Доклад на педсовет по теме"Метод проектов"
статья (4 класс) на тему

Шамсадова Антонина Ивановна

В данном докладе я рассказала о том,как я использую метод проектов на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_na_urokah_ozozh.docx16.11 КБ
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_proektnaya_deyatelnost.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогический совет по теме «Метод проектов на уроках ОЗОЖ.»

Подготовила учитель начальных классов  Шамсадова Антонина Ивановна.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.
Уже три года работаю по учебно-методическому комплекту «Школа 2100». Одной из особенностей данного комплекта является то, что материал каждого учебника разделен на две части: инвариантную (включает задания обязательные для всех учащихся) и вариативную (задания, выполняемые по выбору учителя и учащихся). Вариативная часть по каждому предмету предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников, выступая связующим звеном между урочной и внеурочной деятельностью учащихся.

 
Проектная деятельность, по замыслу авторов УМК «Школа 2100», организуется в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. сбор сведений по теме проектной деятельности;
  2. работа над своими проектами, включенными в содержание темы.

Как показал опыт, данный авторский подход в работе над проектом позволяет максимально привлечь всех детей к проблеме, расширить их кругозор, задумать и реализовать свой замысел, получив при этом удовлетворение от проделанной работы.
Покажу на примере учебного проекта «Семья и наши традиции» как строится работа  на разных этапах:

Цель проекта:
- повысить интерес учащихся к истории своей семьи.

После объявления и совместного обсуждения темы на уроке окружающего мира, учащиеся пришли к выводу, что тема «Семья» имеет множество интересных подтем, такие как: «Родословная семьи», «Семейные традиции» и другие. Учителем было предложено выбрать наиболее интересующую их тему.
Учащиеся разбились на группы, кто-то предпочел работать индивидуально.
 На этапе сбора информации учащиеся учились пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Помощь в сборе информации оказывали и взрослые (родители, родственники). Стоит отметить, что в процессе работы над проектом и получении новой информации у ребят появились новые мысли и предложения.


Весь материал, собранный детьми по теме, собирался в «папку исследователя», которая хранилась в классе, и материалами которой мог воспользоваться каждый желающий.
Сбор информации по теме завершился выбором проекта. Вот некоторые из реализованных детьми проектов.

Тема проекта

Продукт проекта

Моя родословная

Схема «генеалогического дерева»

Традиции моей семьи

Сочинение

Моя семья

фотовыставка

Школьная династия

Альбом-

Семья и чтение

Мультимедийная презентация «Самая читающая семья»

Фотография из семейного альбома

Фотовыставка

Презентация проектов состоялась на обобщающем уроке «ОЗОЖ» по теме «Семья и наши традиции ». После вступительного слова учителя результаты своей работы представили ученики.
После завершения презентации вместе с учащимися обсуждается проделанная работа и подводятся итоги. Важно отметить положительные моменты работы над проектом, но в то же время необходимо обратить внимание и на недостатки, если они есть. Использование метода проектов способствует более углубленному изучению учебного материала.
В работе над проектом увидела, как можно решить задачу развития у детей класса навыков общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации и умения находить конструктивные решения.

 

 



Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская  деятельность  в начальной  школе

      Одной  из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

     Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

      Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету  и во  внеурочной  деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты.  Они  готовят  детей к созданию самостоятельных проектов.

     Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

     Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.                                                                                                                

      Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования                                                                              Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.                                                           Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».  

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.

Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат

Существует    разные  мнения  в  каком возрасте  начинать  проектную  деятельность  ?      В  подростковом  возрасте,  или  в  начальной  школе.                                                                                    

      В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса.  Когда  в  учебной  работе  появляются  первые  проекты,  субъектом  деятельности  является  педагог,  деятельность  еще  не  принадлежит  учащемуся,  у него  она  только  формируется,  он  сам  не  в  состоянии  спланировать  эту  работу. На  данном  этапе ученик  участвует  в  деятельности,  но  не  может  быть  самостоятельным  в  ней.  Это  этап  максимального  педагогического  участия. Постепенно    изменяется  и  объект  проектирования. Учитель  привлекает  внимание  детей к  тому,  что  должно   быть,  сделано (цель)что –преобразовано ( объект).   На  этом  этапе  можно  говорить  о  двух  проектах.  Первый  -детский,  второй  педагогический (педагог  формирует проектную  деятельность  школьников,  отдельных  новообразований  этой  деятельности,  управляет  ситуацией,  посредством  учебного  проекта способствуя  развитию  учеников. ( Постепенно   учащиеся  самостоятельно  учатся  анализировать  ситуацию  и  выделять  в  ней  объект  преобразования  и  будущий  результат. Однако полноценная проектная деятельность,  чтобы  не  говорили,  еще    трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.                                                              

     Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.                                                      

      Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

      Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.        Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

      Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная, Плюс, конечно, элемент, неожиданности

  От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись.  Но ребенок должен почувствовать, что проект- это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.

 

Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.

Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

 Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Творческая  игра,  спектакль,  стенгазета.

Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

      Начиная работу с новым набором учащихся, мною была запланирована проектно-исследовательская работа. Первые два года я занимаюсь подготовкой учащихся к  этой деятельности: проводим различные интеллектуальные конкурсы, большое внимание уделяю развитию речевой культуре учащихся, ребята знакомятся с культурой публичного выступления, информационными технологиями. разные  типы  проектной  деятельности. Нормативные «  Правила  поведения  в  школе». Проекты  по  созданию  норм  являются  важным  направлением,  поскольку  они  развивают  позитивную  социализацию.  Творческий  проект  «  В  гостях  у  Зимы». И  постепенно  готовимся  к  индивидуальным  исследовательским   работам.

Таким  образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. . Проектная  деятельность  младших  школьников  закладывает  основы  развития  проетирования  в  основной  школе

 В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Социальные пробы"

Данный материал будет интересен учителям и воспитателям ГПД....

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Доклад на педсовете по теме: "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Доклад содержит материал о педагогической технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Доклад к педсовету по теме: "Развитие творческого потенциала личности учителя"

Доклад к педсовету по теме: "Мотивация творческого потенциала педагога"...

Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"

Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока....

Доклад на тему: "Метод проектов как активная форма обучения детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Метод проектов как активная форма обучения детей с ОВЗ"...