт! Нет дела ратного без воеводы! Кто воеводой будет?

Народ

- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Другого нам не надо!

- Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

Всё отдадим! Теперь не надо нарядов!

- Из руковичного!

- Из ярославцев!

- Костромичи собрали – принимайте!

Минин

Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

  • Как  называет Минина народ?
  • Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
  • Кого поставили во главу ополчения?
  • Каким вам представился образ Кузьмы Минина? Сделайте заключения о чертах характера Минина, выбрав нужные слова:

спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий её, самоотверженный, мужественный, авторитетный, умеющий воодушевлять и повести за собой.

Сообщение историк (ученик подготовил опережающее задания ).

Историк. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрём за Русь святую!» не раз кидались ополченцы на врагов. В этом крике соединялись сердца, все души и мысли, все желания русских. Вражеский гарнизон был силён. Вдруг Минин, вдохновлённый какой-то мыслью, отобрал 300 воинов и смело бросился с ними в самую гущу неприятеля. Неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, и ополченцы воспользовались этим беспорядком… Сей славный бой произошёл 24 августа. Вот каким воином был Новгородский Кузьма Минин!

Каким оружием пользовались ополченцы, вы знаете?

Ружьё, сабля, кистень, боевой топор, булава, палица, винтовка

 (иллюстрации ). Укажите, какое оружие попало в этот список случайно и почему? (Палица – уже вышла из употребления, это оружие более раннего времени, винтовка – более позднего). Рассмотрите  изображение этих сабель и определите, какая из них принадлежит Минину, а какая – Пожарскому. Обоснуйте ответ. (Пожарский – князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин – простой человек, и у него она простая).

(Учитель показывает портреты Минина и Пожарского). Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага.

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День Народного Единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия.

В заключении все вместе произнесём эту речовку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное  - с сердцем,  горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября-день народного единства

Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства....

4 ноября - день народного единства и примирения

Углубить знания детей , воспитывать в детях чувство патриотизма, стремление к единению...

День Народного Единства

Данная презентация поможет при проведении классного часа или внеклассного мероприятия к Дню Народного Единства...

День народного единства

Классный час "День народного единства".Презентация для 2 класса...

презентация "4 ноября - День народного единства"

Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе или во внеклассной работе...