Статья "Духовно-нравственное воспитание: назад в будущее"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Корчагина Марина Владимировна

Состояние духовно-нравственного воспитания в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nrastvennoe_vospitanie_nazad_v_budushchee.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Корчагина Марина Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Волжский Утес

ДУХОВНО-НРАСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: НАЗАД В БУДУЩЕЕ

«Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо

вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие

и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству»
                      (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач общества и государства поставили воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина, т.е. духовно-нравственной личности.

В настоящее  время  духовно-нравственное  воспитание приобрело особую значимость, так как  долгое время в России основную  нравственную  задачу  видели  в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины, а в период перестройки – вообще потеря ориентиров. И именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами,  любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Пугающее распространение наркомании и безнравственности, разводы и насилие в семье, безудержный рост числа неполных семей, все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задумываться о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками  на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность.

Как удержать, уберечь его хрупкое  сознание от губительных соблазнов, как дать самую надёжную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются  богатство и власть? Если мы оглянемся назад к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом  нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы нам сейчас воспитать духовно-нравственных людей, нужно вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимо обратиться назад в прошлое.

Перед учителем - в настоящее время встаёт задача осознания смысла и

значения обучения и воспитания, нахождения тех методов и приёмов, которые

помогут педагогам сделать этот процесс не просто передачей знаний,

освободив ребёнка от нравственных ориентиров, но станут прочной основой

духовной высоты личности.

Однажды я прочитала обращение одного из директоров американской школы. Он говорил: «Уважаемый учитель, я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные учёными инженерами; детей, отравленных учёными врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсёстрами; женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу Вас: помогите своим ученикам стать человечными. Ваши усилия не должны привести к появлению учёных чудовищ, умелых психопатов… Чтение, письмо,арифметика важны, только если они служат человечности».

В этих словах  отражена та боль современного образования, которая отзывается в каждом разумном человеке. Это бездуховность, которая поселилась в наших школах. Несколько десятилетий мы говорим о знаниях, умениях и навыках, об их важности и нужности. Но очень мало сказано о духовности! Почему мы молчим о том, что знания должны быть духовными?!

Если вдуматься, ведь

Образование –есть  процесс питания души и сердца ребёнка всеми лучши

ми, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации, т.е. процесс воспитания души.

Воспитание – питание души человека, находящегося на пути становления. Воспитание должно опережать обучение знаниям.

Учитель – любовью творящий.

Ученик – усваивающий истину.

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и

справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной

организаций , но и общества в целом . Такие ценности во все времена

скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные  

устои . Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и

культурно-духовную самостоятельность.

 Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.  Сегодня слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высоко духовных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики

 Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Развивать у детей нравственные качества необходимо с раннего возраста. Семья закладывает основы воспитания, а школа развивает личность, опираясь на модели, программы, системы. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Сегодня мы отдаём приоритет духовно-нравственному воспитанию личности, через внеурочную деятельность понимая его важность и ответственность.

Мы просто обязаны передать новому поколению высокие качества духовности русского народа.

Все эти проблемы и привели к разработке программы внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников».

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.

В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности младшего школьника на примере  приобщения их к духу и культуре родного народа.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

Программа внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников организуется по следующим направлениям:

духовно-нравственное;

научно-познавательное;

художественно-эстетическое;

общественно-полезная деятельность;

-проектно-исследовательская деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная (досуговое общение);

– художественное творчество;

краеведческая.

Формы внеурочной деятельности:

 сюжетно-ролевые игры;

 лекции-беседы;

посещение выставочных храмов, воскресной школы, историко-культурных и природных музеев-заповедников;

встречи с интересными людьми;

праздники, фестивали;

– творческие мастерские,

– викторины;

– устный журнал;

– слайд-презентации.

   Содержание программы «Азбука православной культуры для младших школьников» позволяет детям узнать  о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный  возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и  светской музыкой, живописью и зодчеством, позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно  ребенок  может быть подведен  к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства  неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.  Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

 Традиции православия и народной культуры неразделимы. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром.

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры, которые складывались на основе национальных традиций и учитывали культурные, социальные и духовные ценности народа. Здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Народные игры - особая форма организации внеурочной деятельности, выступающая основным средством воспитания, которая приобщает детей к обычаям народа, а с другой стороны, помогает сплотить коллектив путём включения в активную деятельность.

Православные и народные праздники  обогащают мир человека. Праздники  всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества,  в котором бы не существовало праздника.

Для формирования личности ребенка   праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-народные и православные праздники  знакомят  детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- народные и православные  праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.

Совершение паломничества обычно меняет людей. Они начинают по-другому смотреть на мир и часто понимают, что кроме суеты, есть и нечто другое, ведущее к познанию истины.

Приобщение к творчеству православных мастеров способствует развитию мышления; активно идет формирование эмоционально-волевой сферы личности, ребенок привыкает адекватно выражать радость, внимание, заботу, одновременно проявлять терпение, выдержку и послушание.

   Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

  1. Библиографический список
  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
  4. Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
  5. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
  6. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Воспитание школьников”, 2014 г. (1).
  7. Алексеева А. “О православном воспитании в России”. - м. “Классный руководдитель“,2013 г. (1).
  8. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание обучающихся”. - м. “ Воспитание школьников”,2014 г. (5).
  9. “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2015 г.
  10. “Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2014 г.
  11. “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2015 г.
  12. “Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”. ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2011г.
  13. Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2013 (1)
  14. Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2011 г.(9).
  15. Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
  16. Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
  17. “Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2014 г.
  18. “В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ко дню именинника. Праздник – путешествие «Назад в будущее»

Сценарий данного праздника предполагает заочное путешествие по временам года, где происходит поздравление одноклассников с прошедшим или наступающим днем рождения. Всё это проходит в игровой форме с и...

Программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Будущее»

«Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое поменять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко  другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь...

Внеклассное мероприятие "Дети Войны. Назад в будущее"

Воспитательное мероприятие ко Дню Победы для 1-4 классов...

«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее»

Программа  развития классного коллектива: « Мир – по прежнему красив»...

Эссе «Воспитание: взгляд в будущее»

laquo;Воспитание: взгляд в будущее»...

Сценарий праздника "Назад в будущее" 1 класс

Сценарий праздника "назад в будущее" 1 класс...

Проектная задача "Назад в будущее"

Представлен замысел проектной задачи по окружающему миру  в 4 классе на тему: "Материки". Дети обобщают полученные знания по данной теме, а также дополняют их новой информацией. Узнают ...