Разработки "Интернет- зависимость"
методическая разработка по теме

Василова Эльмира Саматовна

Методические разработки для внеклассных мероприятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Центр внешкольной работы»  Атнинского муниципального

района Республики Татарстан.

                                  Проектная работа

Тема:   «Интернет- зависимость-  проблема современности»  

                                                                  Выполнила:

                                                                  Василова Эльмира Саматовна,

                                                                  МБУ ДО «Центр внешкольной

                                                                  работы» Атнинского муниципального

                                                                  района РТ, педагог дополнительного

                                                                  образования.

                                                                   Проектная работа допущена к защите

                                                                   Руководитель проектной работы:

                                      2016 — 2017 уч. год.

                                                  Содержание:  

                                                                                                                         стр                                                                                                                 

1.Постановка проблемы..........................................................................................2

2.Цель проекта.........................................................................................................2

3.Задачи проекта......................................................................................................2

4.Ожидаемые результаты реализации проекта.....................................................3

5.Методы диагностики............................................................................................3

6.Целевая группа  проекта......................................................................................3

7.Срок реализации проекта....................................................................................3

8.Место реализации проекта..................................................................................3

9.Этапы реализации проекта..................................................................................3

10.План мероприятий по реализации проекта.....................................................4

11.Введение..............................................................................................................5

12.Основная часть...................................................................................................6

12.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости................................................6

12.2 Что делает Интернет притягательным в качестве средства «ухода» от

         реальности......................................................................................................8

12.3 Причины формирования зависимости от Интернета у подростков...........8

12.4 Почему подростки проводят время в таком странном и необычном

        месте, как Интернет?......................................................................................9

12.5 Влияния Интернет- зависимости на личность подростка.........................10

12.6 Интернет-зависимость и проблемы в семье...............................................13

12.7 Последствия Интернет-зависимости...........................................................14

12.8 Пути решения проблемы..............................................................................15

13.Итоги тестирования среди учащихся.............................................................17

14.Заключение.......................................................................................................17

15.Приложение......................................................................................................18

15.1 Памятка «Как не стать жертвой Интернета»............................................18

15.2 Рекомендации, чтобы работа за компьютером не оказалась вредной

        для здоровья...................................................................................................19

15.3 Тест для начальных классов.........................................................................20

15.4 Тест для старших классов............................................................................21

15.5 Примеры из жизни........................................................................................22

16.  Литература......................................................................................................23

                                                                                                                                  1

                                    Постановка проблемы.

  Информационный бум, ставший реальностью жизни в последние годы, стал

одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик

подростков, среди  которых  немалую роль играют  этические, эстетические

представления и ценности.

  В современном мире процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и вос

питания, семьей и школой, в нём все большую роль играют «электронные вос

питатели».

  Несомненно, что техноэволюционные  процессы не только оказывают влия-

ние на развитие подростков, но и перестраивают сферы досуга и информаци-

онной среды, изменяют способы и методы учебного процесса.

  И в этой связи весьма актуально  необходимость исследования изучения по-

ложительных и отрицательных  сторон влияния Интернета на формирование

личности и её социализацию.

                                          Цель проекта.

  Целью данной работы стало изучение положительных и отрицательных сто-

рон влияния Интернета на учащихся 1-11 классов.

                                        Задачи проекта.

  Поставленная цель определила и круг задач работы:

  1  Изучить исследования  учёных по вопросам влияния  Интернета на разви-

      тие личности подростков;

  2  Провести социологические опросы среди учащихся 1-11 классов;

  3  Сделать выводы по изучению и по собранному  материалу и  разработать    

      рекоментаций для родителей, рекомендаций для учащихся.

  4  Создать буклет для учащихся « Как не стать жертвой Интернета»

     

                                                                                                                                  2

                     Ожидаемые результаты реализации проекта.

 

  1 Изучение, анализ и систематизация проблем у школьников, связанных с ис

    пользованием Интернета.

   2 Разработка методических рекомендаций для родителей и для учащихся

      «Пути решения проблемы»

                                     Методы диагностики.

  Основным методом работы стали социологические опросы и анкетирование

зависимости учащихся от Интернет ресурсов, а также изучение исследований ученых, психологов разных стран по вопросам проблем у подростков, связан-

ных с использованием Интернета.

                                Целевая группа проекта.

  Учащиеся 1-11 классов.

                              Срок реализации проекта.

  2016-2017 учебный год.

                              Место реализации проекта.

  МБОУ «Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ,

  МБОУ «Кшкловская начальная школа- детский сад» Атнинского  муници-  

  пального района РТ,

  МБОУ ДОД «Центр внешкольной  работы»  Атнинского  муниципального

  района РТ.

                           

                              Этапы реализации проекта.

  1 Подготовительный (ноябрь-декабрь 2015 года)

  2 Основной (сентябрь 2016 года-ноябрь 2016 года)

  3 Заключительный (Декабрь,2016; 2016 - 2017  учебный год)

                                                                                                                                  3                                                                                                                                                                                                        

                    План мероприятий по реализации проекта.

 №

Наименование        мероприятия

 Место проведения

 Срок проведения

 Ответствен-

ный

Подготовительный этап

1

Изучение исследований учёных , психологов по вопросам влияния Интернета на развитие личности подростков.

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Атнинского

муниципального  района РТ.

 Ноябрь,

 2015 г.

