Духовно-нравственное мероприятие
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Гусейнова Нина Викторовна

Традиции своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _v_gosti_k_samovaru_otkrytoe_meropriyatie.doc872.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Развивающего занятия на тему:

«В гости к самовару».

/Духовно-нравственного направления/

Выполнила и провела:

 воспитатель – Гусейнова Н.В.

2016г.

Цели: знакомство детей с национальными традициями; воспитание интереса и уважения к русской культуре.

Оборудование: элементы декораций; костюмы, музыкальное сопровождение.

План работы:

I. Приветственное слово воспитателя. Песня: «Самовар пых-пых» (поют дети).

1. Стихи.

II. Историческая информация о чае.

1.Польза чая.

2. Стихотворение «Чай».

3. Рассказ о чае: Презентация.

а) «Древний чай»;

б) «Выращивание чая».

в) «Путешествие чая по миру».

г) «Чай попадает в Россию».

д) «Подарок хана».

е) «Целительная сила чая». Проект.

III. Секреты чая.

  1. Инсценировка: «Раз прислал мне барин чаю».
  2. Правила заваривания чая.
  3. 3. Выводы ученых.
  4. 4 Стихотворение «Лекарство от простуды».
  5. 5. Чайные частушки.

IV. Самовар.

1. Рассказ о самоваре. Проект.

2. Обычаи русского народа.

3.Работа в группах. Пазлы.

4. Стихи о самоваре.

V. Пироги.

1. Стихи о пирогах.

2. История слова «пирог».

3. Инсценировка потешки «Пирожок».

VI. Пряники.

1. Стихи о пряниках.

2. Рассказ о пряниках.

3. Песня «Пряники».

VII. Блины.

1. Стихи о блинах.

2. Рассказ о блинах.

3. Песня «Блины».

VIII. Конкурс загадок.

IX. «Стол скорее накрывай…»

1. Песня о чайном празднике.

2. Приглашение к столу: «Чудо-чай наливай!» Стихи.

 3. Чаепитие.

Ход мероприятия.

Песня «Самовар пых-пых».

I. Приветственное слово воспитателя:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем мероприятии, тему которого я попрошу определить вас самих. В этом вам помогала песня, только что прозвучавшая. Кто был внимателен и запомнил, о чём она была?

А вот ещё подсказка на доске.

                                                               - самый распространённый напиток на земном шаре.

- Ой, одна карточка перевернулась.- Что это иероглиф какой-то?

- Кто догадался, что он обозначает? /чай/

- Верно, сегодня мы с вами отправляемся в гости к самовару, а значит узнаем много нового и интересного о чае.

                          Стихи - заклички.

1.

        Здравствуйте, здравствуйте, /Егорова Л./

        Гости дорогие!

        Люди свойские, простые.

        Заходите, проходите

        Чайку свежего откушать,

        Наших сказочек послушать.

2.

        Не толпитесь у дверей- /Власова Н./

        Проходите поскорей.

        Ждут вас с чаем, ребятишки,

        И баранки, и коврижки.

1.

        Это все для вас, гости дорогие!

        Калачи, ватрушки, пышки.

        Налетайте, разбирайте.

        Сладким чаем запивайте.

2

        Все на праздник к нам спешите

        И друзей с собой берите!

        Всех гостей мы угощаем

        Ароматным крепким чаем!

Все (хором)

        К нам, смотри, не опоздай,

        А не то остынет чай.

1

        Всех сегодня приглашаем

        С нами петь, играть, плясать

2

        Но в начале предлагаем, наше меню на сегодня узнать.

        

Воспитатель: Итак, наше познавательно-развлекательное меню таково. На первое – историческая информация о чае и самоваре. На второе – русские национальные блюда. На третье – песни, танцы, частушки, потешки и чаепитие.

II. Историческая информация о чае.

1. Польза чая

Воспитатель: Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как и хлеб.

Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, гонит лень.

Чай самый распространённый напиток на земном шаре.

3. Рассказ о чае: Презентация

А) «Древний чай». Селешкова А. /6,7,8 слайд/

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко, императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.

. Стихотворение «Чай»

        Чай горячий, ароматный

        И на вкус весьма приятный,

        Он недуги исцеляет

        И усталость прогоняет.

        Силы новые дает

        И друзей за стол зовет.

        С благодарностью весь мир

        Славит чудо-эликсир.

- Из какой страны начинает своё путешествие чай? / Из Китая/

Б) «Выращивание чая». Сорокин М. /9,10 слайд/

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

В) «Путешествие чая по миру».Трудникова К. /11, 12 слайд/

Начиная с XVIII в. Чай начал свое путешествие по миру. На первых порах не все умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу. А вот в старину в России вместо чая заваривали листья земляники, смородины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.    – С какого века начинается путешествие чая? / с 18 в./

Г) «Чай попадает в Россию».Морозова С. /13,14 слайд/

А как чай попал в Россию? В 1638г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знаменитого обеда гостей поили каким-то терпким горьким напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя чаем».  –Откуда чай попал в Россию? / Из Сибири/

Д) «Подарок хана».Рябинин Д. /15,16 слайд/

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 2000 мешочков чая. Русские послы пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, мешков, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе. –Сколько чая подарил щедрый хан?

Е) «Целительная сила чая»./Проект Соколова М./

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целительной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

- Что иногда приключалось расскажет Рябинин Данила.

                         III. Секреты чая.

1.Инсценировка: «Раз прислал мне барин чаю…»

        Раз прислал мне барин чаю  /Рябинин Д./

        И велел его сварить.

        А я отроду не знаю,

        Как проклятый чай варить!

        Взял тогда налил водички,

        Кинул чай я весь в горшок,

        Да приправил перцем, луком

        И петрушки корешок.

        Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел,

        И отправив на конюшню,

        Меня выпороть велел.

        Долго думал, удивлялся:

        Чем же мог не угодить?

        А потом-то догадался –

        Чай забыл я посолить.

2. Выводы ученых.

Воспитатель: Вот такие курьезные истории случаются иногда с теми, кто не умеет заваривать чай. /Правила заваривания чая/ - Как правильно это сделать расскажет Косихина Оксана. Учеными давно установлено, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.

- Чай усиливает сопротивляемость организма простуде. Об этом говорится в стихотворении Соколовой Марины.

3. Стихотворение «Лекарство от простуды»./Соколова М./

        Я хочу открыть секрет

        И полезный дать совет:

        Если хворь с кем приключится,

        Чаем можете лечиться.

        Чай всех снадобей полезней,

        Помогает от болезней.

        Чай в жару нас освежает,

        А в морозы согревает.

        И сонливость переборет,

        И с усталостью поспорит,

        Сокрушит любой недуг,

        Чай здоровью – лучший друг.

-Эх, девчонки хохотушки запевайте-ка частушки.

4. Чайные частушки./Балашова Алина, Любимцева Саша, Вика/

        Эй, девчата-хохотушки,

        Запевайте-ка частушки!

        Запевайте поскорей,

        Чтобы стало веселей.

        На столе у нас пирог,

        Пышки и ватрушки.

        Так споем же под чаек

        Чайные частушки!

        Приходите чаевать

        Поскорее гости,

        И душистого опять

        Чаю в чайник бросьте.

        На столе лежат баранки,

        Самовар уже кипит.

        Черный чай сухой в жестянке,

        Словно гвоздики, звенит.

        Чай с вареньем и лимоном,

        С кренделями и поклоном!

        После бани свежий чай

        Русским удальцам подам!

        Он бальзам от всех болезней,

        И напитка нет полезней!

        Кто здоровым хочет быть,

        Больше чая надо пить.

- После таких весёлых частушек ,я думаю всем захотелось подвигаться, встаём на разминку.

- Мы продолжаем, отгадайте загадку 1 слайд./ самовар/        

IV. Самовар.

1. Рассказ о самоваре. Проект /Косихина О./

В XVIII в. В России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

2, Обычаи русского народа.

Воспитатель: В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка, расписная хохломская посуда. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости и решали семейные дела.

- Даже во многих сказках описывается чаепитие. Сейчас я предлагаю вам собрать пазлы, поработав группами и собрав картинку, назвать сказку.

- Есть и стихи о самоваре.

                  3. Стихи о самоваре.

        Самовар гудит, шумит.  /Савохина Н./

        Только с виду он сердит.

        К потолку пускает пар

        Наш красавец-самовар.

        Самовар пыхтит, искрится –

        Щедрый, круглый, золотой.

        Озаряет наши лица

        Он своею добротой.

        

        А самовар, как верный друг,

        Все споры слушал молчаливо

        И пар струистый выпускал.

        Иль вдруг на наш рассказ бессвязный

        Какой-то музыкою странной,

        Как собеседник, отвечал…

                        И. Никитин

-Ну, а какое чаепитие без пирогов?

V.  «Пироги».

                   1. Стихи о пирогах.

        В деревне Пирогово  /Куликова Н./

        Жили скоморохи.

        Ели скоморохи

        Пироги с горохом.

        И с капустой, и с картошкой,

        И с калиной, и с морковкой.

        Гости, угощайтесь.

        Ешьте, не стесняйтесь!

        Ставим пироги на стол.

        Ах, какие пироги!

        Что за угощенье:

        И румяны, и мягки,

        Всем на удивленье!

2. История слова «Пирог».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что слово «пирог» образовано от слова «пир»? Первоначальное слово «пирог» означало «праздничный хлеб».

- В нашем познавательно – развлекательном меню не только стихи , но и потешки, послушайте одну из них.

3. Инсценировка потешки «Пирожок».

        Мальчик 1. Мы с тобой шли?    /Ваня Ф/

        Мальчик 2. Шли.   /Максим С/

        Мальчик 1. Пирожок нашли?

        Мальчик 2. Нашли.

        Мальчик 1. Я тебе его дал?

        Мальчик 2. Дал.

        Мальчик 1. Ты его взял?

        Мальчик 2. Взял.

        Мальчик 1. А где же он?

        Мальчик 2  Кто?

        Мальчик 1. Пирожок.

        Мальчик 2. Какой пирожок?

        Мальчик 1. Мы с тобой шли?

        Мальчик 2. Шли.

        Мальчик 1. Ты пирог ел?

        Мальчик 2. Нет, не ел.

        Мальчик 1. А вкусный он?

        Мальчик 2. Очень!

- Ай , да потешка про хитренького мальчика и вкусный пирог.

VI. Пряники.

        

Воспитатель: Ещё знаменитым русским угощением были пряники.

                         1. Стихи о пряниках.

        Пряники, русские пряники.  /Юля А./

        Пряничные избы, дома-терема.

        Часы, пастухи, паровозы,

        Рыбы, коровы, медведи и козы,

        Петухи и чудо-птицы,

        Вот какие небылицы!

        Пряники печатные,

        До того нарядные!

        Мы не сразу их съедим,

        А сначала поглядим!

2. Рассказ о пряниках.

Воспитатель: Пряники – одно из самых любимых лакомств у людей с давних пор. Чтобы пряники были вкусные и ароматные, в тесто добавляли различные пряности: корицу, мускатный орех, гвоздику, ваниль.  Теперь понятно, что слово «пряник» образовано от прилагательного «пряный». Власова Настя порадует нас песней о пряниках.

3. Русская народная песня «Пряники».

- А, ещё какой русский стол может обойтись без блинов?

VII. «Блины».

                           1. Стихи о блинах.

        Какой же славный стол накрыт! / Морозова С./

        И самовар давно кипит!

        Чего же на этом столе не хватает?

        Блинов! Веселья без них не бывает!

        Разве может русский стол обойтись без блинов?

        Ах, блины да соленые, да сладкие, да масленые!

        Сколько ж их на свете есть -

        Невозможно перечесть!

2. Рассказ о блинах.

Воспитатель: А ведь, и правда, блины – одно из самых древних изделий русской кухни, известное еще с языческих времен – с IX в. наши предки считали, что гладкий, румяный, круглый блин олицетворяет солнце.  И приносит тепло и достаток в дом. Егорова Лера споёт нам о блинах.

4. Исполняется русская народная песня «Блины»

Редкое  мероприятие проходит без загадок. Вот и я предлагаю  не только отгадать        загадки, но и найти картинку отгадку и прикрепить её на доску.                 

VIII. Конкурс загадок.

        3.В брюхе – баня,

        В носу  - решето,

        На голове  - пупок.

        Все одна рука,

        И та – на спине. (Чайник)

        4.Бел, как снег,

        В чести у всех.

        В рот попал –

        Там и пропал. (Сахар)

        5.Что на сковороду наливают,

        Вчетверо сгибают,

        Да в сметану макают? (Блин)

        2.Сверху дыра,

        Снизу дыра,

        А посередине – огонь да вода. (Самовар)

        

        1.Ножек четыре,

        Шляпок одна.

        Нужен, коль станет чаевничать вся семья. (Стол)

        6.Маленькое, сдобное

        Колечко съедобное.

        Я одна тебя не съем,

        Разделю ребяткам всем. (Бублик)

- Посмотрите, что у нас получилось? – Чуть позже, нас ждёт настоящее чаепитие.

Воспитатель: А сейчас давайте подведем итог всему сказанному. Мы сегодня с вами познакомились с национальными традициями русского народа, с его культурой, узнали много нового и интересного

Русские люди всегда считались очень гостеприимными и встречали гостей с самоваром и угощениями. Вы меня сегодня порадовали: были дружными, активными, внимательными – всем спасибо! Если вам мероприятие так же понравилось и вы считаете, что оно прошло плодотворно и интересно – поднимите яркое красное сердечко, полное тепла и удовлетворения. Если же нет и вам было скучно – то белое-пустое ни чем, пока не заполненное.

- Я рада, что сердечки ваши наполнены теплом. Что больше всего вам запомнилось? Желаю вам и дальше быть любознательными, пытливыми, интересующимися традициями своего народа.

- А сейчас всех приглашаю на чаепитие, вас ждёт ароматный чай со сладостями.

X. Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

План мероприятий по духовно–нравственному развитию в 1 классе МОУ «СОШ №4» (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые).

Данный материал составлен для классного руководителя 1 класса по теме: "Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки"....