Программа "ДОМ"
рабочая программа (1 класс) на тему

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dom.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАЛИНИНО МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Согласовано

Зам. директора по УВР

_____________М.М.Кунгурцева

«___»___________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ СОШ

_______________Р.Ш.Мухарлямов

№ ______ от «___» ________ 2012  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ДОМ»

(друзья – общение – мир)

Направление внеурочной деятельности: социальное.

Класс: 1б.

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.

 

                                                                            Блиновой Галины Аркадьевны,

                                                                                учителя начальных классов

с.Калинино-2012 г.


                                 Пояснительная записка

Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению: искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых умений.

Программа руководства детским общением включает в себя организацию, обучение и корректировку общения. Работа по обучению школьников общению включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямыми и косвенными путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями (правила общения, качества человека, успешности общения и др). Программа рассчитана на учащихся 1 класса в количестве 33 часов (1 час в неделю).

Предпочтение отдаётся игре, так как она является ведущей формой организации общения детей этого возраста и  обеспечивает ребёнку позицию творца, субъекта деятельности и общения.

В работе по обучению общения выделяются следующие

направления работы:

-  формирование, развитие коммуникативных умений, опыта их использования в деятельности и вне её;

-   развитие речевых умений общения;

- формирование социальных установок, коммуникативных качеств, чувств.

Работа с детьми предусматривает использование следующих

форм работы: групповые, работа в парах, группах, индивидуальные, коллективные.

На занятиях применяются различного вида внеучебная деятельность: ролевые игры, дискуссии, драматизация, моделирование, проигрывание и  анализ ситуаций общения, коллективное сочинение сказок, рисование.

Цель программы: Формирование культуры общения, выражения своего «Я».

Задачи:

- отрабатывать стандартные коммуникативные, речевые и игровые умения;

- развивать личностные особенности (открытость, эмпатийность, спонтанность);

 - расширять кругозор, систематизировать знания по интересующим детей вопросам;

- познать себя, свои возможности, закреплять правила общения.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся приобретут навыки общения  в коллективе;

научатся самостоятельно и коллективно работать;

приобретут навыки творческой и поисковой деятельности.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Наша школа. Правила поведения в школе.

3

1

2

2

Интересное вокруг нас.

Способности человека. Желания, увлечения.

3

1

           

           2

3

Я и семья.

3

1

2

4

Человек без друзей, что дерево без корней. Книги - наши друзья.

3

1

2

5

Все профессии важны, все профессии нужны.

3

1

2

6

Человек и природа.

4

1

3

7

Человек, общество, дети. Этическая грамматика.

3

1

2

 8

Язык, речь человека

Я – человек

4

1

3

 9

Мир человеческого общения

Общение в моей жизни

3

1

           

           2

10

Итоговое занятие. Час вопросов

1

1

Итого

30

9

21

Содержание

Теория

Практика

1. Почему учатся в школе? Какие предметы вам более всего нравятся? Что нравится в школе? Почему человек должен учиться всю жизнь?

История школы, правила поведения.

Сюжетно-ролевые игры «Школа». Составление и проигрывание сценок на тему «Школа будущего» «Школа прошлого».

2. Невероятное вокруг нас. Какие вопросы вы задали бы всезнающему?

 «Я и мир знаний». Все ли способны? Как добиться успеха?

«Я и мои таланты»

«Труд - наш отец, счастья кузнец».

Игры «Что? Где? Когда?». «Инопланетяне».

Рисование на тему «Фантастический мир». Коллективное фантазирование «Наша планета в будущем».

Игра «Энциклопедия чудес».

Ролевая игра «Если бы я был волшебником».

«Клуб любознательных» (решение занимательных задач, отгадывание ребусов).

3. «Что в имени  твоём». Мои родные. Помощь родителям, обязанности по дому. Правила поведения дома: приветливость, доброжелательность, умение принять гостей. С кем вам интереснее всего разговаривать в семье.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

 Семейный портрет (конкурс рисунков).

Проективный рассказ «Моя будущая семья».

Конкурс писем: «Я люблю своего папу». «О маме можно говорить  бесконечно».

4. Кого можно назвать другом? Зачем нужна дружба? С кем вы дружите? Десять заповедей человечности. Как жить в ладу с собой и с миром? Книга-источник знаний. Что даёт чтение? Библиотека в вашем доме.

 

Групповая дискуссия «Друг-это тот, кто…».

Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций.

Беседа, обсуждение отрывков из произведений.

Игра «Волшебный стул».

