Программа "Истоки"
рабочая программа на тему

Программа психолого-педагогического просвещения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_vseobuch_istoki.doc87 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №65»

«Истоки»

Программа

психолого-педагогического

просвещения родителей

Составила:Леонтьева О.П.

Магнитогорск


Пояснительная записка

В современном обществе основы нравственных ценностей закладываются в семье. Нередко процесс семейного воспитания выстраивается родителями осознанно. Воспитывает сам семейный уклад. Но возникают и такие ситуации, когда родители, представляя себе цели и задачи воспитания, не могут найти продуктивный путь их реализации. Ещё хуже, когда, действуя по наитию, родители представляют себе конечного результата деятельности, а через какое-то время удивляются полученному результату, оправдываясь перед собой тем, что плохому они своего ребенка не учили, и значит его «испортили» друзья, улица, школа и т.п. В подобных ситуациях педагоги могут помочь родителям, научив их анализировать свою воспитывающую деятельность, корректировать ее зависимости от степени соответствия желаемого и реального результата. Не менее важной функцией современной школы может стать пропаганда здорового образа жизни, полноценного общения родителей и детей, хороших и добрых семейных традиций.

Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Истоки» реализует важнейшую цель:

Помочь современной семье продуктивно реализовать функцию воспитания детей.

Программа решает основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей:

  1. Формирование у родителей чувства ответственности за результаты семейного воспитания, умения осознанно и перспективно подходить к воспитательной деятельности.
  2. Оказание помощи психолого-социальной службой школы в вопросах семейного воспитания.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания, умения родителей строить полноценное общение с детьми, знакомство с интересными традициями семьи, семейными увлечениями и занятиями.
  5. Налаживание тесных контактов с семьями учащихся для плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитательном процессе.

Формы реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей:

•  лекции и беседы специалистов;

• психолого-педагогические тренинги;

• заседание клубов по интересам;

• вовлечение родителей в практическую воспитательную деятельность.

                                                   

                                                        Таблица «Содержание занятий

с родителями младших школьников»

Класс,

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

1 класс

1.1

Психолого-педагогические особенности первоклассников. Адаптация ребёнка в новом коллективе.

Как помочь первокласснику учиться?

Что должен знать первоклассник о государственной символике России.

Помочь  освоить новую социальную роль «родителя ученика».

1.2

Личная гигиена первоклассника. Разговор  о правильном питании.

Организация внеурочных занятий первоклассника.

Показать необходимость правильной организации режима дня и питания. Привлечь внимание к основополагающим аспектам сохранения здоровья маленького ученика.

1.3

Как создать ситуацию успеха. Приёмы педагогической поддержки ребёнка.

Научить родителей стимулировать самостоятельность и самодеятельность ребенка, уверенность  его в своих силах, умения достигать положительный результат деятельности.

1.4

Общение взрослого и ребёнка

Азбука этикета первоклассника.

Оказание помощи родителям в разумном общении с детьми, предупреждение отчуждения родителей и детей.

2 класс

2.1

Типы семейного воспитания.

Семейные ценности.

Генеалогическое дерево.

Формирование потребности родителей к анализу воспитательного воздействия семьи на ребёнка и коррекции этого воздействия.

2.2

Особенности самооценки.

Проблема школьных оценок и отметок.

Знакомство с понятием «самооценка» и её значение в жизни подрастающего поколения.

2.3

Хочу, могу, умею, помогу.

Воспитание трудолюбия.

Выделить главные приоритеты в воспитательной деятельности, показать пути организации такой деятельности.

2.4

Нравственные законы дружбы.

Этикет дружеского общения.

Основы конструктивного общения.

Привлечь семью к формированию умения ребёнка правильно общаться. Формировать правильный стиль отношений между родителями и учащимися с одной стороны, педагогами и другими взрослыми, привлечёнными к процессу обучения и воспитания детей с другой стороны.

3 класс

3.1

Осознанный подход к учению. Развитие школьной мотивации.

Знакомство с формами и методами познания.

3.2

Психическое здоровье ребёнка. Как научить ребёнка своевременно обращаться за помощью?

Помочь в профилактике стрессов и неврозов и вредных привычек у детей.

3.3

Содружество семьи и школы. Воспитание патриотов. Экологическое воспитание.

Привлечь родителей к процессу развития ученического коллектива.

3.4

Положительный и отрицательный опыт семейного воспитания. Проблемы и находки.

Учить родителей анализу педагогического взаимодействия с детьми, передача опыта семейного воспитания одних родителей другим.

4 класс

4.1

Профилактика вредных привычек

(курение).

Предупредить развитие вредных привычек, свойственных для подросткового возраста.

4.2

Азбука делового этикета.

Первые шаги в профориентации.

Подготовить родителей и детей к общению с преподавателями среднего звена.

4.3

Психологическая готовность выпускников начальной школы к обучению в среднем звене.

Подготовить родителей к решению основных проблем, связанных с переходом в среднее звено лицея.

4.4

Воспитанный человек – это… Результаты совместной воспитательной деятельности семьи и школы.

Модель выпускника начального звена.