 Педагог дополнитель-

ного образова

ния

Василова Э.С.

2

Проведение анкетирова-

ние учащихся по выявле

нию зависимости от Ин

тернет ресурсов.

МБОУ «Большеатнин

ская СОШ»,

МБОУ «Кшкловская начальная школа- детский сад»

Атнинского муниципального района РТ.

 Ноябрь- декабрь,

2015 г.

 Педагог дополнитель-

ного образова

ния

Василова Э.С.

 Основной этап

1

 Изучение, анализ и сис-

тематизация проблем у

учащихся, связанных с

использованием Интер-

нета.

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Атнинского

муниципального  района РТ.

Сентябрь,

2016 г.

Педагог дополнительного образова-

ния

Василова Э.С.

2

 Разработка методичес-

ких рекомендаций для родителей и для учащих

ся.

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Атнинского муниципального  района РТ.

Ноябрь,

2016 г.

Педагог дополнитель-

ного образова

ния

Василова Э.С.

 Заключительный этап

1

 Раздача буклет для уча-

щихся «Как не стать жертовой Интернета»

МБОУ «Большеатнинская СОШ»,

МБОУ «Кшкловская начальная школа- детсий

сад»

Атнинского муниципального района РТ.

 Декабрь,

2016 г.

Педагог дополнитель-

ного образова

ния, руководитель объединения «Компьютер-ная графика»

Василова Э.С.

2

Представление резуль-

татов.

Печатные работы в СМИ, выступ-

ления на педсоветах, родительских собраниях

 2016-2017 учебный год.

Педагог дополнитель-ного образова-

ния,

руководитель объединения «Компьютер-ная графика»

Василова Э.С.

                                               Введение.

  В наше время, в век новых технологий, сложно представить свою жизнь без компьютеров. Сегодня  в любом  доме имеется  компьютер, с доступом в Ин-

тернет. Россияне освоили Интернет легко и активно стали «заселять» это но-

вое пространство. С каждым днём в Интернете всё больше людей находят воз

можность  удовлетворить свои потребности. Это позволяет взглянуть  на Ин-

тернет, как на новое культурное средство, определяющее современного чело-

века и способное принять участие в формировании его психических функций

   Рассматривая Интернет как  новое пространство культуры, анализируя  его особенности, трудно не задаться вопросом , как влияет интернет на здоровье

человека, на его общественное развитие и в первую очередь становлению его образа «Я»

   Информация в современном  мире имеет огромное значение для человека  -

это неоспоримый факт. Компьютер и Интернет — огромные блага техничес-кого  прогресса, мощные  инструменты  обработки  и  обмена  информацией,

благодаря которым различные информации стали общедоступными.Скорость

передачи и объём информации гигантские. Одним нажатием клавиши можно

купить  любую вещицу на  другом конце планеты или  пообщаться со школь-

ным другом. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой груп-

пы, засиживаться в библиотеке, всю информацию можно получить,              5

не отходяот монитора.

   Интернет завладел  всей нашей жизнью. Наряду  с достоинствами  мировой сети, которая является скоростным информационным ресурсом, образовываю

щим и помогающим в работе, она  заменяет  реальную жизнь людей  на элек-

тронной. Многие так увлеклись виртуальным пространством, что начали под

менять реальность Интернетом, проводя за компьютером  огромное  количес-

тво времени.  Отказ от  Интернета  вызывает у таких людей  эмоциональное возбуждение, тревогу.  Интернет- зависимость  стала  схожа с  зависимостью

вроде курения, алкоголизма или наркомании.

                                          Основная часть.

                     Понятие и критерии Интернет- зависимости.

   Компьютерная  зависимость- пристрастие к  занятиям, связанным с исполь-

зованием  компьютера, приводящее к резкому сокращению  всех  остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми, болезненная

неспособность вовремя выйти из сети.

  Термин «Интернет- зависимость» предложил американский психиатр Айвен Голдберг в 1996 году для  описания  патологической, непреодолимой  тяги  к использованию Интернет. Он исходил из  предложения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних фак-торов, но и от собственных действий и эмоций.

  Впервые  научный  подход к  изучению  феномена  «Интернет зависимости»

продемонстрировала  американский  учеый,  профессор  психологии,  доктор

Кимберли  Янг в 1996  году.  Согласно  исследованиям  Кимберли Янг опас- ными сигналами (предвестниками Интернет зависимости)

являются:

  1  навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  2  предвкушение следующего сеанса он- лайн;

  3  увеличение времени, проводимого он- лайн.                                                

4  увеличение количества  денег, расхудуемых он- лайн.

   По системе критериев И. Голдберга, можно констатировать Интернет- зави-

симость при наличии 3 пунктов из следующих:

  1 Количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь

     удовлетворения  заметно возрастает.                                                              6

  2 Если человек  не увеличивает количество  времени, которое он проводит в

     Интернете, то эффект заметно снижается.

  3 Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или проводить

     в нём меньше времени.

  4 Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернете,  приво-

     дит к приводит к плохому  самочувствию:  эмоциональное и двигательное

     возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас проис-

     ходит в Интернете.

