Война в жизни моей семьи.
классный час (3 класс) на тему

   Классный час, проведённый для учащихся 3-5 классов, посвящён Великой Отечественной войне. Выбранная  тема очень актуальна, так как война коснулась каждой семьи. Все от мала до велика встали на защиту своего Отечества. На классном часе мне хотелось показать вклад людей разных возрастов в дело победы над фашизмом - чумой 20 века. А также рассказать детям , о том что ни сразу окончилась война , пришлось добивать остатки фашистских приспешников ещё почти 10 лет.  А главное показать ребятам, что героями этих событий являются не какие-либо отвлеченные люди , а самые близкие, которые живут рядом с нами. Это прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pust_ne_budet_voyny_nikogda.doc80 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_no2_sudba_cheloveka.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое» Ершовского района

Саратовской области.

Тема. Война в жизни моей семьи. 

Классный час в 3-5 классах.

Номинация «Пусть не будет войны никогда».

Работу выполнила: Панина Наталья Николаевна учитель начальных классов I категории, МОУ СОШ с. Моховое Ершовского района Саратовской области, mohovoe07@mail.ru

             

с. Моховое 2012 г.

Краткое описание.

   Классный час, проведённый для учащихся 3-5 классов, посвящён Великой Отечественной войне. Выбранная  тема очень актуальна, так как война коснулась каждой семьи. Все от мала до велика встали на защиту своего Отечества. На классном часе мне хотелось показать вклад людей разных возрастов в дело победы над фашизмом - чумой 20 века. А также рассказать детям , о том что ни сразу окончилась война , пришлось добивать остатки фашистских приспешников ещё почти 10 лет.  А главное показать ребятам, что героями этих событий являются не какие-либо отвлеченные люди , а самые близкие, которые живут рядом с нами. Это прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки.

   Ребята этих классов провели большую подготовительную работу: ходили в школьный музей, брали интервью, делали фотографии, обрабатывали данную информацию. Они учили стихи, песни. Работали над созданием презентаций, изучали историю создания военных песен, проводились репетиции, детям помогали родители.

    Классный час проводился в виде устного журнала, где каждая страница это какое-то историческое событие или судьба человека.

    Я очень надеюсь, что это мероприятие найдёт отклик в душах детей, что чувство патриотизма начнёт у них воспитываться с самого раннего детства, так  как любовь к Родине начинается с любви к близким людям.

     Классный час разработан на краеведческом материале, проводился в канун праздника Победы в торжественной обстановке.

Цели:

Воспитательная:

- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г, ее защитниках и подвигах;

- способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;

- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению на примерах близких родственников участвовавших в Великой Отечественной войне и  работавших подростками в тылу на благо Великой Победы

Образовательная:

- учились брать интервью;

- сами фотографировали;

- учили стихи, песни;

- делали презентации.

Развивающая:

- работали над развитием речи;

- развивали память, умение слушать,

- вырабатывали умение общаться с аудиторией

Оборудование:

единая форма для учащихся, музыкальные записи военных песен, мультимедийная установка, телевизор, DVD плеер.Презентации№1,№2

Оформление

« Первый шаг к добру – не делать зла».

«Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества народа помогли одолеть врага. Терпение, мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству, пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами» Г.К. Жуков.

Ход урока.

Орг момент. Входят учащиеся и гости: учителя, родители

Ведущий: Великая Отечественная война. Ход времени неумолим. Вот уже  66 лет отделяют нас от того яркого майского дня, когда над Рейхстагом взвилось знамя победы. Все дальше и дальше уходят от нас сороковые – роковые. Так давайте же сегодня остановимся посреди жизненной круговерти и вспомним те страшные   военные годы.

 В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. И никто не подозревал, что мечты и многие жизни детей перечеркнет одно страшное слово – война. Тяжелый грохот обрушился на Землю. Вмиг погас свет. И сквозь оглушенный вой и рев прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. « Война!»- крикнул кто-то.  И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени.

( голос Левитана)

1 ученик: Тихо рождалось в предрассветных сумерках утро 22 июня 1941 года.

2 ученик: Обыкновенное летнее утро.

3 ученик: Ничто, казалось не предвещало трагедии. Но не допели соловьи свою песню, не доиграли дети в игры, многие просто не доучились в школах.

4 ученик: 

          Задрожала земля от залпов, шквала металла.

          Июнь… Клонился к вечеру закат.

          И белой ночи разливалось море,

          И раздался звонкий смех ребят,

          Не знающих, не ведающих горе.

5 ученик. Светлое небо стало красным. Началась война…

  (  песня « Вставай страна огромная)

 

 6 ученик

 Война - жесточе нету слова,

 Война - печальней нету слова,

 Война- святее нету слова,

 В тоске и славе этих лет,

 И на устах у нас иного

 Еще не может быть, и нет.

 Тот самый длинный день в году

 С его безоблачной погодой

 Нам выдал общую беду

 На все, на все 4 года.

 

  Ведущий

 22 июня. Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить. Без одной не было бы другой. Точнее сказать, другой просто не могло не быть. Потому что наш народ, сделал, казалось, все, невозможное.

Ведущий

4 года.1418 дней, 34000 часов, и более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

 Ведущий

 Вновь скупая слеза сторожит тишину.

 Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

 Сколько юных тогда, не вернулось назад,

 Не дожив, не допев, под гранитом лежат,

 Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье..

 Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчания

7 ученик

Я вспоминаю часто тех солдат,

 Которые в земле сырой лежат.

 Они стране на верность поклялись

 И подарили нам – потомкам жизнь.

8 ученик

 И ради нас и мира на земле

 Они бесследно канули во мгле.

 Их до сих пор с надеждой дома ждут,

 Они в народной памяти живут.

Ведущий: Война, она коснулась каждой семьи. Через судьбы бабушек, дедушек каждый из нас становится причастен  к великой истории Родины. Сегодня нам о своем прадедушке расскажет ученик 4 класса  Тяпкин Андрей (рассказ ученика)

Астанков Василий Григорьевич.

Освобождал: Белоруссию, Латвию, Литву, Восточную Пруссию.

Города: Шауляй, Юрмалу, Кенигсберг, Майсен.

264 стрелковый полк — стрелок декабрь l942г - декабрь 1943г,

261 стрелковый полк — стрелок декабрь 1943г - апрель 1944г.

95 отд. мед. самбам. — на излечении апрель 1944г.

609 стрелковый полк — командир пулемётного отделения май 1944г. -октябрь 1944г.

215 стрелковый полк — командир пулемётного отделения октябрь 1944г.-апрель 1947г.

        Родился Василий Григорьевич в селе Орлов-Гай Ершовского района,

Саратовской области 21.12. 1924 года в многодетной семье, состоящей из пятерых детей, матери и отца.

        Из воспоминаний Василия Григорьевича «Дом у нас был большой в два этажа. По тем временам мы считались богатыми. В доме было всё, что нужно было крестьянину на селе. Но особенно запомнилась библиотека. Отец был грамотным, он окончил гимназию. К нам в дом шло много людей. Кому отец напишем письмо, а кому и совет даст.

    Наступил грозный 1937 год, нашу семью раскулачили, а отца репрессировали. И он больше не вернулся.  Из детей я остался старшим, а мне было тогда 13 лет. Работали много. Я был трактористом. Но все-таки умудрялся совмещать всё. Учился с удовольствием, окончил 9 классов, очень любил читать. Я и сейчас с удовольствием читаю, особенно литературные журналы. Параллельно нас в школе учили  вождению автомобиля  и работе на тракторе.

      О войне узнал, когда работал в поле. Всех мужчин призвали на

фронт. А мальчишки остались за главных.

        Прошёл год и 20 августа 1942 года Василия Григорьевича, которому не исполнилось ещё и 18 лет, был призван в Армию и отправлен на фронт. По повестке было призвано 15 человек. Среди них Шеладёв Василий Степанович, Моршнев Василий Семёнович. Ребятам в правлении дали чемоданы и отправили в районный военкомат, который располагался в Дергачах. Повезли на лошадях, а провожал его маленький брат, с матерью не удалось проститься.

    Всех призывников погрузили в эшелоны и повезли к линии фронта.

Первая остановка на маленькой станции Новочеркасская. Солдат накормили, переодели в бывшем в употреблении обмундирование.

Сразу вызвали трактористов. Стал служить и воевать в артиллерии. Первое время отступали. Впечатления о войне, это чувство шока и потерь. Погиб при бомбёжке мой земляк Ерошенко. Далее попал в тыл на Урал в Миас в секретную часть. Участвовал в испытаниях «Катюш», возил двухсот миллиметровые пушки.

