Главные вкладки

    Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки"
    план-конспект занятия (2 класс) на тему

    Приобщение детей к народной традиционной культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kuzminki.docx25.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»

    Цель:

    Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

    Задачи:

    дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;

    продолжить знакомство с разными жанрами фольклора.

                 

                  улучшать артикуляцию и выразительность речи;

    развивать социальную, познавательную, творческую активность детей;

    воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

    создавать сплоченный коллектив единомышленников;

    воспитывать личность стремящуюся к нравственному совершенству.

    Предварительная работа: Рассматривание слайдов ,фотографий, иллюстраций, беседа, заучивание поговорок, загадывание загадок, чтение потешек, разучивание хороводов.

                   

                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    ВЕД:  Ото всех дверей, 
               Ото всех ворот 
               Приходи скорей,
               Торопись, народ!

              Здравствуйте, гости дорогие!
               Проходите, будьте, как дома!

                У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

    Реб:    14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени.

                 Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”.

                 Русский народ считал Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и      

                 женщин рукодельниц.

     Вед:       Гостьюшки дорогие принимайтесь за рукоделие, начинайте зимнюю пряжу прясть

                     У нас девицы – на все руки мастерицы.
                     И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

                          Танец «ПРЯХА»  (Ах, ты прялица кокорица, моя)

    На середину выходят девочки и выполняют имитационные движения соответственно со словами песни.

    Вед:   А теперь гостюшки дорогие покажите какая из вас лучшая мастерица

                                     

      Аттракцион «КТО БЫСТРЕЙ» (Смотать ленточки)

    Вед:   Собирались люди вместе после осенних полевых работ, чтобы отдохнуть,    повеселиться, людей посмотреть, себя показать. Соревновались в остроумии, в знании пословиц и поговорок, частушек и хороводных игр.

    Хочу я посмотреть знаете ли вы пословицы и поговорки.

     Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

    1. Какие труды… (такие и плоды);
    2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
    3. Землю красит солнце… (а человека труд);
    4. Красна птица перьем… (а человек уменьем);
    5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
    6. На печи заседать… (хлеба не видать);
    7. Труд человека кормит… (а лень портит);
    8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

     Вед:   А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они     собрали урожай с полей и огородов?  Заготовка овощей!   Вот и мы с вами займемся уборкой капусты.

                                 

                             Хоровод «Вейся, вейся, капуста моя»

    Вед:                Продолжаем наше веселье        Игра «Дрема»

     Реб:  В эти дни парни присматривались к девушкам, выбирали себе пару.

               Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать.

               В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам,                           помогают семьям жить в ладу, в мире.

      Реб:   В деревнях девушки закликали:

           Батюшка Кузьма – Демьян,
          Скуй нам свадебку
          Крепко – накрепко,
          До седой головушки,
          До долгой бородушки.

                                   

           Вед:   А теперь                «Частушки»

     

     Реб:         Девочки беляночки,

                      Где вы набелилися.

     Дев:         Мы вчера коров доили,

                      Молоком умылися

    .Реб:         Вы послушайте, девчата,

                      Нескладуху будем петь:

                       На дубу свинья пасется

                      В бане парится медведь.

                       Ехал Ваня на баране

                       Нова дудочка в кармане

                       Ваню бабушка любила

                      Кашей масляной кормила.

    Вед:           А кто знает какие блюда подавали в этот день.( Из курицы). А еще Кузьминки       называли куриными именинами.

     Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха.

    Реб:       Про кур в эти дни и родились поговорки (Дети читают свои поговорки поочерёдно).

         От курицы яйцо, а от яйца курица.

    Хороша курочка перьями, а мясом еще лучше.

    Курица через клюв яйца несет.

    И у курицы сердце есть.

    Яйца курицу не учат.

    Учись у курочки: разгребай, да подбирай.

    Цыплят по осени считают.

    Был цыпленок, стал петух.

    Петух орал, да в щи попал

    Вед:           В эти дни  устраивались петушиные бои.                                                  

       

                                           Игра «ПЕТУШИННЫЙ БОЙ»

    Вед:      Любила молодежь загадывать загадки

    Реб:   Она кудахчет по утрам,

              Неся яйцо в подарок нам.   (Курица)

     

    Реб:    Водит за собой цыплят

               Словно няня в детский сад .  (Курица)

    Реб:    Я вода. Да по воде плаваю.  (Лёд)

    Реб:    Текло, текло и легло под стекло.  (Вода и лёд)

    Реб:     Чем больше верчусь, тем больше толстею.  (Веретено).

    Реб:       Скатерть бела весь свет одела.      (Снег).

                                               

    Вед:     Любили парни на музыкальных инструментах поиграть

    «Андрей воробей» (Играют на музыкальных инструментах)

    Вед:     А сейчас приглашаю всех на заключительный хоровод…

                                    «Во саду, ли в огороде»

    Наш праздник подошёл к концу. Спасибо за внимание. Приглашаем всех к праздничному столу.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

    Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

    Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

    Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...

    Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

    Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...

    Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

    Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...

    Сценарий фольклорного праздника

    Сценарий фольклорного праздника "Рождество"...

    Сценарий фольклорного праздника «Встреча весны»

    Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей. Цели: • формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной ...