Фестиваль дружбы народов "Народы Самарского края"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Минина Валентина Владимировна

Данный материал включает в себя положение о проведении в ГБОУ СОШ №2 Фестиваля дружбы народов, сценарии проведения разных этапов мероприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Усть-Кинельский

_______________Плотников Ю.А.

«___»__________2016

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном Фестивале дружбы народов

«Народы Самарского края»

среди обучающихся 1-4 классов

  1. Общие положения

Фестиваль дружбы народов «Народы Самарского края» (далее Фестиваль) проводится на основании плана учебно-воспитательной работы ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский в рамках проведения мероприятий к Всемирному дню толерантности.

Фестиваль реализуется в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственного и общекультурного направления  и дает возможность получить школьникам  опыт участия в общественной жизни школы.

Цель: создание условий для формирования национального самосознания младших школьников, толерантных отношений в детской межнациональной среде, уважительного отношения к национальным традициям и культуре народов, проживающих на территории Самарской области.

Задачи Фестиваля:

  • углубление и расширение знаний в области культуры народов Самарской области;
  • содействие укреплению межнациональных культурных связей народов, проживающих на территории  Самарской  области,
  •  создание условий для самореализации и самовыражения участников;
  • приобщение обучающихся начальной школы  к активным формам досуга;
  • создание среды творческого общения.

  1. Организаторы Фестиваля

Общее руководство подготовкой и проведением Фестиваля осуществляют учителя внеурочной деятельности Минина В.В., Лозовская М.А., а также кураторы начальной ступени обучения Сарандаева Л.И., Титова М.И.

Организаторы Фестиваля

  • осуществляют организационное обеспечение Фестиваля;
  • курируют подготовку классных коллективов к Фестивалю;
  • разрабатывают и готовят сценарий проведения Фестиваля;
  • формируют состав жюри;
  • определяют порядок и критерии оценки представленных работ и выступлений детских коллективов;
  • анализируют и обобщают опыт проведения Фестиваля.

3. Участники

В Фестивале принимают участие  обучающиеся 1-4 классов ГБОУ СОШ №2.

Родители обучающихся, представители администрации и педагогического коллектива школы приглашаются в качестве зрителей Фестиваля.

4. Время и место проведения

Фестиваль проводится   14-18 ноября 2016 г.   согласно плану воспитательной работы.  Для обучающихся основного здания школы мероприятие организуется в актовом зале школы, для обучающихся в здании лицея - в холле второго этажа.

Фестиваль будет проходить как многожанровый праздник культур народов Поволжья в течение учебной недели.

1 день – открытие Фестиваля.

2 день – выступление художественной самодеятельности.

3 день – день народных игр.

4 день – день национальной кухни.

5 день – закрытие Фестиваля, подведение итогов.

Фестиваль проводится в рамках внеурочной деятельности в период с 12.30 до 13.30.

5. Условия проведения Фестиваля

Каждый класс представляет на Фестивале одну из народностей, проживающих на территории Самарской области. Участники готовят:

  • Представление своей национальности (не более 3 минут). В содержании выступления должны отражаться исторические и культурные ценности народов. Форму представления классные коллективы выбирают самостоятельно.
  • Номер художественной самодеятельности: песня или танец. Все номера концертной программы (песни, танцы, обряды и др.) должны соответствовать этическим и культурным нормам, быть продуманы и отрепетированы заранее. Продолжительность выступления участников не более 5 минут.
  • Народные игры. Участники конкурса представляют по одной игре, проводя ее на участниках Фестиваля.
  • Национальные блюда. Участникам конкурса необходимо: представить приготовленные блюда, рассказать о национальных традициях, связанные с этими блюдами, красочно оформить рецепты представленных блюд

Обязательным условием участия в Фестивале является наличие национальных костюмов, атрибутики цвета национального флага (флажки, вымпелы, шары, цветы, галстуки, ленты  и т.п.).

6. Награждение участников

Работа участников Фестиваля оценивается жюри,  состав которого формируется из числа руководителей и сотрудников ГБОУ СОШ №2 и ее структурных подразделений. Они оценивают участников по следующим критериям:

- отражение идей фестиваля;

- информативность материалов;

- глубина раскрытия темы;

- наличие костюмов и атрибутики;

- зрелищность выступления;

- творческий подход и оригинальная форма выступления;

- самобытность в исполнение творческих работ.

По итогам Фестиваля все участники награждаются дипломами и грамотами в различных номинациях.



Предварительный просмотр:

Сценарий открытия Фестиваля дружбы народов

«Народы Самарского края»

Под музыку группы «Любе» «От Волги до Енисея..» появляются матрешки-ведущие.  Танец матрешек.

_ вед. Здоровеньки булы!

_ вед. Лачё дывэс!

_ вед. Шумбрат!

_ вед. Ыра кун!

_ вед. Исэнмесез!

_ вед. Барев!

_ вед. Здравствуйте!

_ вед. Именно так звучат привычные слова приветствия из уст жителей нашей Самарской области.

_вед. Самара, рождённая в сердце России, –
Народов Поволжья большая семья,
В веках своё гордое имя носила
Любимая наша,
Самарская наша,
Во веки священная наша земля!

_ вед. Самарская область – один из многонациональных регионов России. На ее территории проживают люди более 157 национальностей.

_ вед. Все они разные, говорят на разных языках, поют разные песни, слушают разные сказки. Но все они равные. Они одинаково любят землю, на которой живут, свой дом, своих родных и близких.

_вед. И все они хотят жить в дружбе и согласии.

_ вед. У нас с вами есть возможность познакомиться с обычаями, традициями и культурой некоторых народов, проживающих в Самарском крае.

_вед. Добро пожаловать на Фестиваль дружбы народов!

_вед. Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем, о дружбе споем.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

Подарит нам радость, согреет теплом!

_вед. Вы готовы, ребята? Сейчас мы это проверим.

Игра с залом.

Поднимите все ладошки

И похлопайте немножко.

Дружно хлопните 5 раз:

Раз, два, три, четыре, пять.

Посмотрите на себя, на соседа справа, слева.

Мой сосед такой хороший, я пожму ему ладоши.

И другой сосед хороший, и ему пожму ладоши.

Руки всем поднять пора, крикнуть громкое: «Ура!»

_вед. А какая она наша Самарская область? Как и когда она появилась? Чем известна и чем прославилась?

_вед. Предлагаю узнать об этом побольше.

Рассказ ведущих «История Самарского края»,

видеоряд о главных ее вехах (7 минут).

История Самарского края уходит в глубокую древность. Археологи нашли на ее территории множество стоянок первобытных людей, которые занимались скотоводством, земледелием и ремеслами.

В конце IX – начале Х веков Самарская Лука вошла в состав Волжской Булгарии, упоминание о которой можно встретить в народных былинах. Жители этого древнего государства занимались ремёслами и торговлей с древними русичами и степными кочевниками.

В 1236 году через территорию области прокатились татаро-монгольские войска хана Батыя, уничтожив и разрушив поселения волжских булгар. С тех самых пор эти земли находились под властью кочевников. Дикие это были времена.

В начале XVI века на Волгу стали переселяться люди в поисках лучшей доли и свободы,  так начала складываться волжская вольница. Казачьи ватаги прятались на как бы ничейной земле между кочевой степью и окраинными царскими крепостями среди островов и протоков Волги, в глухих лесах и горах Самарской луки. А чем они занимались? Да разбойничали, грабили купцов и торговые караваны.

И до сих пор в названиях Самары и Самарской луки жива память о них: Ермакова поляна в честь атамана Ермакова, Барбошина поляна в честь Богдана Барбоши, село Кольцово в честь атамана Ивана Кольцо. Гора Стрельная, самая высокая гора Жигулей, была дозорным постом казаков, откуда они и высматривали торговцев или царские войска.

Волга была одним из главных торговых путей. И чтобы обезопасить  его от набегов казаков и кочевников, царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, издал указ  о постройке крепости, которая бы и охраняла торговые пути. Руководителем строительства был назначен воевода – князь Григорий Засекин.

Весной 1586 года струги и плоты с воинскими и работными людьми, а также лесом и припасами для строительства городка спустились вниз по Волге к устью Самары. К концу лета появились первые известия о Самаре, а в сентябре того же года в построенном городке останавливались уже посольские и торговые караваны.

Самара стала крупнейшим торговым центром на Волге. А вот  промышленно-ремесленное производство было развито слабо. В списке ремесленников города перечисляются следующие специальности: бондари, иконники, камышники, кирпичники, кузнецы, плотники, портные, сапожники, серебрянники, солоденники, сыромятники, рыбники, харчевники, часовники, шапочники, калачницы, хлебницы и молочницы. Весьма значимым для самарских жителей являлся рыбный промысел.

В 1688 году Самара получила статус уездного города. В это время она занимала  чуть больше трёх десятин площади, а население ее составляло около 4 тыс. человек.

В  XIX веке Самара начала преображаться. К этому времени в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России. Активно развивались пароходства и рыбная ловля, торговля мануфактурными товарами. Через Самарскую губернию прошли главные пути железной дороги.

К этому времени относится расцвет самарского купечества. Купцы возводили особняки и доходные дома, храмы и больницы, магазины и пристани. За городом, вдоль Волги, разместились крупные дачи состоятельных самарцев.

Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад. Надо сказать, что Октябрьская Революция в Самаре совершилась без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) Валериан Владимирович Куйбышев.  В 1935 году решением Советского правительства Самара была переименована в его честь, она стала  Куйбышевом.

Во время Великой Отечественной войны Куйбышев был объявлен запасной столицей СССР. Здесь были размещены Правительство, часть военных управлений, Наркомат иностранных дел, все дипломатические представительства. Специально для главнокомандующего Иосифа Сталина здесь был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров.

Сюда же, в Куйбышев эвакуировали крупнейшие оборонные заводы, дававшие продукцию для фронта.  На городе лежала забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим, орудиями, самолетами.

После окончания Великой Отечественной войны жители Куйбышевской области вернулись к мирному труду. Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь развивалось машиностроение, авиастроение, ракетостроение. Юрий  Гагарин стартовал в космос 12 апреля 1961 года на ракете, собранной в Куйбышеве.

В 1990 году городу и области были возвращены исторические названия – Самара и Самарская область.

Прошлое и настоящее Самарского края – славные героические, трудовые и культурные страницы летописи России.

Особенностью Самарского края являлось то, что  в течение долгих веков его заселяли не только русские  люди, но и другие народы – мордва, чуваши, татары, казахи, марийцы, украинцы, немцы, башкиры, цыгане и многие другие. Люди  разных национальностей жили в добром соседстве друг с другом, не ссорились друг с другом.

Именно поэтому в Самарской области такие крепкие культурные связи между всеми народами.

_ вед. На просторах Самарского края

Много разных народов живет.

Все народы, как братья родные,

Всем народам – любовь и почет!

_ вед. Давайте же уже с ними знакомиться. Приглашаем подняться на сцену представителей народов Самарской области от каждого класса.

На сцену поднимаются по 2 человека от класса.

Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»,

коллективный танец ребят.

_ вед. Какие они народы, населяющие наш край? Об этом подробно расскажут ребята.

Визитные карточки от каждого класса.

 Представление выбранной народности.

_вед. Немцы, русские, татары,

И казахи, и мордва

Проживают в добром мире,

Как на дереве листва.

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Этот день – наш общий праздник!

Этот край – наш общий дом!

_ вед. А вместе мы дети одной большой страны, России.

Хор дружбы народов «Мы дети твои, Россия!»

_ вед. Сегодня мы только начали знакомство с народами Самарского края. Впереди у нас целая неделя Фестиваля дружбы народов.

_ вед. Завтра во вторник ребята будут демонстрировать народные танцы и песни.

_ вед. В среду вас ждет день народных игр.

_вед. В четверг будет проходить день народной кухни.

_ вед. Подведем итоги Фестиваля в пятницу.

_ вед. За эту неделю вы узнаете много интересного о культуре и традициях народов, с которыми мы сегодня познакомились, подружитесь с новыми ребятами, подумаете над главным вопросом Фестиваля «Что объединяет народы Самарского края?»

_ вед. И помните: не может быть дружбы между народами и странами, если не дружат сами люди. И лучше всего – когда дружат дети.

_ вед. Вам выбирать друзей, надежных, верных, и для себя, и для своей страны. От вашей дружбы будут складываться отношения нашей державы с другими государствами.

_вед. Ведь детская дружба – это ниточка, которая потянет за собой дружбу на целую жизни, навсегда.

Спасибо за внимание, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Сценарий проведения дня художественной самодеятельности

в рамках Фестиваля дружбы народа

_вед. Добрый день, ребята! Здравствуйте!

_вед. Двери нашей  школы распахнуты для детей всех национальностей. Здесь учатся не только русские ребята, но и украинцы, чуваши, татары, казахи, армяне.

_вед. Давайте поприветствуем всех, кто сегодня представляет народы, проживающие на территории нашей гостеприимной Самарской области.

1 А класс – казахи

1 В класс – русские

2 Б класс – казахи

2 В класс – цыгане

2 Д класс - чуваши

3 В класс – русские

3 Г класс – мордва

3 Д класс - армяне

4 А класс – украинцы

4 Б класс – татары (аплодисменты, переходящие в бурные овации)

_вед. У этих народов так много общих дум и переживаний, столько общих трудов, забот и творческих радостей. И каждому народу хочется рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических сказаниях и легендах.

_вед. И каждый народ делает это по-своему.

_вед. Сегодня второй день нашего Фестиваля – день художественной самодеятельности.

_вед. Сегодня у нас есть возможность окунуться в музыкальную культуру разных народов.

_вед. С вашей помощью, ребята, мы увидим разнообразие красок и жанров, песен и танцев, музыку, народные костюмы и счастливые лица.  

_вед. Давайте встречать выступающих артистов бурными аплодисментами.

_вед.

Ведущие исполняют народную песню «Ах, Самара-городок»

_вед. А кто же продолжит наш концерт?

_вед.  Мы это узнаем, когда разгадаем загадку.

_вед. Он шипит и кряхтит,

Воду быстро кипятит.

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (самовар)

_вед. Самовар является одним из символов России.

_вед. Как приятно пить чай из самовара!

_вед. А вот ребята из 1 «В» класса еще и танцевать с ним могут.

Выступление учащихся 1 «В» класса

«Самовар»

_вед. Хорошо чайку попить,

О том о сем поговорить.

Но теперь пора плясать,

Народный танец показать.

_вед. Нет, наверное, более известного русского танца, чем «Калинка-малинка».

Выступление учащихся 3 «В» класса

«Калинка-малинка»

_вед. Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – чуваши.

_вед. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного.

_вед. Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в чувашской музыке.

Выступление учащихся 2 «Д» класса

_вед. Вот уже много веков подряд идут рядом русские и мордва, подставляя друг другу плечо в трудные тяжелые годины, одолевая врагов и устремляясь к мирной и счастливой жизни.

_вед. Поистине у мордвы и русских корни перевиты-

Глубока их память, дружба велика.

_вед. Мордовин русского увидеть очень рад

И говорит при встрече «здравствуй - шумбрат».

_вед. А как еще звучит мордовская речь?

_вед. Мы это можем узнать из следующего выступления.

Выступление учащихся 3 «Г» класса

_  вед. Тары, бары, растабары

Вас приветствуют татары!

_вед. Их, татар, на белом свете,

миллионы, всех не счесть,

друг за друга все в ответе,

всем хвала, и всем им честь.

_вед. А познакомят нас с татарской культурой учащиеся 4 «Б» класса.

Выступление учащихся 4«Б» класса

_вед. Украина и Россия, словно две сестры,

Раскрасавицы-подруги, ярки, как костры.

Тут и там народ  славяне, непростой судьбы.

Жаль, что нет сейчас меж ними дружбы и любви.

_вед. Хороши у них цветочки, сплетены из них веночки.

Ленты будут наряжать, будут петь и танцевать!

Выступление учащихся 4 «А» класса

Песня «Осень», танец «Пчелка»

_вед. Наша Россия граничит с Казахстаном. Между двумя этими государствами сложилась дружба, проверенная веками.

_вед. Казахские племена добровольно вошли в состав Российского государства. И сейчас между нашими странами существуют добрососедские отношения.

_вед. Не зря говорят, что у русских и казахов общий путь –

Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!

_вед.

Выступление учащихся 1 «А» и 2 «Б» классов.

_вед. Великая прекрасная Армения,

Ты многое сумела пережить:

Рассветы, становления, гонения,

Богатство, нищету, землетрясения,

Но стойкий дух сумела сохранить.

Выступление учащихся 3 «Д» класса

_вед. Кони. Табор. Звук гитары.

В поле строятся шатры.

Песни звук цыганской, старой,

Взвили страстные костры.

_вед. Как цыгане поют - передать невозможно.

Да и есть ли на свете такие слова?!

То с надрывной тоскою, темно и тревожно.

То с весельем таким, что хоть с плеч голова!

_вед. Встречайте цыганский табор от 2 «В» класса.

Выступление учащихся 2 «В» класса

вед. Вот на такой веселой ноте подходит к завершению второй день Фестиваля.

_вед. Спасибо всем за музыкальные номера, за доставленное всем удовольствие.

_вед. Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что теперь, выбирая друзей, вы будете стараться понять, чем живет ваш друг, какие традиции чтит, на каком языке говорит.

До новых встреч!

Как хорошо тебе и мне,

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь – кругом друзья.

Казахи мы и русские,

Немцы и уйгуры,

Мы дети нашей Родины,

Ее мы очень любим.

***



Предварительный просмотр:

Сценарий закрытия Фестиваля дружбы народов

Ведущие исполняют песню «Мы дети твои, Россия»

_вед. Много народов в России  живет,

 К новым вершинам  Отчизну ведет.

