Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа
методическая разработка (3 класс) на тему

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh._nravst._vospit.dokument_microsoft_office_word.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская   коррекционная общеобразовательная

школа-интернат № 23»

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в учреждении интернатного типа»

Воспитатель   Белоконь Н.А.

Для конференции.

   Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

       Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:

- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме.

- высокий уровень преступности  вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Все это происходит на фоне пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессии и рекламы алкогольной продукции, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.    

 В своей педагогической работе  основная  цель духовно-нравственного воспитания:

- Формирование  основ духовно-нравственного воспитания  у младших школьников через занятия внеурочной деятельности.

Достижение цели осуществляется через решение задач:

- Формировать этические и моральные нормы и правила поведения у детей;
- развивать способность к   сопереживанию, сочувствию;
-  инициировать желание помочь;
- воспитывать чувство доброты, дружелюбие,  отзывчивость,  ценностного  

  отношения к природе,
 окружающей среде.

    Младший школьный возраст  характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света, зависит и наш завтрашний день.

 Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

  Эти качества должны закладываться у детей с раннего детства.

“Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”, так писал великий педагог В.А.Сухомлинский.

    В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Нравственность является условием для развития духовности. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья, дети должны   уметь делать добрые дела и поступки и отличать их от плохих.

«Духовный мир ребенка не может пустовать, - утверждает замечательный педагог Ш. А. Амонашвили. Пустого духовного мира не существует, он обязательно чем – то заполнится: образами, впечатлениями, мыслями».
    Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное, гармоничное развитие, формирование личности.

    В школе-интернате  созданы  все условия для  формирования у школьников  товарищества, взаимопомощи, уважения к людям,  здесь учат ребенка чувствовать душой, проявлять сострадание к другому человеку. Задача педагогов  состоит в том, чтобы сохранить пребретенное ребенком на ранних ступенях:  формы поведения, отношения с взрослыми и сверстниками и в дальнейшем развивать накопленные знания.

    В своей педагогической деятельности, работу  по духовно-нравственному воспитанию я стараюсь  проводить  на всех видах деятельности  и режимных моментах, общешкольных праздниках и внутриклассных мероприятиях.

   На занятиях по внеклассному чтению  большое внимание уделяется чтению рассказов на нравственные темы. Для чтения используется  книга «Читаю» автор   Б.Д. Корсунская. Небольшие рассказы учат  правилам поведения, уважительному отношению к старшим, пожилым людям, закреплению понятий «вежливый», «воспитанный человек»,  умению вежливо разговаривать друг  с другом,  быть щедрым и подельчивым, бережному отношению к природе, животным.

    Поступки и действия героев маленькие дети переносят на себя, стараются быть доброжелательными, угощать друг друга.

   После чтения рассказа «Маме стыдно», дети должны не только уяснить, что девочка поступила плохо,  а самое главное, что она съела все конфеты одна, забыв о других, проявила жадность.  Нравственные понятия, которые прививаются детям при чтении подобных рассказов, способствуют воспитанию у них  чувства ответственности за свои поступки.

      Уделяется большое внимание воспитанию у детей культуры общения со взрослыми и сверстниками. Начиная с первого класса,  дети, используя словарь-разговорник, учатся быть вежливыми, правильно излагать свою просьбу, желание. (Можно я пойду в спальню, играть,  в слуховой кабинет, разрешите войти, и.т.д).

    Духовно-нравственному воспитанию способствует тесная связь  и дружба с шефствующим классом. Ребята-шефы помогают не только малышам при подъеме и отбое, но и  учат детей изготовить поздравительные открытки своими руками для учителя, воспитателя, родителей. Как, известно, многие предпочитают купить  подарки в магазине,  и духовная ценность подарка отступает на второй план.

 Вместе с шефами проводятся совместные чаепития по случаю дня рождения,  как младших, так и старших ребят, организуются экскурсии в музеи, зоопарк, к памятникам великих полководцев.

   Духовно- нравственное воспитание нельзя представить без проведения традиционных праздников.  Все учащиеся класса принимают  активное участие во всех школьных мероприятиях, несмотря на то, что они еще такие маленькие. Дети выступают на всех праздничных концертах.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь). В своей работе я использую разные виды экскурсий. Экскурсии в природу, в музеи, по городу.

