Выступление "Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы"
материал по теме

Материал для выступления по теме "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_klasnyh_rukovoditeley.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ:

 СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

«Семья - один из шедевров природы»

Л.Н. Толстой.

 «Без корней даже полынь не растёт».

  Народная мудрость

Семья - один из самых древних социальных инструментов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Ни одна нация, ни одно  цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место  в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции. И какую бы сторону   развития   ребёнка   мы   не   рассматривали,   всегда   окажется,   что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет   семья.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, происходит осознание мужских и женских ролей. Семья дает человеку представление о жизненных ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести. Он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного поведения.  Иначе говоря, происходит социализация.

Воспитание в семье является ведущим и определяющим началом социализации.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью.

Соответственно, в современных условиях роль семьи как истока духовно-нравственных ценностей возрастает.

Система нравственных ценностей складывается в обществе на основе его экономических и социальных отношений, зависит от степени развития духовной культуры народа.

От того, какими ценностными ориентирами руководствуется в своей повседневной жизни семья, что она считает наиболее важным и определяющим в жизни, а что  второстепенным, незначительным, зависит и нравственный мир растущих в семье детей. И хотя каждое поколение вносит в систему нравственных ценностей что-то свое, есть и устойчивая иерархия таких ценностей, передающаяся от поколения к поколению.

Есть элементарные нравственные ценности, имеющие общечеловеческий характер, которые дети должны, как говорится, впитать с молоком матери:

  • ценность человеческой жизни и недопустимость убийства,
  • защита чести и достоинства личности,
  • забота о слабых,
  • безнравственность посягательства на честь женщины,
  • уважение к старшим,
  • нравственная защищенность детей.

Вместе с тем в сознании значительной части населения в последние десятилетия распространяются нравственные ориентиры так называемого потребительского общества, среди которых на первый план выдвигаются материальное обогащение, удовольствия, развлечения и т. п.

      Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. 

Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

- Разрушены нравственные представления о браке и семье.

- Повреждены устои семьи:

-   утрачен традиционный уклад семейной жизни;

- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей;

- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

-  не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

-  прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка.


Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:


-  чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

-   нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

-  духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, криминала;

- у подрастающего поколения  не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;


- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

Общего метода семейного воспитания, конечно, не существует.

Но характер семейных отношений должен строится на:

- искренности (свободное обсуждение тем, возникающих в жизни);

 -конструктивности (умение находить взаимоприемлемые решения);

 - доверии;

 - чуткости (понимать друг друга с полуслова, уметь сопереживать).

Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой. В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.


Важно понять:
нравственность – условие выживания. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
                             

                                                   В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ

Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:-  способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...

Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи...

Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы.

Я с этим докладом выступила на заседании КМО. Раскрываю проблемы, перспективы электронного обучения....

Дистанционное обучение в коррекционной школе для не слышащих детей: состояние, проблемы, перспективы.

В статье описывается о возможности организации дистанционного обучения в коррекционной школе для глухих детей, говорится о его проблемах и перспективах....

Воспитательный потенциал семьи обеспечивающий успешное развитие ребёнка.

Разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные....