"как на нашей грядке выросли загадки"
методическая разработка (3 класс) на тему

Володькина Лариса Викторовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_na_nashey_gryadke_vyrosli_zagadki.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Как на нашей грядке выросли загадки»

         Цель: познакомить детей с историей возникновения загадки, обучать детей отгадыванию загадок.

          Задачи: закреплять знания о явлениях природы, характерных признаках растений.

          УУД:   Предметные: осознанно воспринимать и различать загадки;

           Метапредметные: познавательные: формулировать ответы на поставленные вопросы,        применять способы решения творческой задачи;

           Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;

           Коммуникативные: использовать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

           Личностные: проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

      Ведущий:

 Что такое загадка? Существует несколько определений загадки.

В словаре это определение звучит так:

Загадка ( «гадати»- думать, рассуждать) – жанр устного народного творчества. Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки.

В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого как правило, ритмически организованного описания какого- либо предмета или явления».

По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого- либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка- это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

   Ведущий:

 Как же возникла загадка в жизни человека?

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека,- они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности, воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Давным   давно, когда еще боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу- Леший, в реке – Водяной, русалки, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю и просто со стадом в лес, старались вслух  не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того, чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Еще вначале прошлого века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли «коровой», а корову «рыкуша», коня «долгохвостый».

Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым «тайный» язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку, то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар, и мал в какой- нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А задавали не просто, как вздумается, а строго порядка держались.

  Ведущий:

Какие виды загадок бывают?

Загадки бывают: народные, авторские и загадки для детей.

Русские народные загадки всегда славились своей оригинальностью и разнообразием. Такая загадка для ума очень полезна, ведь для того, чтобы отгадать загадку необходимо образное и абстрактное мышление, умение сравнивать, видеть сходства и различия, подтекст, читать между строк, различать фразы в прямом и переносном значениях.

Не каждая народная загадка таит в себе элементарный ответ- так кажется лишь на первый взгляд. Иногда, чтобы понять разгадку необходимо серьезно «напрячь мозг».

Например:

В году у дедушки четыре имени. (Времена года: весна, лето, осень, зима)

Рук и ног у него нет,

А все трясет и качает. (ветер)

Авторская загадка- это загадка про которою мы знаем, кто именно ее сочинил. Авторы загадок это известные писатели, и поэты, и обычные люди.

Например:

Людмила Алдошина

Висит в небе высоко,

Светит ярко, далеко.

Всех увидит, обогреет,

Темноту везде рассеет,

Прыгнет зайчиком в оконце.

Догадались? Это…  (солнце)

Самуил Яковлевич Маршак

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.  (дерево)

Самые простые загадки- это загадки для детей. Загадки для детей- это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.

Например:

Пришла без красок

 И без кисти,

И перекрасила все листья. (осень)

Бежал по тропке луговой-

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой-

Речка сделалась рябой.   (ветер)

Так же загадки могут быть на разную тематику. Например, загадки могут быть о явлениях природы, о временах года, о различных инструментах, о животных, птицах и т.д.

Наш час загадки мы относится к замечательному времени года. К какому? Чтобы это узнать нам надо отгадать загадку:

Солнцу теплому не верьте-

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

Правильно, это замечательное пора- Осень.

   Ведущий: 

На тему: «Осень» и будут наши загадки. Осенью происходят разные природные явления, созревают овощи и фрукты, в лесу собирают грибы и ягоды. Попробуйте отгадать какие сюрпризы и подарки приготовила для вас осень.

(Ведущий загадывает загадки, на доске проецируются ответы в виде картинок.)

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (листопад)

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду бесе мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу. (осенний дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет, да свищет. (ветер)

Прилетел я с ветерком

И накрыл избушки.

Воздух словно с молоком,

Подставляйте кружки. ( туман)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел- оставил их,

Средних, маленьких, больших. ( лужи )

В октябре пока тепло,

А на лужице- стекло.

Ведь холодной ночью звездной

Наша лужица подмерзла,

Сразу стало интересней:

На стекло ступи и треснет! ( первый лед)

Вот такие природные явления происходят осенью.

Что же нам еще дарит осень?

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свекла.

А сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем?  (урожай)

Какой же урожай мы собираем осенью?

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож.   (груша)

Расселась барыня на грядке.

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.  (капуста)

Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине- сладко.  (слива)

Как слива темна.

Как репа кругла.

На грядке силу копила,

К хозяйке в борщ угодила.  (свекла)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.  (яблоко)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?  (картошка)

Осень в сад

 К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И галдя, его клюют.  (рябина)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь- очень гладкая.

На вкус- как сахар сладкая.  (морковка)

Мышка зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора-

Зерен выросла гора!

Что- же делают зверята?

Угадайте-ка, ребята!  (запасы на зиму)

Что же запасают на зиму звери?

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут-

Береток не найдут.  (желуди)

Очень крепкий этот малый,

Зубу непослушный.

Расколи его сначала,

А потом и кушай!    (орех)

И на горке, и под горкой,

Под березкой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.  (грибы)

  Ведущий:

 Вы молодцы, ребята, знаете много загадок.

Давайте теперь попробуем придумать загадки сами. Предлагаю вам поделиться на группы. Каждой группе дается право выбрать предмет или явление природы о котором нужно сочинить загадку.

Каждая команда выбирает капитана.

Капитан выбирает карточку с названием (дождь, листопад, осень и т.д.)

Для выполнения задания детям дается время.

В конце подводятся итоги проведенного занятия:

  Ведущий: 

Что интересного и нового вы узнали?

Понравилось ли вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация:"ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ"

Занимательный материл по окружающему миру....

Наше творчество. Сочиняем загадки

Ребята 3-Б класса, жду от вас новых творческих находок....

Проект "Загадки наших имён"

У девочек на перемене возник вопрос: " А имя Полина - русское?" Ребятя стали спорить... Вот так и появилась тема нашего проекта: "Загадки наших имён" Проект выполняли ученики 1 класса....

Загадки наших имён (презентация)

Презентация к проекту "Загадки наших имён"...

Статья в газету "Северянка" Сказка выросла на грядке.

На нашей выставке чего только не было......

Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"

Рабочая программа 1 класс окружающий мир "Гармония" с ВПМ "Лекарственные растения на нашей грядке"...

Развлечение для детей в старшей группе «Загадки с овощной грядки»

Цель:расширить представление об окружающем мире, воспитывать внимательное отношение к природе.Задачи:- закрепить знания детей об овощах: о форме, цвете, величине, строении растения, о труде...