Внеурочное мероприятие "Международный день родного языка"
план-конспект на тему

Внеурочное меропиятие "Международный день родного языка" проводится 21 февраля для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdunarodnyi_den_rodnogo_yazyka_proekt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международный день родного языка

Историческая справка для учителя:

Следует отметить, что 21-е февраля выбрано датой празднования Международного дня родного языка в 2017 году – не случайно, а из-за событий, произошедших в восточном Пакистане (ныне Бангладеше) в 1952 году. В этот день погибли студенты, вышедшие на демонстрацию за сохранение родного им языка бенгали. Они были расстреляны пакистанскими полицейскими.Ныне на Земле существует около 6 тысяч живых языков, добрая половина которых имеет большую вероятность к полнейшему исчезновению в ближайшие годы. Происходит это, из-за популяризации языков «нейтральных», так называемых международных, которые вытесняют малоизвестные языки из-за своей универсальности. Допустим, из всех имеющихся в интернете статей и ресурсов 81% написан на английском языке. Следующими по распространённости в сети являются китайский, немецкий, французский, испанский и некоторые скандинавские языки. И менее 8% отпускается под остальные языковые группы (в том числе и русский).В то же время существует огромное количество языков, которые не имеют вообще никакого письменного носителя: на них не написана ни одна книга и их нет в Интернете, они используются только небольшим кругом людей (см. какие праздники отмечаются в феврале 2017 года).Именно для сохранения и поддержания всего многообразия языкового потенциала планеты, ЮНЕСКО учредило Международный день родного языка, который как мы уже выяснили отмечается 21 февраля и призванного обращать внимание непосвящённых слоёв общества на языковую проблему, а вместе с тем и на определённые стороны культуры и историю нашей планеты

Общий сбор в актовом зале

Учитель: Более 250 миллионов человек в мире владеют русским . Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски. Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.

Выступают дети каждого класса:

4 А

1. Константин Дмитриевич Бальмонт сказал о русском языке:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

2. Анна Ахматова в тяжелую пору Великой Отечественной войны писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

3. Нельзя не вспомнить и слова Лермонтова в его стихотворении «Молитва»:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

4 Б

4. И как современно звучит призыв Ивана Бунина беречь этот яркий многоликий меткий язык:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

5. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…

6. Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

7. В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

8. Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

9. У народа речь - союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

10. Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Оно ограбит, иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

2 А

11. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

12. Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

13. Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

  1. Если скажешь “ароматно”, ты
    Сразу вспомнишь ландыша цветы.
    Ну, а если скажешь ты “красиво”,
    Пред тобою – сразу вся Россия!

 2 Б

 15. Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

 16. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

17. Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

18. Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

  1. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
    Пушкинской лирики чистый родник,
    Блещет зеркальностью русское слово -
    Выучи русский язык!

3 А  

Частушки

Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

Учитель: А сейчас предлагаю вам включить воображение и представить себе удивительный край, полный чудес и удивительных открытий, этот край называется «Русскоязычье». Здесь есть необычные деревеньки, а в каждой свой  управляющий. Представляю вам их(учителю выбрать, кто, что хочет):

Представляю детям «деревни» и «управляющих» (учителя начальных классов)

деревней «Старорусской» управляет :

     Найдите «четвёртое лишнее».

  1. Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
  2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
  3. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Прочитайте предложение: При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  1. Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
  2. Запишите предложение в исправленном виде.

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

деревня « Разумеевка»:

   Ребусы, анаграммы, сканворды

деревня «Мефодьевка»:  

Списывание (по образцу ) цитат о русском языке, но шрифт усложнённый: с вензелями, петельками и т. д). Потом устраивается выставка.

Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.

Я. А. Добролюбов

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.А. И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.  К. Г. Паустовский

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.  И. С. Тургенев

деревня «Грамотеево»:

1. Какое слово может называть и человека, и язык?

(А) белорус;(Б) француз; (В) финн; (Г) русский.

2. Один в поле не…

(А) ходит; (Б) боится; (В) суслик;  (Г) воин.

3. «Мяу!» - слышите вы от кошки. Как же она «разговаривает»?

 (А) мявкает; (Б) мяукает;  (В) мяучит;(Г) мурмячит.

4. Жителей Москвы называют москвичами. Жители Санкт - Петербурга – петербуржцы. А кто живет в ?

 (А) туляне; (Б) туличи; (В) тулабуржцы; (Г) туляки

5. Кто лишний в компании, которая стучит, трещит, стрекочет?

