История города Санкт-Петербурга
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Шагиева Галина Ринатовна

Зачем ребенку изучать Санкт-Петербург?

Город, в котором он живет, можно сравнить с огромным домом. Человек будет чувствовать себя в доме комфортно и безопасно только тогда, когда осознает себя его хозяином, четко представляет, как жилище устроено, что и где в нем находится, и, главное, как всем этим пользоваться.

Учебный курс «История и культура Санкт- Петербурга» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе-мегаполисе: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства.

Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«История города»

Пояснительная записка.

Зачем ребенку изучать Санкт-Петербург?

Город, в котором он живет, можно сравнить с огромным домом. Человек будет чувствовать себя в доме комфортно и безопасно только тогда, когда осознает себя его хозяином, четко представляет, как жилище устроено, что и где в нем находится, и, главное, как всем этим пользоваться.

Учебный курс «История и культура Санкт- Петербурга» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт существования в городе-мегаполисе: научиться ориентироваться на городских улицах и площадях, освоить правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках. Эти практические умения и навыки пригодятся человеку на протяжении всей его жизни, даже, если он поменяет место жительства.

Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия города на Неве дает возможность приобщения школьников к духовным ценностям, позволяет осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.

Цели и задачи курса

Предназначение курса «История и культура Санкт-Петербурга» заключается в обеспечении личностного роста ученика. Цель курса – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города.

Задачи курса:

  1. Способствовать развитию духовно-нравственной сферы ребенка:

А) осознание ребенком значимости культурного наследия и культурного пространства Петербурга для общества, для себя (для реализации своих собственных жизненных планов).

Б) формирование оценочных суждений

В) формирование таких чувств, как сопричастность к городу и его проблемам, ответственность за свое поведение, уважение к согражданам – создателям петербургского наследия, носителям петербургской культуры, представителям разных национальностей, гордость за уникальность культурного наследия города, в котором он живет.

  1. Содействовать формированию практических умений, необходимых для жизни в современном городе-мегаполисе (ориентироваться в городском пространстве, читать карту города, извлекать информацию из объектов городской среды, вступать в коммуникацию с горожанами, организовывать свой досуг с учетом возможностей культурной столицы).
  2. Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению родного города.

Структура программы. Предполагаемый результат.

Курс «История города» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 68 часа. Ребята за год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

Курс «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

Изучается история приневских земель, жизнь людей в эпоху Петра 1, жизнь царского двора в 18-19 веках, архитектурные стили( петровское барокко, классицизм).

« Петербург в 18-19 веках. Пригороды Петербурга.»

Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение архитектурных стилей( ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов Петербурга.

Методы обучения.

Реализации задач курса «История города» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.
  2. съемно-разъемные аппликации.
  3. карты города, области.
  4. Видеоматериалы, презентации
  5. предметы, вещи.

Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Тематическое планирование

№  п\п

Тема урока

Кол-во ч.

Дата проведения

1

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

1

2

Родная школа (экскурсия по школе).

1

3

Экскурсия около школы.

1

4

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

5

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

6

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

7

Мой район. Металлострой, почему так назван.

1

8

Праздники и традиции моего района.

1

9

История моей семьи в истории родного города, района.

1

10

Заочное путешествие по Колпинскому району.

1

11

Достопримечательности Металлостроя.

1

12

Достопримечательности Металлостроя.

1

13

Много профессий хороших и разных.

1

14

Никто не забыт, ничто не забыто!

1

15

Экскурсия по металлострою.

1

16

Составление карты  Металлостроя.

1

17

Символы Колпинского района, Металлостроя.

1

18

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

19

Наш город- Санкт Петербург (заочное путешествие по городу).

1

20

Мир города. "Живой город". Город и горожане. "Болезни города

1

21

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

1

22

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

23

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева.

1

24

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева.

1

25

Закладка крепости па Заячьем острове.

1

26

Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость.

1

27

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

1

28

Первые городские постройки. Троицкая площадь.

1

29

Петропавловский собор. Новое название крепости.

1

30

Ангел на шпиле колокольни.

1

31

Адмиралтейская верфь.Устройство верфи, происхождение её названия.

1

32

Здание адмиралтейства.

1

33

Летний сад. Постройки Летнего сада.

1

34

Летний дворец и его история.

1

35

Дворцовая площадь – главная площадь города.

1

36

Зимний дворец.

1

37

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

1

38

Арка Главного штаба. Александровская колонна.

1

39

Васильевский остров.Стрелка Васильевского острова.

1

40

Стрелка Васильевского острова.

1

41

Площадь Декабристов.

1

42

Медный всадник.

1

43

Исаакиевская площадь.

1

44

Исаакиевсий собор.

1

45

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

1

46

Гостиница «Астория».

1

47

Главная улица  - Невский проспект.

1

48

Казанский собор.

1

49

Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

1

50

Храм Воскресения Христова.

1

51

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостинный двор.

1

52

Городская дума.

1

53

Аничков дворец.

1

54

Аничков мост.

1

55

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка.

1

56

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Канал Грибоедова.

1

57

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка.

1

58

Санкт-Петербург- город рек и каналов.

1

59

Дворцы.

1

60

Дворцы..

1

61

Музеи.

1

62

Музеи.

1

63

Театры.

1

64

Театры.

1

65

Знаешь ли ты свой город?

1

66

Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии).

1

67

Вариативная часть(викторины, конкурсы, экскурсии).

1

68

Вопросы и задания (итоговое занятие).

1

ИТОГО:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга

История создания и наши дни в красивейшем парке города "Летний сад"....

История и культура города Санкт-Петербурга

Восхитительный архитектурный ансамбль, называемый в наши дни "Площадь искусств"....

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Из чего состоит город".

Презентация для иллюстрирования урока "Из чего состоит город"...

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Урок-игра по истории города Санкт-Петербург.

История города Санкт- Петербург ( музеи, памятники, соборы, общая информация) в игровой форме. Урок  составлен по типу: "Своя игра"....