Главные вкладки

    методический материал«Новые воспитательные технологии».
    статья на тему

    Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx18.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление: «Новые воспитательные технологии».

    Воспитывающее обучение: тесная связь обучения и воспитания

    Основной целью работы любой современной школы является: Развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
    Для того чтобы личность учащегося развивалась должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. Сейчас мотивация сплошь и рядом подменяется административно – командным способом взаимодействия с учащимися с его неизменными атрибутами: криком, требованием, претензиями, оскорблением, приказами, нагнетанием, угрозами, наращиванием количества дом заданий и учебных нагрузок – вообще недовольством, загнанностью, тревожностью, усталостью, как учителя, так и учащегося. На сегодняшний момент при всех преобразованиях образования, введении различных новшеств у нас присутствует стандартно-знаниевый подход (в том числе и в профильном обучении), декларирование личностно-ориентированного образования и полным отсутствием ресурсов для его реализации, отсутствие времени, сил, мотивов для осуществления воспитания в процессе обучения. 
    Главная задача для каждого педагога не та, о которой я говорила в начале – развитие личности. Нам необходимо подготовить детей для сдачи ЕГЭ, дать ему сумму механических знаний по предмету. Любая школа стопроцентно подчинена стандартам образования и результатам ЕГЭ мы с вами вынуждены заставлять детей помнить, знать, повторять, делать, и это оказывается важнее, чем предполагать, думать, восхищаться, решать проблемы. Как у учителя, так и у учащегося нет никакой радости от процесса познания, а это мало способствует достижению основной цели образования – социализации учащихся.
    В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины?
    Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? Ученые умы считают, что это объясняется репродуктивно-ориентированным образованием, разделением обучения и воспитания в процессе образования.
    К сожалению, школа вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична, не разнообразна. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос со школы растет не адекватно ее возможностям.
    Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы и сегодняшний педсовет, мне кажется, может подсказать вам, как найти эти инструменты, как выровнять ситуацию, чтобы хотя бы в отдельной небольшой поселковой школе процесс обучения был един с процессом воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением.
    Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе.
    Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
    Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
    • Диагностирование
    • Целеполагание
    • Проектирование
    • Конструирование
    • Организационно – деятельностный компонент
    • Контрольно – управленческий компонент
    • Содержательный компонент 
    Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности. 
    Содержанием воспитательных технологий являются:
    Научно обоснованные социализированные требования

    Передача социального опыта

    Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

    Социализированная оценка ученика

    Организация творческого дела

    Создание ситуации успеха


    Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
    Все технологии условно можно разделить на три группы: традиционные, новые и новейшие.
    Новейшие воспитательные концепции и технологии:
    Концепция «Культурологическая».
    • Воспитывать надо через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами.
    • Воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности
    • Цель воспитания – целостный человек культуры
    Базовые процессы воспитания:
    1. жизнетворчество
    2. социализация
    3. культурная идентификация
    4. духовно-нравственное развитие личности
    5. индивидуализация
    Принципы:
    • природосообразности 
    • культуросообразности
    • индивидуально-личностного подхода
    • ценностно-смыслового подхода
    • сотрудничества
    Содержание воспитания включает в себя:
    компоненты личностного опыта компоненты личностно-ориентированного воспитания
    -аксиологический - изучение узловых событий в жизни ребенка
    -культурологический - педагогическая интерпретация его индивидуальных
    -событийный особенностей
    -морально-этический - эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть
    -гражданский - совместное проектирование жизни
    -личностный
    -индивидуально-творческий
    Критерии эффективности воспитательного процесса:
    • уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации
    • способность к нравственной саморегуляции
    • мера педагогической помощи для учащегося в самостроительстве собственной личности
    Концепция «Формирование образа жизни достойного человека»
    • Человек – существо разумное
    • Человек – существо моральное
    • Человек – существо созидательное
    Содержание воспитания включает:
    • философическое воспитание
    • диалогическое воспитание
    • этическое воспитание
    Критерии эффективности:
    1. внешний облик ребенка
    2. физическое и психологическое развитие, поведение
    3. качественность, разнообразие жизни
    4. способности, самочувствие
    5. ценностные предпочтения
    6. отношение ребенка к собственному «Я»

    Технология педагогической поддержки
    Сущность технологии:
    Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот.
    Формы педагогической деятельности:
    • защита
    • помощь
    • педагогическое сопровождение
    • педагогическая поддержка
    Механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: 
    I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; 
    II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка”); 
    III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; 
    IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); 
    V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. 
    Технологические профессиональные операции:
    • инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами предстала проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»
    • выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы – просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»
    • педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное - …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуй еще…»
    • Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств – именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»
    Важное условие общим для всех технологий, концепций является – сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План методической и учебно-воспитательной работы

    Вариант плана методической и учебно-воспитательной работы...

    Методические разработки по воспитательной работе.

     КВН «Умники и умницы»  3 класс. Цель: развивать познавательную деятельность, эмоциональную сферу, прививать любовь к чтению, лит...

    Методическая разработка"Планирование воспитательной работы в з классе по методу И.П. Иванова"

                Методическая разработка по данной теме описывает один из эффективных методов организации коллективной творческой деятельности( по методу И.П.Иванова)....

    Методическая разработка"Планирование воспитательной работы в з классе по методу И.П. Иванова"

                Методическая разработка по данной теме описывает один из эффективных методов организации коллективной творческой деятельности( по методу И.П.Иванова)....

    Учебно - методический материал "План воспитательной работы"

    Учебно - методический материал позволит  начинающему классному руководителю легко и быстро составить план самостоятельно....

    «Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

    Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...