Конспект классного часа «Нам не нужна война».
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Жирнова Наталья Борисовна

Конспект классного часа «Нам не нужна война».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Конспект классного часа «Нам не нужна война».
  2. Целевая аудитория- уч-ся 4 класса.

Цели и задачи:

•        воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине;

•        систематизация знаний детей о войне;

•        знакомство с трагедией Хатыни в годы Велиютв венной войны.

Оборудование:

  • ПК, мультимедиа, слайды о трагедии деревни Хатынь
  • аудиозаписи 1-й сюиты к драме Ибсена «Смерть Озе» Э.Грига, песен «Давным-давно была война», «Пусть всегда будет мир», «22 июня».
  • иллюстрации на военную тематику.

Ход классного часа.

Звучит песня «22 июня»

Учащийся 1: Как смерч беспощадный, кровавый,

 Война на планете гремела.

Шёл бой неравный, смертельный и правый

 Сражались отряды десантников смелы.

Учащийся 2: Война, жестокая война

Не первый месяц длится.

 Жизнь, как страна, напряжена,

В опасности она.

Учитель: И в наше время все помнят об этой страшной Великой Отечественной войне, унесшей огромное количество жизней за наше светлое будущее. Послушайте стихи о войне, написанные детьми вашего возраста

Учащиеся читают стихотворения.

  1. Во имя счастья всей земли

Идут солдаты с той войны,

Совсем мальчишки-пацаны.

Идут домой, а там их ждут.

А за плечами путь нелегкий,

Их подвиг годы не сотрут.

Идут домой, совсем мальчишки,

Но как суровы взгляды их!

В них всё: огонь, стрельба и вспышки,

Всё это просто не забыть.

Война на их досталась долю —

Теряли дом, друзей, родных,

Но выжили во имя счастья,

Во имя счастья всех живых.

(Т. Овчаренко)

  1. Война окончена давно

Война окончена давно,

Уж лет прошло немало.

Войну мы видим лишь в кино

И знаем о ней мало.

Один мой прадед воевал,

Другой в тылу трудился.

Победу каждый приближал,

Любой за это бился.

И вот весна, победа, мир!

Затихли все сраженья.

Улыбки, слезы, песни, пир

И вздохи облегченья.

Пусть я не знаю о войне,

Но праздную Победу.

И благодарна я стране,

Что больше взрывов нету.

Пусть будет небо голубым,

Во всем — краса уюта,

И тишина, весна, цветы,

И только залп салютов.

(В. Мирошникова)

* * *

Посвящается

Карповой Надежде Михайловне, медсесгре-радистке 33-го полка АН 425-го эвакогоспиталя и всем медсестрам

В этот день ликующего мая

Мы все хотим поздравить от души

Вас, милые и дорогие

Женщины, пришедшие с войны.

Какое счастье, что вы живы, с нами,

Что сегодня здесь, в кругу своих друзей.

Мы преклоняем головы пред вами

И не хотим повтора страшных дней.

Нам не пришлось услышать грома пушек

И в наступления ходить.

О войне мы знаем лишь из книжек

И кинофильмов огненных тех лет.

Всего не скажут эти фильмы

Об ужасах военных лет

И о страданиях, что причинили

Фашисты в наш XX век.

Стоял июнь. Жара кругом пылала.

Вдруг ранним утром рокового дня

«Внимание! — по радио сказали, —

Сегодня началась война!»

Война! Как страшно слышать слово это,

Не говоря о том, чтоб вспоминать,

Какое горе принесла народу

Она десятки лет тому назад.

А помните, как вы тогда бесстрашно

Пошли на фронт сражаться, победить?

Не слышали тогда вы всех заклятий

 И отговорок — чтоб не уходить.

Вы были тверды и решительны, как прежде,

Сказали: «Мы идём. Наш час настал!

Не плачьте и не поминайте лихом.

С победой мы придём назад!»

Четыре года длилось то сраженье,

А сколько страшного пришлось вам пережить

Лежать в окопах и из-под обстрела Раненых тяжёлых выносить.

