Внеклассное мероприятие БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД
классный час (3 класс) на тему

материал для внеклассной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Блокадный Ленинград»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ Красногорской СОШ №2

                       Кацук Валентина Ивановна

Цели:

  1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  3. воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

           1.мультимедийное оборудование, экран;

           2.презентация со звуковым сопровождением;

           3. аудио аппаратура;

           4.аудио записи.

Ведущий:

 

 

Звучит песня Фадеева «Посвящение городу» кадры Презентации

Более 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору великой отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Ленинградцы до конца остались верными родине.
Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил ленинграду советский народ.

Давайте вспомним, как это было.

 

На 100 островах раскинулся могучий и неповторимый город. Гении русского народа, беспримерный труд создали этот город, навеки прославили его и дали ему бессмертие.

Это имя – как гром и как град Петербург, Петроград, Ленинград.

Город заводов и фабрик, театров и музеев, широких проспектов и площадей.
Дворцовая площадь, Таврический дворец и Смольный, легендарная «Аврора», Нарвская, Невская заставы. Величественен, прост и прекрасен Ленинград, и небо над ним светлое и ясное. А помните?

Кадры Презентации –  Блокадный Ленинград

Рёв самолетов, свист бомб. ( звучит финал 9 симфонии Бетховена.)

 

Петровой волей сохранен
И светом ленинским означен –
В труды по горло погружен,
Он жил – и жить не мог иначе.

Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, –
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.

Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне чёрной –
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, непокорный!

И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!

(Николай Тихонов. Ленинград)

 

На Ленинград, обхватом с 3-х сторон, шёл Гитлер силой 40 дивизий. 8 сентября 1941 г фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве.

Первый день догорал…
Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё 900.

Сумеете ли вы оценить и понять всё, что выстрадали Ленинградцы в эти суровые, страшные, блокадные дни?
900 дней мук и слёз, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встаёт сразу за этими строками – 900 героических дней.

Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. «После поражения России нет никакого смысла в дальнейшем существовании этого большого населенного пункта».
Город подвергся страшнейшим испытаниям и пыткам. Враг рассчитывал, что голодные, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать и в конце концов сами сдадут оккупантам город.

Но враг просчитался. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Ленинградцы построили 35 км, баррикад, 4170 домов, 22 тыс. огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство на крышах домов, оборудовали медпункты.

 

… Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…

Крондштатский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады, –
Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.  (
Ольга Берггольц)

* * *

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки.                                (
Анна Ахматова «Мужество»)
                                                                                     

 

Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.

Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. Они были самые низкие: рабочие получали лишь по 250 г суррогатного хлеба, старики и дети по 125г в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.

Зимой 1941 – 42 г.г. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах, с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лёд, брать воду и потом под обстрелом доставлять её домой.

Остановилось движение трамваев и автобусов. На работу людям приходилось ходить пешком по занесенным снегом улицам. Основным «транспортом» жителей города были детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни, дерева на гробы не было. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.

Ведущий:

Блокада – далеко это слово
От наших с вами мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.

(на экране – портрет Тани)

Многие знают печальную историю 11 – летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая, дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у неё родных и сделала сиротой.

 

В те жуткие дни Таня вела в записной  книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Женя умерла 28 декабря в 12-00 дня 1941года»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
«Мама умерла 13 мая в 7 – 30 утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».                        

Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник.

 

(«Баллада о Тани Савичевой» сл. В. Гина, муз. Е. Доги)

 

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

 

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду

Во имя Родины и долга –
На бой! Сегодня наш черёд.
Мы ждали молча, ждали долго
И слово сказано: «Вперёд!»
И, как всегда, у Ленинграда
Простое, строгое лицо.
Вперед, орлы, ломай блокаду,
Её железное кольцо!

12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волкова открыла ураганный огонь по врагу. Оккупанты сопротивлялись злобно и ожесточенно.

18 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы не будут больше умирать от холода и голода. Ленинградцы стали получать продовольствие, заводы – топливо и сырьё.
(финал 7-ой симфонии Шостаковича)

 

Окончательно разгром оккупантов  был завершен через год – 14 января 1944 года.
За две недели кровопролитных боёв они разгромили 18-ую немецкую армию, освободили более 800 населенных пунктов на 65-100 км от Ленинграда. Город был полностью освобожден. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил.

Мы чашку горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

(Презентация)

 

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.

У Вечного огня! … Я знаю, что хочу
Я голову, склоняя, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
«Всем, сбившимся с пути»,
Всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня!
(пауза)
Свет Вечного огня, свет вечного костра,
Мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох, и прежде, и теперь.
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня.
И прокляни меня, жар вещего костра. Свет вечного огня.

 

«Вечерняя» песня Соловьева-Седого

Ведущий:

На этом наша музыкально-литературная композиция, посвященная подвигу города-героя Ленинграда закончена.
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки. Над нами  мирное чистое небо над головой. И мы должны его сберечь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Сценарий внеклассное мероприятия "Блокада Ленинграда"...

Внеклассное мероприятие «Железные люди» (герои – спортсмены в блокадном Ленинграде)»

Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления новой информации по теме занятия в соответствии с индивидуальными особенностями учащихсяЦель деятельности учащих...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Внеклассное мероприятие "Дети блокадного Ленинграда" в рамках акции "Навстречу 75-летию Великой Победы"

В рамках акции "Навстреча 75-летию Великой Победы обучающиеся 3 Б класса приняли участие во внеклассном мероприятии "Дети блокадного Ленинграда" подготовленного классным руководителем Ш...

Внеклассное мероприятие "Хлеб блокадного Ленинграда"

Мероприятие направлено на воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;воспитание  ч...

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),

Презентация к внеклассному мероприятию "Блокада Ленинграда" (литературно – музыкальный сценарий, посвящённый Блокаде Ленинграда),...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...