Доклад "Самоуправление"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Из опыта работы по самоуправлению класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenicheskoe_samoupravlenie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                            Самоуправление.

                            (из опыта работы)

                                                        Учитель: Шеянова  М. А.

                                                    МБОУ «Спасская средняя школа»

      Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществление  учащихся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, чувстве ответственности, взаимопомощи, и организаторских способностях школьников.

   
Цели:

- Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:    

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

- создать условия для развития, инициативности, самостоятельности;

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

-Формировать толерантность, умение общаться.

Для учащихся начальных классов строятся в 4 этапа:

1) Этап – изучения интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того что класс – это единый коллектив.

2) Этап – укрепление межличностных  отношений, формирование чувства  «Мы». Призыв взрослого «Делай как я!»-  основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период, формирование умения взаимодействовать.

3) Этап – развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!»

 Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

4) Этап – лучшее в жизни класса становиться достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм способов обновления жизнедеятельности коллектива.

    В своей работе используем различные методы изучения результативности учебно-воспитательного процесса такие как:

- выявление уровня воспитанности

- социометрическое исследование

- карта интересов

- изучение склонностей и способностей ребят

- опрос, « Какой у нас коллектив?»

- сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему?»

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

   При решении воспитательных  задач используем различные формы работы: часы общения, беседы, практические занятия, рейды ( это поздравление ветеранов), трудовые десанты, выставки детского творчества, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, игры.

   Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где прежде всего, учитываются желания и интересы самих ребят.

   Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значительным, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого.

Ребята придумали название нашего отряда («Умницы и умники»), выбрали  командира, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои способности и возможности. Поручения были рассмотрены в игровой форме и по желанию ребят.

1.Друзья Золушки.

Организуют дежурство по классу, по столовой, а также изучают

Отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей.

2.Айболиты.

Ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, проверяют руки и ногти, собирают интересную информацию в уголок « Здоровье».

3.Затейники.

Ребята участвуют в разработке мероприятий в классе, подбирают конкурсы, участвуют в концертах (поют, танцуют)

4.Знайки.

Ребята помогают в учебной работе, смотрят за состоянием дневников, тетрадей, учебников.

5.Лесовички.

Ребята заботятся о зелёных насаждениях в классе, на территории школы, оказывают помощь в организации и проведении экскурсий на природу.

   Высшим органом самоуправления класса является классное собрание. Оно проводится примерно 1 раз в 2 месяца. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

   Самоуправление помогает детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения, способствует сплочению классного коллектива.

   Младшие школьники очень любят выполнять различные поручения, они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.

   Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений, поощрять инициативу, самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

1.Обретение чувства уверенности в себе.

2.Умение поддерживать других.

3.Осознание ответственности за свои поступки.

4.Расширение представлений о себе, о своих  возможностях.

5.Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей.

6.Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

7.Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

   Пытаясь реализовать на практике идеи воспитания, спрашиваем себя: «Какими они будут через год, два? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Мне хочется закончить стихотворными строками:

Я часто думаю мучительно

Над фразой мудрой, как века

«Чтоб было, у кого учиться,

Учитель, воспитай ученика!»

Чтоб был он сильным, умным, добрым,

Чтоб Родину не смог предать,

Чтоб крепкую семью он создал,

За друга смог бы жизнь отдать,

Чтоб верил в искренность и правду,

Чтоб был душой он чист, как снег,

Чтоб из искры разгорелось пламя,

И разуму был предан он навек.