        Затем Белорусский фронт. Освобождал всю Белоруссию. Бои были

тяжёлые болота и страшные топи, строили переправы, мосты.        Видели зверства фашистов, население было нам очень радо. Здесь был назначен командиром пулемётного расчёта. До сих пор помню пулемёт «Максим» и своих однополчан наводчиков Кочепасова Семёна из Тамбовской области и Французова Михаила из г. Горького.

        Участвовал в боях в Восточной Пруссии. В январе окружили крупную группировку немцев в Кенигсберге. Город был сильно укреплён, это З-х метровый вал, окружавший весь Кенигсберг. Бои были страшные, с большими потерями с обоих сторон. Участвовал в освобождении Латвии и Литвы. Прорывали оборону Шауляя и вышли в октябре на побережье Балтийского моря. Встретил победу в Литве, как раз наши войска окружили трёхсот шести десяти тысячную группировку немцев. Затем мой пулемётный

расчёт нёс дежурство день и ночь на мосту, пропускал пленных и войска. Война для меня окончилась не сразу. На Урале прослужил ещё два года.

Вернулся домой 17 апреля 1947 года. Имеет награды: «Орден Отечественной войны III степени» от 11марта 1985 года; медаль «За отвагу», награждён ме далью Жукова от 19 февраля 1996 года.

    После возвращения всю свою жизнь посвятил работе на земле. 47лет проработал трактористом. В 1952 году женился. Вырастил и воспитал четверых детей. Сейчас живёт у внучки. Когда его попросили передать пожелания молодым, он подумал и сказал: «Помню слова своего прадеда Карпа Семёновича о том, что где бы ни жил и работал человек, надо работать от души. И пусть каждый из Вас поймёт. Человек счастлив, когда нужен другим людям».

1ученик:

 Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых, та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

        Они остались в огненной дали,

       Чтоб мы сегодня их не забывали.

Ведущий: Дети войны, это люди,  для  которых  война не прошла бесследно. Это люди, пережившие тяжелые военные и послевоенные годы. Какими они были  дети  40 годов? О чем мечтали, что переживали эти 4 грозных года? В нашем селе  проживают люди, которые в годы войны были детьми.

Калакина Настя ученица 3 класса приготовила фоторепортаж о своей прабабушке Синицыной Екатерины Тимофеевне

Синицыной Екатерине Тимофеевне было тринадцать лет  когда началась Великая Отечественная  война.  Работала в тылу в колхозе «Красный восток» Ершовского района Саратовской области (с.Моховое). Выращивали зерно, махорку с 1942 по 1945год, ухаживали за скотиной.

Презентация 1. Фоторепортаж «Их труд был, для спасения людей».

     

       Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых, та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

        Они остались в огненной дали,

       Чтоб мы сегодня их не забывали.

Ведущий. Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности. 

Ведущий.Солдаты знали, что многих ожидает смерть - может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни.

 Ведущий.Песни, частушки помогали преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов. Сплачивали их, скрашивали разлуку с любимой, с родными и близкими.

 Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

 После боя сердце просит музыки вдвойне.

Учащиеся 3 класса исполняют отрывки из военных песен.

 1.Катюша             музыка М.И. Блантера  слова М.В.Исаковского

 2.Землянка.          музыка Константина Листова,  слова Алексея Суркова.

 3.Синийплаточек музыка Ежи Петербургского, автор слов неизвестен                                                                  

 

Ведущий: Война, она коснулась каждой семьи. Через судьбы бабушек, дедушек каждый из нас становится причастен  к великой истории Родины. Сегодня нам о своем дедушке расскажет ученик 5 класса Панин Егор .

(рассказ ученика) Презентация №2

 

  Я, Панин Егор, маленький листочек большого дерева, посаженного моим дедом, Паниным Петром Романовичем. Оказывается мой дед очень удивительный, с активной жизненной позицией человек. Я  много узнал о нём интересного и поучительного.

Детство.

   Панин Пётр Романович родился в селе Александрия, Ершовского района, Саратовской области в 1930 году 1 декабря. Семья была большая отец-Панин Роман Васильевич, мать - Панина Мария Васильевна, восемь сестёр и он -мой дед.

   Учился в Васильевской школе, окончил всего пять классов. 1941 году началась Великая Отечественная война. Мальчику Пете было 11 лет. Все были в поле. Начался призыв на войну. К августу в селе остались одни женщины, подростки, старики и дети. Его отца сразу забрали на окопы, а потом в действующую армию. В тринадцать лет началась трудовая  деятельность моего дедушки. Это был 1943 год, мальчик Петя  работал помощником кузнеца Цуркан Ивана Петровича. Осенью в поле на косилках запряжёнными лошадьми. Было очень тяжело. Но колхоз существовал, работали на быках, верблюдах.

    Долгожданную победу  Петя встретил 15 летним подростком. В 1945 году вернулся с фронта отец и стал работать конюхом. В колхозе на тот момент оставались 15  лошадей, которых запрягали в три оставшихся плуга, ещё 30 рабочих быков.

Взрослая жизнь.

В 1948 году Панин Пётр Романович окончил Перекопновское МТС. И вернулся в родное село и стал работать трактористом на гусеничном тракторе ЧТЗ. Тракторов  было всего два. Его напарником был Стёпин М.П..

А вот и Армия.

  В 1949 году его забрали в армию. Тогда военная служба продолжалась три года. Место службы западная Украина, Станиславская область, г. Калуш. Служил в войсках Министерства Государственной Безопасности .

Военные действия. Западная Украина.

     15 человек из Ершовского района  попали на эту службу. Прошли курс «молодого бойца». Пётр Романович попал в полк, который участвовал в боевых действиях по освобождению западной Украины от бандитских формирований  западно-украинских националистов. Он в составе полка МГБ сделал 147 боевых выходов, засады, секреты, прочёски.

     Боевые действия проходили в горах Карпаты, местность была лесистая. После фашистов на этой территории оставалось много бункеров, в которых прятались бандиты.

      Дед рассказывает, что население было запугано. Бандиты совершали вылазки, взрывали железнодорожные пути, убивали милиционеров, учителей, расстреливали не подчиняющихся их законам людей, поджигали клубы, библиотеки, школы.

     Об одной из военной операции хочется рассказать .В 1951 год при «прочё –сывании» леса был обнаружен бункер. Солдатам было очень трудно

обезвредить бандитов, началась перестрелка. Часть бандитов была уничтожена. Среди них была женщина, которую взяли в плен, она была без сознания. Позднее выяснилось, это оказалась жена руководителя бандформирования по кличке Север. Мой дед охранял её, как ценного свидетеля. Это было очень опасно.

  Бандиты продолжали проводить агитацию среди местного населения против советских войск. Разрушительные вылазки националистов продолжались. Руководство поставило задачу перед солдатами уничтожить главаря банды .

Бесконечно проводились разведывательные операции, прочёски. Но результата не было. Бандиты продолжали скрываться в фашистских бункерах. В одной из 7 дневной  операции разведчики в ручье обнаружили отходы жизнедеятельности. Поиск бандитов сузился. И вот был обнаружен замаскированный люк бункера, это был вход в адское жилище. Бандиты сдаваться не хотели. Начался штурм. Это было хорошо укреплённое логово бандитов.

     Бандитское формирование со своим главарём было уничтожено. За эту операцию Панин Пётр Романович получил благодарность от полковника МГБ Бочарова. В1953 году мой дед был демобилизован. Пётр Романович вернулся домой в село Александрия. И остались только воспоминания о службе в армии.

         Только через сорок лет мой дед был найден Районным Военкоматом. И за заслуги перед Отечеством ему было присвоено звание участника Великой Отечественной войны.

                           

                                                Мирный труд.

     В 1953 году Панин Пётр Романович вернулся на родину. Село было в упадке. Общий трудовой стаж моего деда 45 лет.

    С 1954 по 1958год работал трактористом. С 1958 по1970 год шофёром на автомобилях: ЗИС – 150. ГАЗ – 51, ГАЗ – 93, Урал – ЗИС.

    С 1971 стал убирать хлеб, работая на комбайне. В 1973 – 1974 году Саратовская область собрала  30 млн. пудов зерна. А мой дед намолотил более16 млн. центнеров зерна. И за этот трудовой подвиг был награждён «Орденом Трудового Красного Знамени.   В 1974 году «Почётной грамотой ВЦСПС» и путёвкой в Венгрию.

  За любую работу брался мой дед. И всю её выполнял хорошо на радость людям и себе. Даже когда ушёл на пенсию ещё работал семь лет.

    Я не представляю своего дедушку без  бабушки Паниной Нины Фёдоровны .Они прожили вместе 56 лет. Бабушка во всём его поддерживала

     Пётр Романович построил дом, вырастил сад. Родил трёх сыновей: воспитал, дал образование. Но его дом не обошла беда стороной в автомобильной катастрофе погиб его младший сын, мой отец.С тех пор он помогает моей семье: маме, старшему брату и мне. Радуется нашим удачам, огорчается, если мы что-то делаем не так. Помогает советом и делом.

      В этом году ему исполнится 80 лет. Но он хочет быть полезным людям. Мои дедушка и бабушка активные участники художественной самодеятельности. Их жизнь нельзя разделить от песни. Они участники фольклорного ансамбля «Гречаники» . Были призёрами областного и районного конкурсов художественной самодеятельности.

     Я их очень люблю. И мне хочется, чтобы они жили долго-долго. А я буду очень стараться быть похожим на них.

Горжусь я Вами, ведь по праву,

                                      Вы не искали себе славу –

                                      Вам ныне по труду и честь

         

         

2 ученик

...Помните! Через века, через года, -

 помните!

 О тех, кто уже не придет никогда, -

 помните!

 Не плачьте! В горле сдержите стоны,

 горькие стоны.

 Памяти павших будьте достойны!

 Вечно достойны!

3 ученик

 Хлебом и песней, мечтой и стихами,

 жизнью просторной.

 Каждой секундой, каждым дыханьем

 будьте достойны!

 Люди! Покуда сердца стучатся, -

 помните!

 Какою ценой завоевано счастье, -

 пожалуйста, помните!

4 ученик

 Мечту пронесите через года

 и жизнью наполните!..

 Но о тех, кто уже не придет никогда, -

 заклинаем, - помните!

Все вместе: О тех, кто ушел в бессмертие. Помните!

 Ведущий

 В девятый день ликующего мая.

 Когда легла на землю тишина,

 Промчалась весть от края и до края.

 Мир победил! Окончилась война!

5 ученик

Чем им обязан - знаю я.

 Но пусть не только стих,

 Достойна будет жизнь моя

 Солдатской смерти их…    

Итог урока

   Каждый из нас должен знать о Великой Отечественной войне, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами. «Никто не забыт, ничто не забыто»- пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину!


 ( звучит мелодия песни «Солнечный круг, под мелодию гости и  школьники покидают класс и уходят к памятнику войнам погибшим в годы Великой Отечественной войны для возложения цветов)

Литература

1.Варенников В.И. Парад Победы. – М.: Вагриус, 2005.

2.Электронный носитель «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

3.Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13

4.Журнал «Воспитание школьников» №3 1991г., стр.73;№6 1994 г., стр.52; №2 1995 г., стр.49; №1 1995г., стр.18; №4 1990г., стр.71.

5.Воспоминания  Астанкова В.Г., Синицыной Е.Т, Панина П.Р.

6. М.Ю.Женило Театрализованные праздники «Листья жёлтые над школою кружатся…» Ростов-на Дону изд. «Феникс» 2004 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Судьба человека

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на тему: "Война в судьбе моей семьи"

Работа ученицы 1 класса Хамзиной Эльзы....

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ "НАМ НЕ НУЖНА ВОЙНА. ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ"

2015 год – это знаменательный год для нашей Родины: год 70-летия Великой Победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной войне. Войне, которая принесла на нашу землю...

НАМ НЕ НУЖНА ВОЙНА. ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 1.1. Актуальность проектной работы.1.2. Гипотеза1.3. Цель.1.4. Объект и предмет.1.5. Изученность вопроса.1.6. Задачи.1.7. Этапы реализации проекта.1.8. Методы работы.1.9. Исследо...

Исследовательская работа. Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Эту работу написала ученица 2 класса. Цель её работы - узнать как можко больше от жизни ее родных во время войны....

"Эхо великой войны в сердце моей семьи"

Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы, учащиеся начальной школы мало знаем об этой войне, не задумывались , какой след оставила война в наших семьях?...

НПК "Первые шаги - 2018" Найденков Данила 4 класс Великая Отечественная война в истории моей семьи

Республиканская научно-практическая конференция "Первые шаги" 2018. Найденков Данила ученик 4 класса...

Презентация "Великая Отечественная война в судьбе моей семьй:детство моего дела"

Презентация к проектной работе "Великая отечественная война в судьбе моей семьи: детство моего деда" выполнена ученицей 4 класса. В презентации отражены воспоминая о тяжёлых годах жизни и ст...