 (А) воробей; (Б) сорока;(В) дятел; (Г) кузнечик.

6. К слову пост можно приписать слово ель, и получится новое слово постель. А какое из слов нужно приписать к слову пар, чтобы получилось ещё одно новое слово?

(А) ход; (Б) рог; (В) роль; (Г) ус.

7. Ужа ужасно ужалили. Уж ужаснулся – ужас!

Сколько раз в этих строчках из детской песенки встретился звук [ж]?

(А) четыре; (Б) пять; (В) шесть; (Г) семь.

8.Какая буква русского алфавита может обозначать 4 звука?

(А) ё; (Б) в;  (В)ф;  (Г) ы.

9. Письменный, дубовый, большой, круглый, шведский, адресный. Что это?

 (А) прибор; (Б) стеллаж;  (В) паспорт;  (Г) стол

10. Что нельзя делать крепко?

 (А) держать; (Б) целовать; (В) обнимать;  (Г) плакать.

11. Вот кот, который пугает и ловит синицу,

    Которая часто ворует пшеницу,

 Которая в тёмном чулане хранится

 В доме, который построил Джек.

Прочитав этот отрывок из английской детской песенки в переводе Самуила Маршака, мы узнали, что в доме хранится…

(А) кот; (Б) синица; (В) пшеница; (Г) чулан.

12. Прочитайте слова ботинок, белье, рубашка.Что лишнее?

 (А) шнурок; (Б) заколка; (В) прищепка;

 (Г) пуговица.

13. В словах соловей и мотоцикл спряталось слово лото. Какое слово найдем в словах поворот, пороша, канава

 (А) поворот;  (Б) караван; (В) ворона;

(Г) ворот.

14. СОВАЛЯГУШКУШАЛА

Как звали сову?

(А) Галя; (Б) Валя; (В) Уля;(Г) Саша.

15. Это слово слышим не так, как пишем

(А) солнце; (Б) крот; (В) ступа; (Г) клей.

16. Найдите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

(А) ёлка; (Б) Юля; (В) семья; (Г) алые.

Определить победителей.

деревня «Потехино»:

Конкурс «Крылатые выражения». Объяснить смысл. Нарисовать рисунок, если понимать  выражение в прямом смысле. Выставка рисунков.

Вылетело из головы

Рукой подать

Прикусить язык

Рассеиваться как дым

Надуть губы

деревня «Премудровка»:

  Конкурс « Собери  пословицу»(предлагаются разрезанные пословицы):

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

                    Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Работе время, а досугу час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Конкурс «Игра со словами»

1) Сколько нужно букв «Г», чтобы получилась большая куча сена?

2) Какой из этих глаголов заметно отличается от других по смыслу?

ТАРАЩИТЬ, КОРЧИТЬ, ПЯЛИТЬ, ВЫПУЧИВАТЬ, ЩУРИТЬ

3) С П на них мы нажимаем, с М за подвиг получаем.

Конкурс «Слова играют в прятки»

Стол накрыли к обеду. Догадайтесь, что стоит на столе. Слова-названия блюд «спрятались» в предложениях.

Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.

Осень заплела косы рыжие.

Нашему псу поводок не нужен.

Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему.

Конкурс «Кто больше»

Перед командами ставится слово ГОСУДАРСТВО.

За 2 минуты команда должна составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается.( Например:,сор, дар, рот, вот, рад, рост, суд, сосуд, таро, сад, род, рост, торс, гора, рог, товар, творог, город, удар и т.д.)

За самое длинное слово – дополнительный жетон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Международный день родного языка

Урок-разработка по русскому языку, как для обяснения нового материала, так и для использования во внеклссной работе....

Международный День родного языка

21 февраля 2013 года второклассники 457 школы Выборгского района г. Санкт-Петербурга отметили Международный день родного языка.Этот праздник стал завершением предметной недели в начальной школе.Учител...

День родного языка

21.02.-Международный день родного языка.Возможно, опыт нашей группы поможет вам провести этот день....

Классный час Всемирный День родного языка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН   Классный час Всемирный День родного языка...

Внеурочное занятие «Международный день родного языка (21 февраля 2022)» (3 класс)

Цель занятия: создавать систему знаний у обучающихся о русском языке, о его ценностях, а также культуре.Задачи:- познакомить с праздником, посвященный родному языку;- совершенствовать мышление детей;-...