«Подготовка к Научно – практической конференции «Купченские юношеские чтения: наука, творчество, поиск»
статья (4 класс) на тему

Грищенко Юлия Васильевна

Статья о реализации проектой деятельности, для учащихся, учителей и родителей. Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление «Подготовка к Научно – практической конференции «Купченские юношеские чтения: наука, творчество, поиск»

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    

      Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.    

     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.Этапы работы над исследовательским проектом

           Алгоритм деятельности педагога и учащихся при работе над исследовательским проектом.

   

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация.

1.2. Определение цели, формулирование задач.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Организация анкетирования учащихся и родителей.

2.5. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

 

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта  (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

 

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

Рассмотрим алгоритм работы по созданию проекта «Подвижные игры моих родителей и свестников». Актуальность проблемы состояла в том, что  современные дети все чаще играют в компьютерные игры.

Каждый этап работы над проектом завершался обсуждением результатов работы. Роль учителя на каждом этапе менялась. На первом этапе, когда собиралась информация Петушковой Полиной, задача учителя  заключалась в систематизация и анализе информация о разных играх. 

 На втором  этапе роль учителя состояла в том, чтобы помочь с определение жанра работы, подборе иллюстраций и корректировке текстового сопровождения.

В результате проект был успешно завершен и защищен на ежегодной . Научно – практической конференции «Купченские юношеские чтения: наука, творчество, поиск» Петушкова Полина награждена грамотой за третье место.



Предварительный просмотр:

Содержание

1.Введение

  • Почему я выбрала эту тему
  • Цель
  • Задачи

2.Основная часть

  • История появления дворовых игр
  • Изучаем правила подвижных игр
  • Мини исследование

3.Заключение

7. Литература.

8. Приложения.

«Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят к младшим из поколения в поколение».

1.Введение

                      Мир детских  игр  большой  и очень интересный.  Наши родители, бабушки, дедушки, тёти и дяди так же как и мы играли в подвижные игры во дворе. Хоть эти игры и называются дворовые, они так же могут быть использованы для игры на переменах, на уроках физкультуры и во время прогулки. Играя в такие игры дети не просто развлекаются и весело проводят время. Они общаются, создают команды за которые играют, бегают, прыгают, соревнуются, а значит развиваются физически.

Веселые дворовые подвижные игры - это наше детство, детство наших  родителей, бабушек и дедушек. Кто не помнит неизменных пряток, казаков-разбойников, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.   Русские дворовые подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и до наших дней. Из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.     Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех дворовых подвижных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Поэтому очень захотелось узнать историю появления этих игр.

                         Цель исследования.

Основной целью моего исследования является узнать и сравнить в какие игры играли наши родители, и в какие игры играем мы. Как влияют подвижные игры на развитие ребенка.

Задачи

  • Узнать историю подвижных игр. Опросить родителей, в какие игры они играли в детстве, опросить детей в какие игры они играют.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Систематизировать полученные данные, выявить самые популярные игры среди родителей и детей.
  • Изучить правила игр, научиться играть в эти игры, заинтересовать ими сверстников.

Методы исследования.

  • Знакомство с литературой и с информационными источниками (Интернет).
  • Анкетирование.
  • Беседа.
  • Анализ и обобщение собранной информации.

                        История появления дворовых игр

Самые первые игры зародились еще в древности и напоминали игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга. Игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская «Борьба – Возня»).

        Многие народные игры уходят корнями в религию. Одной из причин появления дворовых игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством        .

 Игра в это время организовывала жизнь человека. Игра учила, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться, так как этого требовали обстоятельства.

Христианские праздники создавались на основе языческих. На святки характерны были подвижные игры, например  «Жмурки». Так же на святки играли в такие игры как :«Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка», «В короли», «Мост мостить».

        На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной» и другие. Люди плясали, пели, водили хороводы.

Большую часть времени дети проводили на улице. Поэтому уличных игр известно гораздо больше. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому они были, как правило, массовые.  Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки.

Из поколения в поколение, передавались правила дворовых игр, и таким образом они дошли до наших дней. В разные времена дети придумывали и свои игры.          

Изучаем правила подвижных игр.

Для того, чтобы узнать какие подвижные игры существуют, я решила изучить правила этих игр, и понять какие качества они развивают.

Бояре. (Али-Баба)
Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.
Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Вышибалы.
Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Казаки-разбойники.
Как играть. Игроки делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» — найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».
Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

Резиночки. 
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать в высоту всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Ручеек.
Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы…
Количество игроков должно быть нечетным: все  разбиваются на пары и встают   друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает  в конец. Освободившийся игрок становится водящим.Прелесть игры заключалась в том, что в процессе  водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый  хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару.  Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.

Классики.

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Картошка. 
Как играть. Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его кончиками пальцев. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место. 

Что развивает: ловкость, меткость, выносливость, учит играть в команде, терпеть боль.

Жмурки.

Как играть. Детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами. Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока. Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка. 

Что развивает: ловкость, ориентацию в пространстве с завязанными глазами, координацию движений.

Что развивает: ловкость, меткость, выносливость.

Кондалы.

Как играть. Берутся 2 равные команды становятся против друг на расстоянии 4-6 метра берутся за руки крепко. По очереди каждой командой говорятся следующие слова: «Кондалы» - первая команда, «Закованы» - вторая команда, «Раскуйте нас» - первая, «Кем из нас» - вторая. Затем первая команда выбирает с противоположной любого человек и он должен разбить их цепь, если он не разбивает, то входит в состав первой команды. Затем команды меняются, т.е. слова начинают говорить вторая команда. Играем пока в одной из них окажется ни одного человека.

Что развивает: силу, ловкость, находчивость.

Колдунчики.

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.
Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и радоваться жизни.

Я садовником родился.
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Тише едешь, дальше будешь — стоп.
Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Мини -  исследование

Исследование проводились на основе анкетирования среди одноклассников, чтобы выяснить играют ли они в какие-либо подвижные игры во дворе или в школе. Всего 27 человек.

Результаты анкетирования детей.

Анкетирование показало, что наиболее популярными играми являются «Классики» - 12 человек, «Салки» -  25 человек, «Казаки-разбойники» - 8 человек, «Резиночки» - 10 человек, «Московские прятки» - 11 человек, «Вышибалы» - 16 человек, «Али-Баба» - 18 человек.

Также ребята знают и играют и в другие подвижные игры, например «Светофор», «Акула», «Гадюка», «Невод» и другие. Но эти игры менее популярные среди ребят.

Были опрошены родители. Всего 27 человек.  По результатам опроса можно с уверенностью сказать, что все взрослые играли в детстве в подвижные игры. Играли в основном на улице во дворе, в школе, в пионерском лагере, в школе.  

Самыми любимыми играми родители назвали:

«Классики» - 24 человека «Резиночки» - 23 человека, «Море волнуется» - 23 человека, «Пятнашки» - 21 человек,

«Казаки-разбойники»- 16 человек «Картошка» - 14 человек

«Царь горы» - 10 человек,  

Все родители считают, что в подвижные игры во дворе играть обязательно надо. Эти игры, по мнению родителей, помогают развивать ловкость, смекалку, физическое развитие ребенка. Они сплачивают детей, помогают развить чувство товарищества, помогают в общении, а это необходимые качества для человека. Игры учат приходить на помощь товарищу, понимать ситуацию, быстро и четко принимать правильные решения в сложившейся ситуации. Так же взрослые считают, что подвижные игры детей вместе с родителями помогают укрепить семью, получить положительные эмоции.

Таким образом выяснилось, что детство наших родителей  не было скучным. Свободное время они проводили на улице, играя со сверстниками во дворе. Родители с удовольствием и интересом об этом вспоминают и хотели бы поделиться и научить этим играм своих детей.

                                           Заключение

Выводы.

     1. Поняла, что дворовые подвижные игры это интересная форма проведения досуга.

2. Подвижные игры укрепляют наше здоровье.

3. В игре  формируются свойства, необходимые для обучения в школе.

4. Игры придают заряд бодрости, развивают воображение, выявляют лидера в команде игроков, воспитывают  терпимость, закаляют характер, могут оказать влияние на выбор будущей профессии.

     

Передать все навыки и правила дворовых игр из детства взрослых смогут, конечно, только сами взрослые, во дворе - родители, в школе – учителя.

А я в свою очередь, когда буду взрослой, обязательно научу своих детей играть в лучшие дворовые игры моих родителей, а теперь и наши игры, чтобы сохранить традиции.

Люди, которые не помнят своего прошлого, никогда не будут иметь будущее.  Мы, вместе с взрослыми вспомнили чудные мгновения их детства. И уже никогда не забудем этого.

И как это здорово собрать большую команду ребятишек во дворе, вспомнить интересную, задорную игру и радостно прокричать на весь двор:

                              10.Используемая литература

1. Повесть временных лет. Художественная литература, 1986.

2. Покровский Е.А. Русские подвижные игры. Санкт-Петербург, Речь,2011.

3.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры»,  Просвещение, 1986 .

4. Коротков И.М. «Подвижные игры во дворе» - Москва: Знание, 1987 - с.96

5.Интернет – ресурсы. 

http://summercamp.ru/index.

http://www.kis-brys.ru/

http://nsportal.ru/

http://e-n-d.ru/games_out/356.html

Приложения



Предварительный просмотр:

 Материал для выступления

1. «В игре да в дороге узнают людей.» 

Тема моего исследования «Подвижные игры наших родителей и моих сверстников».

 Мой выбор связан с тем, что однажды, на прогулке учителя показали игру «Резиночка». Игра мне понравилась, и решила узнать в какие игры играло старшее поколение.

2. Основной целью моего исследования являлось узнать и сравнить в какие игры играли наши родители, и в какие игры играем мы. А так же как влияют подвижные игры на развитие ребенка.

3. Перед собой я поставила следующие задачи

-Узнать историю подвижных игр. Опросить родителей, в какие игры они играли в детстве, опросить детей в какие игры они играют. Проанализировать полученные результаты.

-Систематизировать полученные данные, выявить самые популярные игры среди родителей и детей.

-Изучить правила игр, научиться играть в эти игры, заинтересовать ими сверстников.

4.Для достижения своей цели я использовала следующие методы:

- Знакомство с литературой и с информационными источниками (Интернет).

- Анкетирование.

- Беседа.

- Анализ и обобщение собранной информации.

5. Мир детских  игр  большой  и очень интересный.  Наши родители, бабушки, дедушки, тёти и дяди так же как и мы играли в подвижные игры во дворе.

6. Веселые дворовые подвижные игры - это наше детство, детство наших  родителей, бабушек и дедушек. Кто не помнит неизменных пряток, казаков-разбойников, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.  

7. Самые первые игры зародились еще в древности и напоминали игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга.

Многие народные игры уходят корнями в религию. Одной из причин появления дворовых игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками.

Игра в это время организовывала жизнь человека. Игра учила, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться, так как этого требуют обстоятельства.

8. Большую часть времени дети проводили на улице. Уличные игры всегда  были массовыми. Дворовых  игр известно много. Лишь в суровые зимние морозы дети сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки.  

9. Для того, чтобы узнать какие подвижные игры существуют, я решила узнать названия игр, изучить правила, и понять какие качества они развивают.

10.Игры «Бояре и Али- Баба» Развивают умения быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

11 «Картошка» и «Вышибалы» любимые игры многих поколений. В них играли не только во дворе, но и на уроках физкультуры и пионерских лагерях.

12. Игры «Классики» и «Резиночка»  развивают: ловкость, меткость, координацию движения, умение побеждать и достойно проигрывать.

13. «Жмурки» и «Казаки разбойники» - эти игры учат ориентироваться в пространстве, внимательности, координации движения.

14. Узнав многое о подвижных игр , я провела анкетирование среди одноклассников и их родителей. Посмотрев на диаграмму можно сделать вывод, что наиболее популярными играми являются «Салки» -  25 человек, «Али-Баба» - 18 человек, «Вышибалы» - 16 человек,  «Классики» - 12 человек, «Московские прятки» - 11 человек, «Резиночки» - 10 человек,  «Казаки-разбойники» - 8 человек.

15. Самыми любимыми играми родители назвали:

«классики» - 24 человека,

 «резиночки» - 23 человека,

«Море волнуется» - 23 человека,

«пятнашки» - 21 человек,

 «казаки-разбойники»- 16 человек,

«картошка» - 14 человек.

«царь горы» - 10 человек,

16..На основе собранных материалов можно сделать следующие выводы:

     1. Поняла, что дворовые подвижные игры это интересная форма проведения досуга.

2. Подвижные игры укрепляют наше здоровье.

3. В игре  формируются свойства, необходимые для обучения в школе.

4. Игры придают заряд бодрости, развивают воображение, выявляют лидера в команде игроков, воспитывают  терпимость, закаляют характер, могут оказать влияние на выбор будущей профессии.

17. В заключение хочется сказать, что игра –помогает развиваться ребенку не только физически и духовно, но это и тесная связь поколений.

Когда я стану мамой, обязательно научу своих детей играть в лучшие дворовые игры моих родителей, а теперь и наши игры, чтобы сохранить традиции.

И КАК ЭТО ЗДОРОВО собрать большую команду ребятишек во дворе, вспомнить интересную, задорную игру и радостно прокричать на весь двор:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Материал для подготовки к научно-практической конференции

В помощь к написанию научно-практической статьи...

Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...

Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)

Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и о...

Сценарий школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Конференция посвящена Году педагога и наставника...