Тогда вы были молоды, красивы...

А столько жизней раненым спасли!

Тогда в волненье вы не замечали,

Как благодарили вас от всей души,

Не думали вы о своих заслугах,

Не ждали поощрений и наград.

А выполняли, что считали нужным, —

Выхаживали раненых солдат.

Тогда совсем не думали о славе.

Никто вас в этом и не упрекнёт.

Вам ныне воздает её по праву

С великой благодарностью народ.

Мы поздравляем вас с великим юбилеем,

Мы благодарны вам от всей души

За то, что посчастливилось родиться

И что победу одержали вы.

Желаем вам мы доброго здоровья,

Не надо огорчений, горьких слёз,

Чтоб юбилеи памятной Победы

Ещё не раз вам встретить удалось.

(В. Крылов)

Война

Война — кровавый хаос на земле

И человек, потерянный во мгле.

Дым застилает отчий дом...

Жена, родители и... ад кругом!

Свист паровоза, стук колёс,

И матери глаза не высохли от слёз.

Прощальный взгляд — последний взгляд:

А он вернется ли назад?

Недавнее письмо, огарочек свечи;

Старушка-мать читает у печи

 И шлёт привет издалека

 Солдата молодого уставшая рука.

(М Петрищев)

 Учитель: Сегодня мы поговорим о Великой Отечествен ной войне, такой трудной и тяжёлой для нашего народи Вы узнаете о тех деревнях, которые невозможно найти ни на одной карте мира. Они исчезли с лица земли в те дало кие страшные годы. Их не стало.

Когда началась Великая Отечественная война?

♦        Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Да, 22 июня 1941 года фашистская Германия неожиданно напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Что хотели получить фашисты в этой войне?

♦        Заслушиваются ответы учащихся.

 Учитель: Они хотели захватить нашу страну. Немецкие генералы составили план войны. По их плану война додж на была продлится всего 2 месяца, но благодаря стойкости нашей армии, нашего народа продолжалась 4 года. Сколько горя, страданий пришлось пережить нашему народу, но он выстоял и победил. С первых дней войны советский народ встал на защиту своей Родины. Тысячи людей добровольно ушли в Красную армию, партизанские отряды. Героически сражались они с врагом, стояли на смерть.

Звучит песня «Давным-давно была война».

Учитель: Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоения космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода. О войне мы узнаём только из книг, кинофильмов, рассказов ветеранов.

В те горестные годы дети рано взрослели. Никогда не будут забыты ребята-герои: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Козей, Зина Портнова и многие другие. Перед нами встают великие образы героев- панфиловцев, комсомольцев: Александра Матросова, Зои Космодемьянской. Многие умерли, отдав свои жизни во имя светлого будущего. Во имя завтрашнего дня.

Учащийся 4: Скольким детям возвратили детство, Подарили радость и весну Рядовые армии Советской Люди, победившие войну.

 Учитель: Мы живём на нашей земле счастливо, у нас прекрасные светлые школы, дома, больницы, кинотеатры. А порой мы не задумываемся, какой ценой завоевано наше счастье. Только одна Белоруссия потеряла во время войны четвёртую часть своего населения. Представьте: каждый четвёртый человек погиб за будущее нашей планеты. Фашисты разрушили города и оставили без крова три миллиона человек. На территории Белоруссии немецкие фашисты создали 260 комбинатов смерти, сотни тюрем.

Они сожгли 209 городов. 9200 деревень. Среди этих деревень — 186 сожжены вместе с жителями.

Сегодня вы узнаете об одной из таких деревень — Хатынь. Но сколько было на нашей земле деревень, которых уже никогда не будет существовать на нашей земле!

♦ Учащиеся читают стихотворение И. Обухова «Хатынь».

Много вёсен назад

Вместо траурных плит из гранита

Здесь стояла деревня

Среди благодатных полей.

Но трагедия века

 Не может быть нами забыта:

Люди едут сюда

 Поклониться священной земле.

Колокольный набат —

Это реквием боли и гнева.

Слушай, слушай, земля,

Песню горестной правды войны...

Стало чёрным от дыма пожарищ

Весеннее небо,

Будто вместе с Хатынью

Не стало на свете весны.

Никогда не потянет дымком

Из трубы-обелиска,

В жаркий день из колодца

Не выпить студёной воды,

Но над Вечным огнём

Ветви жизни склоняются низко,

Рядом зреют хлеба

В ожидании новой страды.

Будут годы лететь,

Пронесутся столетья ветрами

Трудных дел и забот,

Покорением новых вершин,

Но не смогут они

Потревожить священную память —

Эту вечную скорбь

По сожжённой деревне Хатынь.

Учащиеся рассказывают о Хатыни. Учитель демонстрирует слайды, соответствующие содержанию.

  1. Деревня Хатынь

Война подходила к концу. Отступая, фашисты задыхались от своих неудач. Они были ещё более жестокими, вымещали свою злобу на мирном населении. И пылали деревни, сотнями гибли люди — старики, женщины, дети.

22 марта 1943 года фашистский батальон «Чёрная смерть» подошёл к деревне Хатынь. Они врывались в каждую хату и со звериной жестокостью выталкивали на мороз стариков, матерей с младенцами на руках, ребятишек. Ни одного человека не оставили. Прикладами автоматов палачи согнали 149 человек, из них 75 детей, в огромный тёмный сарай, что стоял на краю деревни.

Старательно политый бензином, запылал сарай. Из-под охваченным пламенем стен вырывался стон людей. Стон и крик. А фашисты спокойно делали свое страшное дело — били из автоматов по тем, кто пытался вырваться из огненного плена. Потом запылала деревня. Кровавый рассвет того страшного дня был последним для жителей Хатыни.

...Каким-то чудом одному жителю Хатыни удалось спастись. Это был Иосиф Каминский. А вся его семья погибла в то страшное утро. ...Прошли годы. И встал над землей бронзовый житель Хатыни. Бережно держит он сына, убитого на его глазах.

И сейчас, опустив головы, долго стоят перед ним люди. А потом молча проходят по улицам Хатыни. Но здесь никто уже не живёт. На месте деревни сооружён величественный мемориал «Хатынь» — в мраморе, граните и бронзе застыло время.

    Нет здесь и хатынских домов. Там, где они стояли, сейчас стелы. Это высокие трубы с колоколом наверху. И ка ждый колокол отбивает столько раз, сколько людей жило и этом доме. Всего здесь 26 стел.

А на том месте, где в 1943 были колодцы, глубокие с родниковой водой — сейчас тишина. С того мартовскою дня ни разу не брякнуло здесь ведро. Никто не пришёл утолить свою жажду. Некому было прийти.

Много лет пошло с той поры, но люди не забудут тех. кто погиб за наше светлое будущее. Хатынь стала символом трагедии и мужества всех народов. «Хатынь» — это кладбище всех деревень, которые сожгли фашисты вмеси- с населением.

Учащийся 5: 

Хатыни мы не забываем.

Отныне снится страшный сон:

Плывет над Белорусским краем

 Как дым, её печальный звон.

Мемориалом стала ныне

Хатынь, средь множества утрат.

Не молкнут звонница, печные

Надгробия сожженных хат.

Учащийся 6: 

Здесь три берёзки видят люди.

Шумит бессмертная листва.

Четвёртой нету и не будет

Хотя она и не мертва.

Ей не дала судьба сломиться

Перед кровавым вороньём.

Она смогла преобразиться

В огонь. И вечным стать огнём.

Льнут к матерям тревожно дети,

Печально слыша этот звон.

И неустанно на планете

Людскую душу будет он.

Учитель: Бьют хатынские колокола, чернеют трубы сожжённых хат, зеленеют три нежные берёзки — символы жизни. А на месте четвёртой пылает пламя. Вечный огонь на земле Хатыни — это вечная память живых, это гимн мужеству и любви к Родине.