Формировать умение анализировать и корректировать процесс воспитания ребёнка.

Таблица «Содержание занятий

с родителями учащихся 5-9 классов»

Класс,

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

5 класс

5.1

Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста.

Познакомить родителей с возрастными особенностями их детей. Научить использовать их в воспитательном процессе.

5.2

Влияние личности взрослого на становление личности подростка.

ЗОЖ подростка.

Научить родителей формировать и использовать положительный авторитет взрослого, формировать у малдшего подростка желания вести здоровый образ жизни.

5.3

Итоги адаптационного периода и совместной деятельности семьи и школы.

Проанализировать совместную работу и наметить пути коррекции совместной воспитательной деятельности.

5.4

Мотивы деятельности. Развитие волевых качеств младшего подростка. Заставлять или не заставлять?

Обратить внимание родителей на главные проблемы в формировании мотивов поведения, развития воли и самостоятельности.

6 класс

6.1

Роль семьи в формировании общенациональных ценностей.

Научить использовать общенациональные ценности для воспитания будущего гражданина, патриота.

6.2

Три природные потребности младшего подростка: в поиске смысла, в другом человеке, в самореализации. Развитие способностей как основы профессионального выбора.

Показать родителям пути развития способностей подростка. Обратить внимание родителей на главные проблемы в реализации потребностей младших подростков.

6.3

Использование воспитательного потенциала города в семейном воспитании.

Показать  родителям возможности окружающего семью воспитательного пространства

6.4

Профилактика вредных привычек у подростков (токсикомания, пивной алкоголизм). Формирование умения сказать «нет».

Научить родителей технологии отказа и формированию умения подростка использовать её.

7 класс

7.1

Как удержать школьную мотивацию.

Задумайтесь о будущей профессии.

Познакомить родителей с особенностями школьной мотивации данного возраста. Научить формировать и поддерживать мотивы к учению.

7.2

Свойства личности. Характер, темперамент, поступок. Мотивы поступка. Ответственность за поступок.

Научить родителей использовать знания индивидуальных особенностей их детей в процессе педагогического общения с ними. Профилактика правонарушений.

7.3

Особенности полового развития подростков. Взаимоотношения мальчиков и девочек, юношей и девушек. Профилактика социально опасных заболеваний.

Познакомить родителей с особенностями полового созревания подростков. Научить использовать эти знания в правильном половом воспитании своих детей. Дать родителям необходимые знания о социально опасных заболеваниях и способах профилактических воспитательных воздействий на подростков.

7.4

Профилактика вредных привычек у подростков (наркомания). ЗОЖ как альтернатива вредным привычкам.

Дать родителям необходимые знания о наркотических веществах и способах профилактических воспитательных воздействий на подростков. Научить родителей, как предотвратить беду.

8 класс

8.1

Программа самовоспитания подростка. Как работать с недостатками.

Научить родителей оказывать помощь ребёнку в процессе самовоспитания.

8.2

О друзьях настоящих и не очень…

Использовать семейный опыт для формирования умения ребёнка видеть мотивы поведения других людей.

8.3

Как воспитать настоящего лидера.

Обратить внимание родителей на формирование лидерских качеств ребёнка.

8.4

Почему плачут отцы и матери? Об ответственности перед чужими людьми.

Научить родителей анализировать поступки своих детей совместно с ними. Обратить внимание на воспитание законопослушности. Профилактика наркозависимости.

9 класс

9.1

Итоговая аттестация выпускников основной школы

Познакомить родителей с технологией итоговой аттестации учащихся.

9.2

Выбор будущей профессии

Научить родителей соотносить потребности, способности и возможности ребёнка. Информирование об учебных заведениях  города.

9.3

Последствия дурных привычек. Как устоять перед соблазном?

Профилактика употребления ПАВ и социально опасных заболеваний.

9.4

Модель выпускника основной школы. Анализ результатов совместной воспитательной работы семьи и школы.

Формировать умение анализировать и корректировать процесс воспитания подростка.

Таблица «Содержание занятий

с родителями учащихся 10-11 классов»

Класс,

 № занятия

Тема занятия

Цель занятия

10 класс

10.1

Особенности старшего подросткового возраста. Личностные изменения.

Познакомить родителей с возрастными особенностями их детей. Научить использовать их в воспитательном процессе.

10.2

Семья как общечеловеческая ценность. Поговорим о любви. Профилактика социально опасных привычек и заболеваний.

Использовать опыт семейного воспитания для формирования устойчивых нравственных установок юношей и девушек. Использовать опыт семейного воспитания для формирования устойчивых нравственных установок юношей и девушек.

10.3

Итоговая аттестация выпускника средней школы.

Познакомить родителей с технологией итоговой аттестации учащихся.

11класс

11.1

Прогнозирование жизненной карьеры молодых людей. Здоровье и красота.

Научить родителей соотносить потребности, способности и возможности их детей, как помочь детям в их жизненной карьере. Как уберечь от пагубных привычек.

11.2

Итоговая аттестация выпускника средней школы

Обратить внимание родителей на индивидуальные проблемы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

11.3

Модель выпускника средней школы.

Анализ результатов совместной воспитательной работы семьи и школы