Конспект классного часа "Блокада Ленинграда"
классный час (3, 4 класс) на тему

Прокопенко Анастасия Валерьевна

Представляю вам конспект классного часа "Блокада Ленинграда". 

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_-_kopiya.docx25.58 КБ
Файл blokada_leningrada.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Блокада Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Планируемые результаты:

Личностные: получитьзнания о своей этнической принадлежности; освоить национальные ценности, традиции; воспитать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам и памятникам войны

Предметные: уметь давать комплексную характеристику важных фактов истории, группировать их по предложенным в задании признакам или самостоятельно, делать обобщение и оценочные выводы

Оборудование: презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Здравствуйте. Сегодня мы будем говорить не только о нашем горе, о нашей трагедии, но  и о нашей славе, нашем величии. Говорить сегодня мы будем о Великой Отечественной войне.

Дети слушают

познавательные

Основная часть

Приближается знаменательное событие – 70-летие  Победы советского народа над фашистской Германией.  В нашей стране не было ни одной семьи, которая непострадала бы в годы ВОВ.Одна из самых страшных и героических страниц Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда. Понимаете ли вы, что обозначает слово «блокада»?

Блокада — действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения его внешних связей.

8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши. Положение Ленинграда стало крайне опасным. Но захватить город гитлеровцы не смогли. С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда.

900 дней и ночей:  2 года, 5 месяцев, 20 дней. С 8 сентября 1941 года по 27 января 1943 года……

Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно секретно.

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России… Предлагается подойти ближе  к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского обстрела из орудий различного калибра, так и   с помощью длительных воздушных атак… Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. В этой войне…мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.»

«Блокадные времена – это небывалые времена.  Не сумев захватить город, фашисты усилили его бомбардировку. Обстрел велся из полевых орудий. Было ли  когда-нибудь подобное? Никогда. Над городом висели дымные разноцветные облака – это была картина из Апокалипсиса. Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли на улицах, как изваяния, покрытые белой коркой». Бомбы обрушивались на детские дома, госпитали, школы. Гибли тысячи людей. За сентябрь-ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога, средняя продолжительность артобстрела достигала 9 часов. Но Ленинград не сдавался.

Начался голод.Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.Это было трудно назвать хлебом.     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, от27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда. За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»крыт посвященный ей музей.

Слушают и отвечают на вопросы

познавательные

Итог урока. Рефлексия.

     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

 В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

- Ребята, какие впечатления остались у вас после этой встречи?                            - Хотели бы продолжить разговор о героях Великой Отечественной войны?                                                                                                                                           - История какого сражения ВОВ вам наиболее интересна?                                               - В каких сражениях ВОВ участвовали ваши родственники?

Регулятивные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война 22 июня 1941 год - 9 мая 1945 год

Слайд 2

Блокада - действия, направленные на изоляцию объекта путём пресечения его внешних связей.

Слайд 3

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года

Слайд 8

В ноябре 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 граммов

Слайд 12

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 Орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады- разгрома немцев под Ленинградом.

Слайд 16

Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Блокада Ленинграда"

Материал предназначен для освещения темы войны и блокады Ленинграда детям начальной школы....

Классный час Ленинград - город воинской славы

Конспект классного часа  к дню снятия блокады г. Ленинграда. Классный час расчитан на младших школьников, которым еще только предстоит познакомиться с понятиями "война", "блокада", "голод"....

Конспект классного часа в группе продленного дня с презентацией "Блокада Ленинграда" 2 класс.

Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день. Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командовани...

Конспект классного часа «Блокада Ленинграда».

    Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.      Задачи:Познакомить учащихся с понятием блокада;Познакомить со страшным ...

Конспект классного часа - блокада Ленинграда

Конспект классного часа - блокада Ленинграда....

Конспект классного часа "Блокада Ленинграда"

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, п...

Конспект классного часа для учеников начальной школы «День снятия блокады Ленинграда»

О стойкости народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны...