Родители в адаптации первоклассников.
консультация (1 класс) на тему

Князева Алена Юрьевна

Помощь родителям в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

По многолетнему опыту педагогов  в период подготовки и адаптации ребенка к школе родители испытывают очень высокую степень тревожности. Мы надеемся, что в процессе работы над этими материалами Вы ощутите поддержку специалистов, других родителей, представите, что все трудности, с которыми может быть встретится Ваш ребенок это лишь задача для совместного разрешения, где иной раз опыт другого человека, специалиста подскажет верное решение…

        На сайте школы, в каждом конкретном классе Вам представится возможность в любой форме, в том числе анонимно задать интересующие Вас вопросы, получить на них ответы специалистов, обсудить их с другими родителями.

В современной ситуации родитель – самое заинтересованное лицо в образовании. Это у педагога учеников много, а у родителя каждый ребенок  – единственный. И он, родитель, кровно заинтересован в Индивидуализации образования. И именно эта заинтересованность вынуждает родителя «вникать» во все процессы, связанные с планированием образовательного маршрута ребенка.

Примерно треть учебных проблем детей – это проблемы родителей: психологические, материальные, дидактические.

Поэтому чтобы правильно относиться к успехам или неуспехам ребенка, родитель должен знать себя. Понимать свои установки, амбиции, знать, как воздействуют на человека нереализованные мечты. Но практика показывает другое: собственный уровень «неадекватности» родители представляют себе довольно смутно. В таких случаях ребенок попадает в ситуацию двойного стресса, так как школа и семья требуют от него реализации разных целей. И когда цели и способы их достижения у родителей и педагогов не совпадают, ребенок находится на перепутье. Понятно, что его развитие в этом случае не может протекать нормально. Многие «образовательные трагедии» связаны с неправильной диагностикой того, то нужно конкретному ребенку. Получается парадокс: родители стремятся вырастить Индивидуальность, но действуют по стандартной схеме.

Среди родителей много тех, кто подменяет цели ребенка своими собственными. Скажем, в семье математиков живет миф о том, что ребенок должен быть успешным в этом предмете. И вдруг оказывается, что ребенку не дается математика. Родители начинают напрягаться, упрекать сына или дочь в том, что он не оправдывает надежд, возложенных на него семейным кланом! Каково при этом ребенку, который вынужден жить по чужим лекалам? Быть успешным во всем никому не под силу…

Родительская неготовность «убыточна» по всем показателям – это касается и психологического здоровья детей, и школьных перегрузок, и целей образовательной деятельности, не говоря уже о проблеме включенности родителей в процессы сотрудничества со школой. Качество образования в данном случае напрямую зависит от «качества понимания» родителей – себя, ребенка, смысла самого образования.

Он должен четко представлять себе особенности своего ребенка как ученика. Иногда родитель вовремя не может понять, что его ребенок медлительный, или леворукий, или гиперактивный. Это не диагноз, способный ограничить жизнь ребенка в школе, это не значит, что ребенок «Хуже» других, это значит лишь, что он – другой, и ему подходит свой способ обучения на первых этапах, во время первых шагов в школе. Успешность ребенка определяется совпадением предлагаемых ему способов обучения и его индивидуальными особенностями. Разные люди по-разному учатся: у одного преобладает аудиальный (слуховой) тип восприятия информации, у другого – визуальный (зрительный). И вот ребенку до умопомрачения читают вслух книжки, а он ничего не запоминает. Ему бы несколько картинок нарисовать для воспроизведения сюжета, - и дело пошло бы быстрее!

То есть, педагогически грамотный родитель экономит время всем – и школе, и ребенку, и себе. Правильно выстроенный процесс помощи ребенку дома перестает напоминать «отапливание улицы», - когда все усилия педагога и родителя уходят в песок, а ребенок теряет веру в себя, обретает опыт неуспешности.

Никакие «новые технологии обучения», новые учебники и новые формы аттестации учеников не продвинут нашу систему образования без внимания к проблеме сотрудничества с родителями. Мы, как специалисты, понимаем, что успешность обучения во многом зависит не от того, что вынесет ребенок из школы, а от того, как эта информация будет «обработана» (и поддержана!) в семье.

Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"

(Е.С. Ковалева, Е.И. Синицына)

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:

  • помочь, не рассердившись;
  • не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
  • не унижать;
  • не обижать;
  • не сравнивать с другими своего ребенка;
  • не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Вы уже понимаете, что готовность определяется вашими умениями сдерживать эмоции и раздражении. Тренируйтесь!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ТЕСТ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:

- назови свою фамилию, имя, отчество;

- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

- как зовут твоих родителей?

- утром ты завтракаешь, а днем...?

- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?

- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?

- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

- береза, дуб, осина - это...?

- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?

- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по адаптации первоклассников к школе

В данной статье приводится несколько наиболее важных советов для родителей, дети которых пошли в первый класс. Так как именно этот период считается очень сложным как для детей, так и для их родителей....

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации первоклассников

статья о различных формах работы классного руководителя с родителями первоклассников...

Рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Даны рекомендации для родителей как организовать жизнь ребенка при поступлении в первый класс...

Материалы для родителей.Школьная адаптация первоклассника.

Статья рассматривает частые ошибки родителей,которые предъявляются ребёнку с началом обучения...

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Уважаемые родители! В жизни вашего ребенка наступил ответственный момент. Как вы организуете  жизненное пространство  ребенка дома, как вы сумеете помочь своему ребенку в трудной ситуации?...

Лекторий для родителей "Трудности адаптации первоклассников в школе"

План проведения лектория для родителей, памятка "Правила поведения в школе"...