 В единстве народов сила  страны.

 Дети России дружбой  сильны!

 _вед. Язык порой разный и  разная вера.

 Мы стали для всех

 образцом и примером.

 _вед. Дети России дружны с  детских лет,

 В этом, пожалуй, наш  главный секрет.

 Общие игры у нас и забавы,

 Общая школа и общее  право.

 Общее солнце, земля, где  живем,

 Учимся вместе и вместе  растем!

_вед. Вот и подошел к концу наш Фестиваль, целью которого было показать, что все народы должны жить в дружбе и согласии. И я предлагаю еще раз поприветствовать участников.

1 Б класс – русские

1 Г класс – якуты

2 А класс – мордва

2 Г класс – татары

3 А класс – украинцы

3 Б класс – русские

4 В класс – белорусы

4 Г класс – цыгане

1 А класс – казахи

1 В класс – русские

2 Б класс – казахи

2 В класс – цыгане

2 Д класс - чуваши

3 В класс – русские

3 Г класс – мордва

3 Д класс - армяне

4 А класс – украинцы

4 Б класс – татары

_вед. Интересно, насколько хорошо ребята узнали, как зовут жителей разных стран?

_вед. Мы можем это узнать, если сыграем в игру «По городам и странам». Вы готовы, дети?

_вед. Я называю страну, а вы хором отвечаете, какой народ там живет.

Игра «По городам и странам»

Азербайджан – азербайджанцы,

Украина – украинцы,

Мордовия – мордва (не мордвинцы),

Армения – армяне,

Чувашия – чуваши,

Башкирия – башкиры,

Киргизия – киргизы,

Удмуртия – удмурты,

Грузия – грузины,

Казахстан – казахи,

Белоруссия – белорусы,

Молдавия – молдаване,

Чечня – чеченцы,

Болгария – болгары,

Калмыкия – калмыки,

Россия – русские.

_вед. Молодцы, ребята. Все правильно сказали, всех правильно назвали.

_вед. Дорогие ребята, в течение недели вы думали над главным вопросом Фестиваля «Что объединяет народы Самарского края?». Пришла пора открыть почтовые ящики и узнать, какие же ответы мы получили на этот вопрос.

Ведущие зачитывают ответы учащихся из конвертов.

_вед. Вы верно подметили сходства в традициях, обычаях, играх и даже кухне народов Самарского края. Все это помогает нам жить в согласии и мире на территории нашей великой и могучей страны.

_вед. Каждый народ богат своими  культурными особенностями. Сегодня у нас есть возможность увидеть наиболее яркие и запомнившиеся нам выступления.

Гала-концерт (2-3 номера)

_вед. И конечно же, пришла пора подвести итоги. Все 5 дней Фестиваля наши члены жюри оценивали работу каждого класса. Что же они решили?

_вед. Представляем слово ________________________________

_____________________________________________________________

Подведение итогов, награждение классов.

_вед. Чтобы Россия могла  процветать

 Душою и сердцем должны  мы понять,

_вед.  Что мир от отцов нам  достался в наследство,

 А дружба для мира  надежное средство!

_вед. Все дети планеты,  давайте дружить

 И Землю родную беречь и любить,

_вед. Чтоб мир для потомков  своих сохранить!

 Девчонки,  мальчишки,

 Нам в будущем жить!

_вед. Наш фестиваль – это шаг навстречу дружбе и пониманию между жителями Самарского края.

_ вед. Давайте возьмемся за руки – это и станет еще одним символом единства и дружбы народов, а значит могущества России.

Песня «Моя Россия»

До новых встреч!

Культура нарда – это не только его обычаи, традиции, но и национальная кухня. У каждого народа это неповторимые, ароматно-аппетитные, приготовляемые на торжественные мероприятия, национальные и семейные праздники блюда.

Какими же шедеврами удивят участники заочного путешествия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка праздника "фестиваль дружбы народов"

25 октября-фестиваль дружбы народов Казахстана...

Фестиваль Дружбы Народов. Молдавия.

Сценарий проведения фестиваля дружбы народов. Наш класс представлял землю Молдовы....

Фестиваль Дружбы народов КЧР

Фестиваль Дружбы народов КЧР...

Сценарий выступления на Фестивале Дружбы народов. Народ - цыгане.

Фестиваль Дружбы народов является традиционным во многих школах. Благодаря такому мероприятию дети узнают о языках,  культуре, обычаях, традициях разных народов. Данная разработка поможет предста...