Коллективное составление рассказов, сказок.

Придумывание по группам фантастического приключения «Весёлый сказ».

Аукцион любимых книг.

Экскурсия в библиотеку.

5. Какие профессии существуют? Кем бы вы хотели стать? О профессиях родителей.

 Игра «Кем быть?».

Игры «Профессии», «Город мастеров».

6. Научное представление о возникновении жизни на Земле. Человек-венец творенья. Отличие человека от других земных существ. Его назначение. Здоровый образ жизни.

Ролевая игра «Каким животным я хочу стать».

 Познавательная игра-конкурс «Знаешь ли ты?»

7. Проблемы нашего общества. Родина нашего человека. Сколько стран в мире? Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Зачем нужны правила общения? Кто их придумал? Правила общения в дружбе. Деловое общение. Общение в гостях, в транспорте, в театре. Какие правила общения вы чаще всего нарушаете?

Дискуссия на тему «Проблемы России».

Игра «5 минут карты».

Коллективное рисование «Жизнь древних людей.

Решение проблемных задач по теме «Правила общения».

Проигрывание, анализ ситуаций общения.

Ролевая игра «Мы ждём гостей».

8. О чём мы говорим? Речевая культура школьника. Азбука вежливости.

Наследственность, среда, воспитание. Чему мы радуемся? Что нас огорчает?

Речевые игры: «Рифмы», «Диалог», «Испорченный телефон».

Ролевая игра «Интервью»

Игра «Кто самый внимательный? По картине опиши характер, состояние человека.

Игра «На что похоже?».

9. Все ли живые существа общаются? Что такое общение? Чему мы радуемся? Что нас огорчает? Добро-зло, милосердие-жестокость, ответственность-равнодушие.

 Мой характер. Умею ли я общаться? Мой класс - мои друзья. Общение во дворе на улице

Пословицы и поговорки о добрых качествах человека.

Проигрывание, анализ ситуации общения с товарищами, родителями, учителем в различных местах.

Проективный рассказ «Каким я хочу быть».

10. Понравилось ли вам занятие на игровом кружке? Почему? Чему вы научились?

Любимые сюжетно-ролевые игры, драматизации.

 Презентация

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Дата

1

Здравствуй, школа!

2

Сюжетно-ролевая игра «Школа».  Школа будущего.

3

Интересное вокруг нас.

4

Игра «Что? Где? Когда?»

5

«Фантастический мир» (в гостях у Кисточки).

6

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

7

Конкурс писем «Я люблю своего папу».

8

«Что в имени твоём».

9

Десять заповедей человечности.

10

Игра «Волшебный стул».

11

Экскурсия в библиотеку  «Аукцион любимых книг».

12

Фантастическое приключение «Весёлый сказ».

13

Все профессии важны, все профессии нужны.

14

Игра «Кем быть», «Город мастеров». .

15

Человек – венец творенья.

16

Ролевая игра «Каким животным я хочу стать».

17

Конкурс «Знаешь ли ты».

18

Просмотр фильма «Возникновение жизни на Земле».

19

Родина нашего человека.

20

Игра «5 минут карты».

21

КТД «Жизнь древних людей».

22

Ролевая игра «Мы ждём гостей».

23

Азбука вежливости. Речевые игры.

24

Ролевая игра. «Интервью».

25

Практикум «Испорченный телефон».

26

Час общения.

27

Проективный рассказ «Каким я хочу стать».

28

КТД «Мой класс – мои друзья».

29

Любимые ролевые игры.

30

Презентация «Мой ДОМ».

Ресурсное обеспечение

Библиотекари школьной и сельской библиотек

Кабинет начальных классов

Кабинет информатики

Компьютер, проектор, экран, Интернет, диски

Канцелярские товары

Разработки игр, конкурсов

Карта России

Литература

Малахова.И.А. «Развитие личности художественно-творческой деятельности».Минск, 2003г.

Маслова В.А. «Лингокультурология» М,2001г.

Ильин И.П. «Эмоции и чувства» 2001г

Кряжева Н.Л. « Развитие эмоционального мира детей» Ярославль 2000г.

Шмаков С.А. « Игра учащихся как феномен культуры» 1997 г.

Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. «Коммуникативно – личностное развитие младших школьников. Теоретический аспект», Киров, 2006 г.

«Содержание и  организация изучения развивающего курса для младших школьников «Способный ребёнок», Киров, 2007 г.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. «Внеклассные мероприятия. 1 класс». М.: ВАКО, 2004 г.