Гитлеровцы хотели сломить и уничтожить советский народ. Но никакие пытки, ни голод, ни холод не смогли сломить мужество нашего народа. На священную борьбу против захватчиков поднялся и стар и мал.

♦        Учащиеся читают стихотворение В. Крылова «О погибших вспоминаем стоя».

С первых дней начавшейся войны,

Когда Германия на нас напала,

Добровольцами на фронт ребята шли,

И назад они не отступали.

Молодые парни рвались в бой,

Защищая мир от всех напастей,

Нас сумели защитить они,

Подарить нам мир, добро и счастье.

Было трудно, страшно, тяжело.

Иногда, до слёз даже обидно:

Ведь со школьной шли они скамьи

 Многие прощались с жизнью.

Память светлая о них жива,

И всегда мы о погибших будем помнить.

Всем героям честь, почет, хвала.

О погибших вспоминаем стоя.

Учитель: Не все дожили до Дня Победы. Миллионы людей отдали свои жизни для того, чтобы мы счастливо жили, учились, работали. Давайте почтим память погибших минутой молчания.

♦        Минута молчания. Звучит 1-я сюита к драме Ибсена «Смерть Озе» Э. Грига.

Учитель: Сейчас мы живём под мирным небом. Мир, созданный для жизни, сегодня как никогда нуждается в защи те. На планете накоплены горы смертоносного оружия. Россия постоянно стремится укреплять мир на нашей планете. Ведь мир — это счастье людей. Без мира нет будуще го. Наш народ знает цену миру и мирной жизни.

Что такое мир?

Учащийся 7: Мир — это школьный звонок и школа, в ок нах которой — солнце.

Учащийся 8: Мир — это голос весенних гроз и молчание пушек.

Учащийся 9: Мир — когда люди сажают деревья и засевают нивы.

Учащийся 10: Мир — это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков.

Все хором: Мир — это жизнь!

Учитель: А зачем нам нужен мир?

Учащийся 11:        

Нам нужен мир, тебе и мне

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Учащийся 12:        

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир — прекрасный мир,

Полученный в наследство.

Учащийся 13:        

Нам нужен разноцветный луг

И радуга над лугом.

Нам нужно бегать, прыгать, петь

И говорить друг с другом.

Учащийся 14:

 О чём угодно говорить:

Об играх и забавах,

О мотоциклах, о кино

И о ковбоях бравых.

Учащийся 15:        

Кому мешает этот мир

С цветами на опушке?

Кто в этот мир, чудесный мир,

Прицелился из пушки?

Учащийся 16:

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

И пушки и снаряды.

Учащийся 17:

Не для того мы рождены,

Чтоб нас война крушила,

«Нет!» — заявляем мы войне,

Всем злым и темным силам.

Учащийся 18:

Должна трава зелёной быть,

А небо синим-синим,

Звенят ручьи,

Поют на ветках птицы.

Учащийся 19:

Я буду рад,

На замечательной земле

Нам удалось родиться.

Так пусть она цветёт всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на неё

 Влюблёнными глазами.

 Учитель: Вы все окончите школу. Многие из вас пойдут служить в армию. Перед вами стоит сложная задача — отстоять мир завтрашнего дня.

♦ Звучит песня «Пусть всегда будет мир».

И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.

И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Но разве о войне мечтают дети"

Данный конспект можно использовать при проведении классного часа патриотической направленности для учащихся 3-4-ых классов. Материал будет полезен учителям начальных классов в воспитательной работе. З...

Конспект классного часа для обучающихся 4 класса " Все профессии нужны - все профессии важны"

Данный конспект преднозначен для обучающихся 4 класса специальной коррекционной школы  8 вида. Содержит презентацию, знакомит с миром профессий, занимательный материал....

конспект классного часа "Маленькие герои большой войны"

Классный час "Маленькие герои большой войны" к 75 летию Победы...

Конспект классного часа «Все профессии нужны, все профессии важны!», 2 класс

Цель: Познакомить детей с разными видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека, и развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей....