«Досуговая деятельность, как средство профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения» - обмен опытом.
материал на тему

Бохан Анжела Витальевна

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

«Досуговая деятельность, как средство профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения» - обмен опытом.

                                                                                          Разработал:

                                                                                      воспитатель отделения

                                                                                         диагностики и социальной  

                                                                                         реабилитации

                                                                                        Бохан Анжела Витальевна

       Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из учреждений, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых. Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

     Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.

    Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

Классификация самовольных уходов несовершеннолетних.

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).

Эмансипационные побеги.

Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями центра, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку.

Импульсивные побеги.

Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по центру, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Демонстративные побеги.

Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев.

Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих.

Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Дромоманические побеги.

Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

Основные причины самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:

1.  Потребности ребенка не удовлетворены.

2. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:

- ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками.

- жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников).

3. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.

4. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.

5. Ищет среду, где будет более успешным.

6. Поиск развлечения и удовольствия.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения.

Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.

В своей воспитательной работе я учитываю индивидуальные особенности детей, стараюсь опираться на положительные качества подростков. Ведь зачастую отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других аморальные действия, недисциплинированность.

В процессе совместной деятельности с ребятами наблюдаю за отношениями детей. Если понаблюдать за ребятами, то все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Для этого использую индивидуальные беседы. 

Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет ребят на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона -  неуспешность , поэтому в данном случае стараюсь привлечь внимание сверстников в совместной работе к положительным качествам новичка.. В совместной деятельности каждому ребенку найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.
        Необходимое дать ребенку почувствовать себя не хуже других, а сравнение с другими позволяет оценивать свои силы, возможности и перспективы. Только четкое осознание своих «плюсов» и «минусов» позволяет двигаться вперед.

В учреждении я веду кружок по декоративно - прикладному искусству «Мастерилка». Я считаю, что ручной труд помогает ребенку отвлечься от негативных мыслей, успокоиться. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Я думаю, если ребенка заинтересовать, вовлечь к работу, то мысли о побеге уйдут на другой план.

Так же в своей работе я использую небольшие коллективные игры-тренинги. Они благоприятно влияют на общую атмосферу в группе, способствуют снижению количество конфликтных ситуаций. Так как нередко побеги несовершеннолетние совершают из-за конфликтов с товарищами по группе.

«Мои сильные стороны».

Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на активную жизненную позицию.

Группа разбивается на пары, кто – то один из пары начинает перечислять свои положительные качества, начиная каждую фразу следующим образом: «Мне нравится в себе…». Второй партнёр внимательно слушает, не перебивая и не уточняя. Затем по команде руководителя партнёры меняются ролями. После того как все высказались, руководитель раздаёт листы бумаги и карандаши, предлагая всем написать свои сильные стороны на листочке. Затем группа обсуждает, как, опираясь на свои сильные стороны, сделать что – то по

– настоящему ценное. Затем участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны для достижения своих целей.

«Три имени».

Цель: развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

« Хвастовство»

Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия.

Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе». На выступление отводится - 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.

Самое главное вовлечь ребенка в активную общественную жизнь учреждения, заинтересовать его различными видами деятельности, близкими ему по духу, вовремя поддержать ребенка, прийти на помощь в необходимых случаях, донести до ребенка, что он самый лучший, вовремя предотвратить самовольный уход. Это тяжелый и нелегкий труд и, все-таки, если я смогу поставить на правильный путь хотя бы одного ребенка, то я не зря делаю свою работу.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

Презентация на пед.совете:"Причины и профилактика самовольных уходов детей."

Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома, образовательного учреждения.ЭМАНСИПАЦИОННЫЕ ПОБЕГИ –это наиболее частые побеги (45%).Они совершаются, чтобы избави...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.

Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в нач...

Групповые технологии обучения, как средство развития коммуникативной функции учащихся.(обмен опытом)

           Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные усл...

Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних».

Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»....

Рекомендации родителям по профилактике самовольных уходов детей из дома

Проблема непонимания детей и родителей касается практически всех людей. К сожалению, нередки случаи, когда дети уходят из дома. За повседневными заботами и работой родители не замечают встревоженности...