   Общими  чертами компьютерной зависимости является ряд симптомов, тес-

но связанных между собой:                                                                                    

  Психологические признаки:

   *  появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или да

       же при ожидании, «предвкушении» контакта;

   * отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером:желание

       увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»);

   * появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при

      отсутствии контакта с компьютером;

   * использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги,

     депрессии;

   * эмоциональная неустойчивость;

   * навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, сниже-

      ние самооценки и т. п.

  Социальные признаки:

   * возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или

      на работе;                                                                                                          

   * проблемы экономические, т. к. много денег приходится платить за такое

      удовольствие;

   * пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

  Духовные признаки:

   * потеря смысла реальной жизни- жизнь становится ненужной, пустой,    7

лишенной смысла, что приводит к духовному обнишанию, духовной смерти.

 

  Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода” от реальности?

  * возможность анонимных социальных интеракций (особое значение  имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использова- ние электронной почты, чатов, ICQ и т.п.);

  * возможность  реализации  представлений, фантазий  с обратной связью (в том числе создавать новые образы  "Я";  вербализация  представлений  и/или фантазий, не возможных в обычном мире, например, киберсекс, ролевые иг-ры в чатах и т.д.);

  * чрезвычайно широкая  возможность поиска нового собеседника, удовлет-воряющего любым критериям (нет необходимости удерживать внимание со- беседника – т.к. в любой момент можно найти нового);

  * неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм”) (в основном опасность стать зависимым подстерегает тех, для кого компьютер- ные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством обще- ния);

  * Интернет- зависимые пользуются сервисами Интернет, которые позволя-

ют им  встречаться,   социализироваться  и обмениваться  идеями  с  новыми людьми в виртуальном пространстве. То есть пользуются сервисами, связан- ными с общением.  К. Янг выделяет две группы интернет- зависимых:  вися- щих на общении ради общения (91%) и висящих на информации.  Интернет- зависимых  привлекают  такие особенности сети, как: анонимность,  доступ- ность, безопасность и простота использования.
Социальная  поддержка   осуществляется   через  включение  в  социальную группу (чат или конференцию) в Интернете.  Как  любое  общество, культура киберпространства  обладает набором  ценностей,  стандартов, языка, симво- лов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи.                        


      Причины формирования зависимости от Интернета у подростков.


Компьютерная з ависимость  наиболее часта в детском и  подростковом воз- расте.  Несформировавшаяся  психика  и эмоциональная  нестабильность  не позволяет подросткам комфортно чувствовать себя в реальной жизни. Совре- менные дети проводят за компьютером намного больше времени, чем с роди- телями.                                                                                                                  8


 У младших  школьников  компьютерная  зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм.  В более  старших  возрастах она начинает  включать и  более  содержательные  занятия:  усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материа- лов в сети Интернет, виртуальное общение, программирование и т.п.
Круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интерне- та: потребность в самостоятельности (независимости от родителей); потреб- ность в самореализации и признании; потребность в общении, в принадлеж-ности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании;познаватель ную потребность; также владение знаниями способствует достижению приз-нания сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетво- ряет потребность в безопасности - одну из базовых потребностей человека.


   
Почему подростки проводят время в таком странном и необычном месте, как Интернет?


Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в мире. Они задают "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Вопросы, на ко- торые трудно дать ответы и некоторые могут быть найдены в Сети.


Интимность и принадлежность.В процессе взросления человек знакомится с противоположным полом.  Он  ищет друзей и компании, где  может испытать чувство принадлежности группе. Интернет  предоставляет  неисчислимое ко- личество людей и групп, объединяющих членов по интересам, ценностям.


Независимость от родителей.Поиски места в жизни и выстраивание отноше- ний с людьми идут наравне с  желанием отделиться от родителей.  Подросток желает  быть независимым и делать  то, что хочет.  Но в то же время он не хо- чет полностью  отделяться от  родителей. И тут Интернет предоставляет уни- кальную возможность.  Хочешь знакомиться  с новыми людьми, делать захва- тывающие  вещи, открывать мир?  Хочешь  остаться  дома с родителями? Ин- тернет позволяет делать это одновременно.


 
Подростковый   возраст- сложный  период,  проходящий   под   давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями,    

 

особенно  когда они  усилены  гормональной  перестройкой  организма?  Ему нужно избавиться от них, и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.


Факторы риска  Интернет- зависимости  связаны с личностными особеннос- тями подростков: склонностью к поиску новых ощущений,                             9

агрессивностью и тревожностью,  эмоциональной  отчужденностью,  низкой  коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной Сетью и находятся в одной группе риска.


 
Стадии Интернет- зависимости.

  • Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проб- лем, «убить время», развлечься.
  • Вторая стадия — втягивание. Воздержание сопровождается  настоящи- ми «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
  • Третья стадия — зависимость.  Конечно, люди  с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от  мно- гих  реальных проблем.  Но и психически здоровые люди при чрезмер- ном  увлечении  Интернетом  становятся  зависимыми от него, а  всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

    Влияние Интернет- зависимости на личность подростка.

  Интернет- зависимость  порождает  психологические  проблемы:  комфликт-

ное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального простран

ства  реальной жизни, трудности  адаптации  в социуме,  потеря способности

контролировать время за компьютером,  дискомфорт при отсутствии возмож-

ности пользования интернетом.

  Используя  Интернет,  подросток  вместо  стремления  «думать»  и  «учить»

предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что часто посещают

запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседово-

ленности и беснаказанности. Это побуждает нарушать права человека,      

 а иллюзия  безнаказанности  может  оказаться  ловушкой и иметь  серьёзные последствия в реальной жизни -  происходит  девальвация  нравственности.
Интернет-зависимость признается негативным направлением трансформации личности, посредством Интернета.                                                                  
 10


   
Рассмотрим виды деятельности, способные вести к глобальным преобразованиям личности:

  1.  Познавательная - увлеченность познанием  в  сфере  программирования и телекоммуникаций, как крайний вариант, хакерство:

увлечение  поиском  информации  и  применением  этих  знаний  хактеризует

личностную  трансформацию,  известную  как  хакерство.  Часто  хакерами  становятся в подростковом возрасте, компенсируя недостаточную  развитость  социальных  навыков.  О  неразвитости  личностной  и  морально-  правовой  сферы говорят их запретные и  порой  криминаль-ные действия.  Хакерство - негативное направление личностного развития подростка.

   Наиболее бросающиеся в глаза психологические особенности хакеров- асо- циальность,  ограниченность   интересов,  фанатизм.   Деятельность  хакеров подчиняется как познавательной мотивации, так и ряду других мотивов,  сре-ди  которых  корысть,  стремление  выразить себя и т.д.  В  крайних  проявле-ниях хакерство является негативной  личностной  аномалией.

  2.  Игровая - увлеченность  компьютерными  играми, в  частности, играми посредством  Интернета, как  крайний вариант, игровая наркомания:

в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для  развития  личности, особенно  если  речь  идет о подростках, у  которых наблюдается зависимость от игр, когда игроки уходят от реального мира с его сложностью и  проблемами.  Вытесняется  традиционная  игра,  необходимая для  нормального  психического развития ребёнка ребёнка. Одна из проблем- возможность переноса  виртуального опыта в реальную  жизнь,  когда игроки входят в роль персонажа.  Проявления  переноса могут носить негатив-        

ный характер. Например, попытка соотнести себя с агрессивным персонажем переноситься в реальный мир, в отношения.  Стираются  такие  понятия  как: «нельзя и можно» ,  «плохо и хорошо»,  « зло и добро».   Психические  напря-жения   возникающие  в  проблемами  процессе  игровой  деятельности вызы- вают массу стрессовых состояний, аффективных реакций, порождает          11

 конфликтность и вызывает психологическую зависимость.
 В связи с распространением  компьютерных игр и отсутствием  контроля, в частности,  возрастного, среди   населения  России  во всех возрастных  груп- пах  началась своеобразная эпидемия  игромании.  Подростки  не оказались в стороне от  нее.  Исследования  показывают, что  подростки  играют  в те  же игры,  что  и взрослые.  По  данным  исследователей, более  5 %  подростков могут быть отнесены к проблемным игрокам.
 Исследователи указывают на факт игровой зависимости среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье.  Говоря о факторах,  препят- ствующих подростковой игромании, отмечают воспитание в семье таких ка- честв, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.

  1. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией, как крайний вари ант  Интернет- аддикция.  Коммуникативная  деятельность,  осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Происходят эксперименты с аноним- ностью, от предельного самораскрытия до обмана, склонности к манупулиро ванию и попыток фактически управлять мнением о себе.
Большое значение  имеет  новизна опыта, позволяющего выбирать  степень анонимности  общения.  Новизна  привлекает  подростков,  которые  активно экспериментируют с анонимными формами общения.Они ценят возможность нейтрализовать в ходе Интернет- общения  препятствия,  которые  делают бо-лезненными  непосредственные  контакты.  Это  может  приводить  к  зависи- мости от Интернета, подобное общение способно целиком затягивать субъек- та, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности.
К проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в        

Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрас- тие к сексуальным  применениям  Интернета.  Драматизм  последнего вида  в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо в момент поло- вого  созревания,  и тогда у него формируется  асоциальное  представление  о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.                                       12
Основные проблемы "жителя Интернета" - в  области  самопринятия.  Под- ростки испытывают сложности в близком общении и  самораскрытии, в  при- нятии своего "Я" и своих телесных потребностей. Возможной причиной явля- ются  неразвитые  механизмы  самооценки, препятствующие  формированию адекватных представлений о себе.  Для  части  подростков  чрезмерная вовле- ченность в Интернет связана с готовностью контролировать работу компью- терных программ; эту склонность к контролю они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования людьми часто заканчиваются  неудачей, это может толкать детей к  замкнутости и  социаль- ной изоляции.
Таким образом, Интернет  является  привлекательным в  качестве  средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций Особое значение имеет чувство безопасности  и сознание  анонимности.  Во-вторых, это возможность  для  реализации  представлений,  фантазий с обрат- ной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм.


                   
Интернет - зависимость и проблемы в семье.


Проблемы в семье, как правило, возникают в результате недостатка внима-ния к тому или иному члену семьи. Ссоры и непонимание проблем зависимо-го человека только усугубляют положение отношений в семье. Так как интер- нет- зависимый  человек поглощает  много информации и, возможно, знаний, подобные  изменения  вызывают  внутреннюю  напряжённость и обеспакоен- ность. Семейные скандалы  могут  еще  больше повредить психику человека. Лучший способ решить проблемы семьи — это любовь, и взаимопонима-    

ние и мудрость  домочадцев.  Плавно выводить человека  на  семейное  пози- тивное общение и, главное, увеличивать совместное общение с живой приро- дой, к примеру: с помощью прогулок.

