Внеурочная деятельность «Шахматная азбука»
статья (1 класс) на тему

Сидорова  Надежда Витальевна

Цель программы «Шахматная азбука»:

создание  условий для достижения необходимого в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи:

·        развитие внимания и мотивации школьника;

·        развитие наглядно-образного мышления;

·        организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;

·        включение учащихся в разностороннюю деятельность;

·        формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

·        воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_azbuka.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность «Шахматная азбука»

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования - ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, конференций, диспутов,  КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Цель программы «Шахматная азбука»:

создание  условий для достижения необходимого в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи:

  • развитие внимания и мотивации школьника;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Шахматы — древнейшая логическая настольная игра со специальными фигурами на 64-клеточной  доске, сочетающая в себе элементы искусства ,науки и спорта. Название игры берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит король (шах) умер (мат).

Зритель шахматных состязаний отличается от любого другого зрителя. Он активен и творит наравне с игроками. Он не просто наблюдает, он вместе с играющими обдумывает положение и принимает решение, какой надо делать ход.

Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково. Игра в шахматы вырабатывает в человеке целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Основные формы и средства обучения:

1.Практическая игра.

2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые  упражнения .

4.Теоретические занятия, шахматные игры.

5.Участие в турнирах и соревнованиях.

Обучение осуществляется на основе методических принципов:

•Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

•Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

•Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами. Учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, дидактические игры,( Волшебный мешочек, Угадайка, Секретная фигура, Что общего?)сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"

Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО...

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука,1 класс"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс школа России "Шахматная азбука"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная азбука! 1 класс

Содержание программы «Шахматная азбука»Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редак...

Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 1 класс

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"...

Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 2 класс...

Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 3 класс...

Внеурочная деятельность "Шахматная азбука" 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" 4 класс...