Программа ВНД "Азбука истоков"
рабочая программа (1 класс) по теме

Черевко Винера Касимовна

Программа внеурочной деятельность "Азбука истоков" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_istokov.docx106.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа №21»

5585ae7d65553

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ИСТОКОВ»

5585ae7d65553

Направление: духовно-нравственное

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Составитель: Черевко Винера Касимовна,

учитель высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2016г


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Азбука Истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Направление развитие личности: духовно-нравственное.

Актуальность:

В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Главная цельпрограммы «Азбука Истоков» – воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.

Задачи:

- подвести обучащиюхся к пониманию сути Истоков;

- развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

- развивать образное и логическое мышление;

- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.

- ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Ценностные ориентиры:

Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса,  так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической,  социально-правовой и другими  надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.

      В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

Место курса в учебном плане:

Реализация программы  рассчитана на организацию работы обучающихся во внеурочное время.

Возраст обучающихся - 7-8 лет. Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения.

На  реализацию программы в  1  классе  отводится  33 ч  в год  (1  час  в  неделю).


Личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Азбука Истоков»

Личностные УУД направлены на:

-уважительное отношение к вечным ценностям человека;

-формирование у них устойчивого интереса к Истокам;

-реализацию их творческого потенциала в процессе занятий.

Познавательные УУД направлены на:

-осознание обучающимися роли социальных категории Мир, Слово, Образ, Книга

в жизни человека;

-введение обучающихся в мир родного языка, развитие языкового чувства.

Коммуникативные УУД направлены на:

-приобщение школьников к продуктивному сотрудничеству в процессе выполнения заданий;

-развитие способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при

работе в парах, группах;

-формирование доброжелательности. Умение слушать и слышать собеседника,

размышлять в слух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение.


Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука истоков»

В первом классе обучающиеся подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

МИР

1. Солнышко, мама и папа (А М)

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой своё название и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значение слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто может правильно понять? Конечно, мам и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках).

3. Истоки и школа (К О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово – образ, слово – символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква).

4. Дар (Рождество) (Е Ё)

Праздничное слово. Слово – поздравление. Слово – приветствие. Слово – прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5. Истоки и радуга (И Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожим, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: радость, радуга. (в упражнениях найти слова «из одной семьи».)

6. Сказки А.С.Пушкина (Ш С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7. Родной край (Й)

У каждого края своё имя. В какой стране мы живём? Названия городов, сёл, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ Г)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копьё, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово – действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9. Святыни России. Илья Муромец (У Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

СЛОВО

10. Слово (Х В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

11. Весна и слово (Н Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем ещё можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

12. Золотое сердечко (З Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и

подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

13, 14. Серебряное копытце (Д Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

15. Честное слово. Былина «Добрыня Никитич» (Ч Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

16. Слово о родителях (Э Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

17. Святое слов. Былина «Алёша Попович» (Ь Ъ)

У каждого человека есть своё дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А ещё есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

18, 19. Чаша жизни (Ж Ц)

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими ещё познакомимся.

ОБРАЗ

20. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов, близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

21. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

22, 23. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом…с победой возвратился воин домой…трудна была его дорога к дому…».

24, 25. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слов передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

КНИГА

26, 27. Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или вышивать. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.)

28, 29. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья  Кирилл Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

30, 31. Живое слов книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности русского языка. Книги, пришедшие из других стран.

32, 33. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребёнком. Создание Первой Книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.


Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Азбука Истоков»

с определением основных видов  деятельности обучающихся

I. Мир

Дата по плану

Фактически

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Количество часов

аудиторных

аудиторных

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

Регулятивные:

•        определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

•        составлять план действий при отработке способа;

•        сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

•        выполнять анализ;

•        устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

•        выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

•        учиться подтверждать аргументы фактами;

•        прогнозировать последствия коллективных решений;

•        организовывать учебное взаимодействие  в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.

1

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

1

3

Истоки и школа

1

4

Дар

(Рождество)

1

5

Истоки и радуга

1

6

Сказки

А.С. Пушкина

1

7

Родной край

1

8

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

1

9

Святыни России.

Илья Муромец

1

10

Обобщающий урок (Память)

1

II. Слово

11

Слово

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

Личностные:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

1

12

Весна и слово

1

13

Золотое сердечко

1

14

Серебряное копытце

1

15

Честное слово. Добрыня Никитич

1

16

Слово о родителях

1

17

Святое слово. Алеша Попович

1

18

Чаша жизни

1

19

Обобщающий урок (Внимание)

1

20

Экскурсионно-тематический урок.

1

III. Образ

21

Родник

Регулятивные:

•        самостоятельно формулировать цели урока;

•        совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

•        составлять план решения проблемы совместно с учителем;

•        сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.        

Познавательные:

•        выполнять анализ;

•        устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

•        выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

•        учиться подтверждать аргументы фактами;

•        прогнозировать последствия коллективных решений;

•        организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

•        проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

•        признает важность учёбы и понимания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов.

1

22

Образ Родины

1

23

Образ защитника Отечества

1

24

Образ праздника

(День Победы)

1

25

Обобщающий урок (Мышление)

1

26

Книга

1

27

Книга книг

1

28

Живое слово книги

1

29

Живое слово книги

1

30

Первая книга. Мир книги

1

31

Первая книга. Мир книги

1

32

Годовой обобщающий урок

(Речь)

1

33

Заключительный экскурсионно-тематический  урок.

1


Материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука Истоков»

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истокам 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авто...

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...

Рабочая программа курса "Истоки"

«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»     «Истоки» развивают со...

Программа кружка "Истоки" 2,4 классы

         Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьн...

Авторская программа курса "Истоки".

Данная программа разработана для учащихся  начальных классов, предназначена для внеурочной деятельности....

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...