                                                                 

                                                                                                                               13
                         
Последствия Интернет-зависимости.


Интернет-зависимый человек вряд ли доставлял бы «проблемы» обществу, если  бы он был в этом  мире один.  Сиди тогда у компьютера хоть неделями, ты никому не мешаешь, никого не напрягаешь, никто о тебе не беспокоится, главное, следи, чтобы глаза несильно уставали. Но это утопия.
Человек живёт в обществе, где многое построено на реальных человеческих отношениях, на чувствах, любви и общении, на контакте, но не на «Вконтак- те". И удовольствие от жизни именно это живое  и приносит. А  виртуальные отношения – это лишь небольшая часть жизни, которая делает её  чуть  удоб- ной. И когда человек ограничивает себя рамками  виртуального общения, вы- бирает  Интернет вместо встречи с  друзьями, тогда  сильно страдают его  ре- альные отношения. Он «выпадает» из реального общения, как и при наркоти- ческой и алкогольной зависимости страдает сам человек, его ближайшее ок- ружение, семья.


 
Поглощенность  Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека:

  1. Ложь и даже криминальные действия типа просмотра и скачивания непри стойных видео материалов.

  2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (стресс, деп- рессия,  беспокойство и  др.)  или  же от  простых  жизненных  сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, семье).

   Мгновенное бегство в  фантастический  мир – здесь Интернет служит  под- держкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения, психо- логическое разногласие с окружающими.

   Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий                      

ежедневными делами, такими как стирка, уборка  или  посещения  магазинов,  люди сидят перед компьютером, игнорируя  повседневные заботы.  Виртуаль- ный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реаль- ной жизни, создает угрозу для успешной реальности.                                     14

  3. Отдаление  людей, сужение  социальных контактов. Л юбая  киберзависи- мость  негативно влияет  на семейные  отношения и стабильность семьи  как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых не- редко заканчивается разводом).

  4. Возникают серьезные проблемы с  учебой,  потому что школьники  или студенты посещают посторонние сайты, часами болтают в чатах, и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

  5. Низкий контроль количества времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

   Интернет- зависимые "предвкушают"  свой  выход в  Интернет,  чувствуют нервозность вне сети, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы на работе, финансовом стату- се, а также социальные проблемы.

                                Пути решения проблемы.


Чтобы избежать Интернет- зависимости и пользоваться информационными технологиями во благо, необходимо заниматься воспитанием и самовоспита- нием компьютерной культуры пользователей.
Самый  простой и доступный  способ решения зависимости это  приобрете- ние  другой  зависимости. Любовь  к здоровому образу жизни, общение с жи- вой  природой, творческие  прикладные  увлечения, такие как  рисование как правило выводят человека из зависимости.

Рекомендации родителям.

1. Пароль доступа.
 Чтобы ограничить пребывание ребенка или подростка за компьютером,    

можно установить на нем пароль на вход.  Как правило, ребенок  возвращает- ся из школы днем, задолго до родителей, и проводит уйму времени за компью тером, забыв о делах и  обязанностях.  Если на компьютере  появится  пароль, ребенок  сможет  приступить  к  любимым  виртуальным  играм  только      15

после возвращения  родителей.  А за время  ожидания успеет сделать и уроки, и домашние дела, и только после этого сможет окунуться в свой любимый виртуальный мир компьютерных игр.


 
2. Заманчивая альтернатива.
  Если  у  ребенка  единственное  и  любимое  увлечение –  компьютер,  пора разнообразить его образ жизни, найти альтернативное  занятие и  увлечение, которое,  возможно,  затмит  любимые  компьютерные  игры.  Запишите  его, например, в спортивную  секцию, на плавание,  фитнес, футбол, хоккей и т.д. Главное,  чтобы  занятия  приносили  ему  удовольствие, и  ребенок  осознал прелести активного времяпрепровождения, нашел интересную сферу занятий и  расширил  круг  общения.  Альтернативой  спортивному  комплексу  может служить театральный или танцевальный кружок, авиамоделирование.
Рекомендации подросткам.

  • Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь – это освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершенней.
  • Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
  • Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
  • Компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
  • Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
  • Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает иллюзию            

 принадлежности к группе, не развивая действительных навыков общения.

  • Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
  • Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.                                 16
  • Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
  • Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

Научитесь контролировать собственное время за компьютером.

     

                           Итоги тестирования среди учащихся.

   Мною  было  проведено  тестирование  на  наличие  компьютерной  зависи-

мости  среди учащихся  2-4  классов  МБОУ «Кшкловская  начальная школа-

детский сад» и 2-11 классов МБОУ «Большеатнинская СОШ» Атнинского му

ниципального района РТ.  В тестировании принимали  участие  187  человек.

   На вопрос «Замечаете, что  проводите в онлайне больше времени, чем наме

ревались?»  из  187  опрошенных 49 дали ответ «никогда», 138  ответ «прово-

дят больше времени».  На вопрос «Насколько часто вы отдаете предпочтение

интернету и компьютеру в отличие живого общения?»  среди учащихся   5-11

классов 67 учеников дали ответ «никогда», 58  учеников  дали  ответ «отдают

   предпочтение».  На вопрос «Занимаете оборонительную позицию и скрытни-

чаете,  когда вас спрашивают, чем  вы  занимаетесь в сети?»  среди учащихся

5-11 классов 80 учеников дали ответ «нет», 45 учеников дали ответ «да».

   Анализ тестирование показал, что проблема компьютерной зависимости ак

туальна для следующих  24  учащихся:

  «Кшкловская  начальная школа- детский сад»:  1 ученик 3 класса и 1 ученик

4 класса;

   «Большеатнинская СОШ»:  3 ученика  и 2 ученицы 2Б класса,  3 ученика и

2 ученицы 3А класса,  4 ученика и 1 ученица 4 класса,  2 ученицы  7Б класса,

1 ученик и 3 ученицы 8А класса, 1 ученица 10 класса.

                                                Заключение.

   В ходе работы над темой своей работы я пришла к следующим выводам:              

                                                                                                                             

1  Благодаря  своим  качествам:  анонимности,  доступности,  невидимости,

      простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям,

      и в то же время может наносить  вред  подросткам  и  молодежи,  которые

      вместо  социализации в реальном мире, находят возможность               17

социализации в мире Виртуальном.

  2  Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям

      просто  негде  самовыражаться  и проявить свои  творческие способности

      многие используют интернет как источник информации. Но и при непра-

      вильном использовании компьютера он может стать опасным и для физи-

      ческого здоровья.

  3  Интернет- одно из лучших изобретение в мире. Но всему нужна своя ме-

      ра, и не стоит быть фанатом чего- либо и культивировать Интернет, быть

      его рабом. Просто используйте Интернет, как средство для достижения ва

      ших целей. Определитесь, что вы хотите от  этого уникального  средства

      коммуникации между людьми.

   4 Всегда нужно помнить, что компьютер может стать другом, помочь в бе-

      де, найти единомышленников, а может и добавить огромное количество

      проблем, привести к одиночеству, став заклятым врагом.

                                              Приложение.

                          Памятка «Как не стать жертвой Интернета»

  1 Помни Интернет- источник полезной и нужной информации, а остальное-

     можно не смотреть.

  2 Посвящай свободное время не только компьютеру, но и свежему воздуху.

  3 Активно участвуй во внешкольных мероприятиях.

  4 Не заменяй друзей и живое общение на социальные сети и игры.

  5 Не вступай в сомнительные виртуальные игры и сообщества.

  6 Аккуратно открывай незнакомые письма, приходящие на электронную

     почту.

  7 Игнорируй сообщения, отправленные с нового аккаунта.

  8 Не размещай слишком много подробностей информации о себе и своих

     родителях.                                                                                                        

  9 Не посылай чужим людям никаких своих фотографий и номеров телефо-

     нов.

  10 Интернет- твой друг и помощник в обучении, если стало наоборот, зво-

       ни по телефону доверия, обратись к психологу или другому                 18

 знакомому человеку, который способен тебе помочь, но не ищи помощи в Интернете  у незнакомых людей.

   Рекомендации, чтобы работа за компьютером не оказалась вредной

   для здоровья.

  1 Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился

     на расстоянии 50 - 70 см от глаз.

  2 Ноги ставьте на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибай-

     те.

  3 Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья долж-

     ны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

  4 Сидите  свободно, без  напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не нава-

     ливаясь на спинку стула.

  5 Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-

     нибудь, находящееся вдали.

  6 Гимнастика для глаз.  1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спо-

     койно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз. 2) Крепко зажмурить гла-

     за  ( считать до 3),  открыть  их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повто-

     рять 4-5 раз. 3) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глаза-

     ми в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш

     цы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторять 1-2 раза.

  7 Время непрерывной работы за компьютером для начальных классов 10-15

     минут, в день 30 минут; для старших классов20 минут, в день 1 час.

 

 

                                         

                                                                                                                               19  

                                  Тест для начальных классов.

Исәнме , кадерле дустым!  Бу сорауларга син дөрес җавап бирергә тырыш. Һәр сорауга түбәндәге җавапларның берсен яз.

а) беркайчан да

б) кайвакыт

в) еш

г) бик еш

д) һәрвакыт

Сиңа ничә яшь_______________  

   Ничәнче сыйныфта укыйсын_____________

Син кызмы_______________   Син малаймы_______________

  1. Компьютер янында озак утырасыңмы?_______________________
  2. Компьютерга утырганчы әти -әниеңгә булышасынмы?_________________
  3. Компьютер аша дуслар таптыңмы?_______________________
  4. Компьютер янында озак утырасың ,дип әти- әниең әйтсә ачуың чыгамы?__________________
  5. Компьютер янында утырып дәресеңне әзерләми калдырганың бармы?___________________
  6. Эшне, компьютерда уйнагач, эшләрмен әле дип калдырып торганың бармы?__________________
  7. Компьютер синең мәктәптә укуыңга начар тәэсир итәме?_______________
  8. Компьютерда нәрсә эшләгәнеңне әти -әниеңнән яшерәсеңме?____________________
  9. Компьютер янында син тынычланып каласыңмы?_____________________

10) Дәрестән кайткач та компьютер янына киләсеңме?____________

11)  Өеңдә компьютер булмаса сиңа күңгелсезме?___________________

12)Компьютерда уйнатмасалар елыйсыңмы?__________________

13 )Йокы сәгате җиткәч тә компьютерда утырасыңмы?___________

14) “Хәзер сүндерәм, менә аз гына уйныйм” дип утырганың бармы?_____________

15) Син компьютерга битарафмы?_____________

16) Дусларың урамга чакырсалар компьютердан аерылып китә аласыңмы?______________

17) Әти- әниең эштән кайткач, компьютерда уйнамадым , дип алдалый аласыңмы?__________

18) Компьютер сиңа дәрес әзерләргә булышамы?________________

19) Компьютер кабынмаса борчыласыңмы?___________________

                20) Компьютерда утырып вакытны онытканың бармы?__________

                                                                                                                                20

                                   Тест для старших классов.

Тест , разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде

доктором Кимберли Янг.

Укажите, в каком классе учитесь  ___________;    сколько вам лет___________;  пол (м/ж)_______.

Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно.

Варианты ответов:  

а) никогда или крайне редко       б) иногда      в) регулярно      г) часто    

 д) всегда

Часто ли Вы:

  1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?  Ответ:____
  2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?  Ответ:______
  3. Заводите знакомство с пользователями интернета, находясь в онлайне?  Ответ:______
  4. Раздражаетесь из -за того, что окружающие интересуются количеством времени, про-

водимым вами в сети?  Ответ:______

  1. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много вре-

мени проводите в сети?  Ответ:______

  1. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что -то другое, более необходимое?

Ответ:______

  1. Отмечаете, что снижается производительность труда из- за увлечения интернетом? Ответ:______
  2. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?  Ответ:______
  3. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? Ответ:______
  4. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в сеть?  Ответ:______
  5. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?  Ответ:____
  6. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду,

 когда кто -то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?                  21

Ответ:______

  1. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?  Ответ:______
  2. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?  Ответ:______
  3. Говорите себе «Ещё минутку», сидя в сети?  Ответ:______
  4. Терпети поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?  Ответ:______
  5. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое в сети?  Ответ:______
  6. Вместо того, чтобы выбраться куда -либо с друзьями, выбираете интернет?  Ответ:_____
  7. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?  Ответ:______
  8. Насколько часто вы отдаете предпочтение интернету и компьютеру в отличие живого общения?  Ответ:______

Никогда или крайне редко -1 балл

Иногда  - 2 балла

Регулярно -3 балла

Часто — 4 балла

Всегда — 5 баллов

20- 49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, так как умеете контролировать себя.

50- 79 баллов.  У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы обратите на них внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

80- 100 баллов.  Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.

                                      Примеры из жизни.

   Примеры из уст родителей:

   Рассказ матери:

   «Мой сын Марсель, ему 15 лет. Он как наркоман, но не колется. Он зави-

сим от компьютера. Он молодец, помогает мне и прилежно учится. Но проб-

лема его в том, что он может ночами не спать  и сидеть за компьютером. Не-

сколько раз падал в обморок, потому что голодал. Не ел приготовленную

                                                                                                                               22

мною пищу до моего возвращения с работы. Приближаются его экзамены, а он даже сейчас не слушает меня и весь день сидит за компьютером»

   Рассказ отца:

   «Моя дочь Гульнур слепа, болеет миопией. Но эту болезнь она получила из- за того, что сидела за компьютером, могла не спать всю ночь. Она взрос-

лая, ей исполнилось 17 лет. Она красивая, но слепая ...» (Отец заплакал)

   Рассказ отца:

   «На День рождения дочери я подарил ноутбук. Ей в феврале 2015 года ис-

полнилось 5 лет. Она ходила в детский сад. Последние 3 месяца она не хочет идти в садик. Она стала непослушной, пропал аппетит, ночью плохо спит...

    В Интернете я прочитал про вредности компьютера на организм. Я у неё ноутбук забрал. Она уже неделю не может простить меня, не разговаривает со мной. Я уже понял, что сделал ошибку подарив её ноутбук. Нужно было покупать ей большую куклу.»

                                                                                                                                                                           

                                             Литература.

   Электронные ресурсы:

   1 http://psylad.info/Тест Кимберли -Янг Интернет-зависимость.

   2 http://ru.wikipedia.org/Голдберг Айвен.

   3 http://www.psyline.ru/ Зависимость от компьютера и интернет, Интернет-

     зависимость.

   4 http://www.vrednye.ry/Кимберли Янг- тест на Интернет-зависимость.    

   5 http://furfur.me.furfur/culture/culture/173855-  Как лечат Интернет-зависи-

     мость.

   6 http://www/psuhodic.ru arc.php?page=1471.

   7 Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета»// психологи-

      ческий журнал. 2012. Т.22. №1. С. 113-117.

                                                                                                                              23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема:  Интернетның укучыларга файдасы һәм зыяны.

   Исәнмесез, хөрмәтле коллегалар. Педагог буларак та, әти- әни буларак та мине, бүгенге көндә балалар тормышына тирәнтен үтеп кергән интернетның проблемага әйләнүе борчый.

Сезнең алда бүгенге чыгышымның темасы: “Интернетның укучыларга файдасы һәм зыяны”.

Сораштыру һәм күзәтүләр нәтиҗәсе буенча Россиядә 2000 нче елда:

  • 20% кеше интернетның ни икәнен дә белми;
  • 37,3% кеше интернет турында ишетеп белә, ләкин аңа билгеләмә бирә алмый;
  • 3,6% кеше интернеттан даими файдалана.

2016 нчы елда:

  • атнага 1 тапкыр 60 млн кеше;
  • атнага 2 тапкыр 40 млн кеше;
  • атнага 3-5 тапкыр 25 млн кеше;
  • даими рәвештә 10-12 млн кеше интернеттан файдалана.

Һәрнәрсәнең файдалы һәм зыянлы ягы булган кебек, интернетның да файдасы һәм зыяны бар.

Файдалы якларын санап китсәк, өстәмә белем алырга ярдәм итә,  утырган җирдән генә интернеттан кирәкле мәгълүматны тиз эзләп табарга мөмкин, интернет аша туганнар, дуслар белән аралашабыз, объектның кайда урнашуын, анда ничек барасын тиз эзләп табарга мөмкин, документация эшен компьютерда башкарабыз, түләүләр интернет аша башкарыла. Чамасын белеп кулланганда интернетның ярдәме зур.

Көн белән төнне бутап компьютер каршысында утыру- реаль тормыш белән виртуаль тормыш арасында бер адым.

Мин,проект эшләү максатыннан, 2015 нче елның ноябрь аенда Олы Әтнә урта мәктәбендә 2 нче сыйныфтан 11 сыйныфка кадәр 187 укучы арасында аноним рәвештә тест уздырдым. Тестта 20 сорау булды.

“Билгеләнгән вакыттан артык онлайнда утырганыгыз бармы?”  дигән сорауга 49 укучы  (26%)  “беркайчанда артык утырмыйм”;  138 укучы (78,3%) “һәрвакыт артык утырам” дигән җавапны бирде.

“Тере аралашуга караганда компьютер аша сөйләшүгә өстенлек бирәсезме?”   дигән сорауга 5 нче сыйныфтан 11 сыйныфка кадәр 97 укучыдан 67 укучы (69%)  “беркайчан да өстенлек бирмим”; 58 укучы (59,8%)  “һәрвакыт өстенлек бирәм” дигән җавап бирде.

Тест нәтиҗәсендә 22 укучының компьютерга ныклы бәйлелеге билгеле булды: малайлар-11, кызлар-11

Гыйбрәтле мисаллар эзләп ерак китәсе юк.

Әти- әниләр белән  булган сөйләшүдән 3 мисал.

Исемнәр әти- әниләрнең соравы буенча үзгәртелде.

Әни кеше:

“Минем улым Марселгә 15 яшь. Ул наркоман кебек компьютерга бәйле. Ул үзе яхшы укый, миңа да һәрчак булыша. Улым төне буе компьютерда утырып, йокламыйча мәктәпкә китә. Берничә тапкыр ачлыктан аңны югалтып егылды, чөнки мин эштә булганда, пешереп калдырган ризыкны ашарга аның “вакыты юк”

Әти кеше:

“Минем кызым Гөлнур төннәр буг компьютерда утыра. Аңа 17 яшь. Ул бик матур кыз. Күзләре начар күрә, миопия белән чирли. Шул компьютер аркасында  гына инде...” (Әти кешенең күзләрендә яшь)

Әти кеше:

“Мин кызыма 5 яшь туган көненә ноутбук бүләк иттем. Ул балалар бакчасына йөри иде. Менә 3 ай инде киреләнеп елап бакчага йөрми. Аның аппетиты бозылды, төнне начар йоклый  башлады, сүз тыңламас булды...

Мин интернеттан компьютерның организмга зыяны турында укыдым һәм ноутбукны кыздан тартып алдым. Ул бер атна минем белән сөйләшми. Мин ноутбук сатып алып ялгышуымны аңладым. Зур курчак бүләк итәсем калган икән..”.

Түгәрәккә йөрүче укучыларым белән  интернетның уңай һәм тискәре якларын өйрәнеп, “Ничек интернет корбаны булмаска” дигән киңәшләр тупладык.

1 Вакытны дөрес файдалы итеп бүлергә өйрәнергә тырыш.

2 Компьютер янында бирелгән вакыт аралыгында гынам утырырга өйрән.

3 Компьютер өстәле янында  дөрес утыр.

4 Интернеттан кирәкле мәгълүматны гына эзлә.

5 Буш вакытны компьютер янында түгел, саф һавада күбрәк уздыр.

6Тере аралашуны социаль челтәргә һәм компьютер уеннарына алыштырма.

7 Шикле виртуаль уеннарга, группаларга кермә.

8 Электрон почтага килгән хатны сак кына ач.

9 Таныш булмаган кешедән  килгән хәбәрне игътибарсыз калдыр.

10 Үзең, туганнарын турында тулы мәгълүматны интернетка урнаштырма.

11 Чит кешегә фотографияләрне, телефон номерларын җибәрмә.

12 Интернет сиңа укуда ярдәмче һәм дус булсын.

 Проблемаларны кулга-кул тотынып эшләгәндә генә җиңәргә мөмкин. Барыгызга да уңышлар телим. Рәхмәт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)

В 4 классе по УМК "Школа  2100" используется данный материал  при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей

Статья содержит результаты исследования по теме" Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей"...

Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей

Статья содержит результаты исследования по теме" Ролевые ожидания и предпочтения младших школьников в парной и групповой работе в зависимости от индивидуально-типологических особенностей"...

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?"Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техн...

Корригирующая гимнастика в зависимости от патологии детей

Корригирующие упражнения для профилактики и лечения плоскостопия....