    Что может быть радостнее и прекраснее, чем проведение времени в ухоженном и хорошо организованном зоопарке?! Белгородский зоопарк – это один из лучших зоопарков во всей России. Увидеть редких животных, прогуляться по обширной территории и зарядиться хорошим настроением – это ли не мечта?!

Экскурсия по зоопарку очень занимательное и познавательное занятие.  Как менялось выражение лиц детей – удивление, восторг, радость. А удивляться было чему, ведь большинство из них видели диких животных только на картинке или в кино. А здесь совсем рядом львы, тигры, лисы, волки, рыси, питон и конечно обезьяны, множество птиц. Кажется, протяни руку и погладь эту удивительную полосатую кошку или такого смешного медвежонка.

Несколько часов пролетели незаметно. Посещение зоопарка превратилось в настоящее чудо! Сколько радости и удовольствия это доставило детям!

  Самые хорошие впечатления произвела экскурсия на учащихся в музей института культуры и искусств.  В музее ребята познакомились с работами студентов и преподавателей  этого института. Были представлены работы из дерева, роспись красками  на ткани, куклы, игрушки-свистульки из глины,  деревянная мебель, вышитые рушники. В музее также много старинных предметов и вещей, как например, прялка, маслобойка, сани из лозы.

Регулярно посещают ребята Белгородский государственный историко- краеведческий музей,  знакомятся с разнообразием растительного и животного мира.

     Большое внимание в начальных классах уделяется  проведению бесед о морали – этические  беседы:

 «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»

 «Что такое хорошо, что такое плохо?»

 «Мешок добрых дел».

 «Помогаем маме».

«Добрые слова дедушке и бабушке»

 «Цветок добрых дел».

 «Как и чем можно порадовать близких».

 «Наши добрые слова».

 «Как мы можем позаботиться о старших».

 «Что значит быть добрым?».

    Огромные возможности для нравственного воспитания  представляет  игра -   дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, настольная.

   Игра учит ребёнка  достигать своей цели по правилам игры. А именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой страны.

 Перед проведением игры проводится подготовительная работа, рассказываю о смысле игры.  «Гуси-гуси», «Два мороза», «Колечко-колечко», «Ручеёк», «Кошки-мышки», «Волк в отаре».

   Дидактические игры прививают уважение и гордость к народным костюмам. Например «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Исправь ошибку» (национальные костюмы одеты неправильно).

Огромное разнообразие словесных игр я использую при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, «Букет красивых слов» - ребёнок берёт цветок произносит волшебное слово, «Поделись улыбкой», «Чей голос» - ребёнок с закрытыми глазами определяет человека, который произнёс волшебное доброе слово, «Похвали соседа», «Люблю своих близких» - ребёнок только движениями показывает, как любит своих близких.

     Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей (их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Основы личности зарождаются  и произрастают в  семье.  Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

Большинство родителей заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Поэтому, у современных детей существует проблема,  связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе, к окружающему миру и обществу, в котором он живет.

     В настоящее время,  в эпоху рыночных отношении нравственные целостные ориентации смещены в  материальную область. Семьи сталкиваются с весьма сложными проблемами.  Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей,  их миграцией, изменением традиционных ролей семей, особенно женщин, ростом количества неполноценных семей. В своей работе стараемся  сделать родителей своими единомышленниками, приглашаем на коллективно-творческие дела, обращаемся, если нужно,  за помощью, проводим вместе праздники.

    Очень важный  момент в воспитании духовно-нравственной личности - это личный пример учителя, воспитателя,  его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своим педагогам. Если для отношений между учителем, воспитателем и учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен. Поэтому,  при работе с младшими школьниками я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,  которая направлена на понимание ребенка, как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей и взаимопонимание между педагогом и ребенком. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.«То, что сегодня ребёнок делает с помощьювзрослых, завтра он сумеет сделать этосамостоятельно».Л.С.Выготский.Мерой и пок...

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....