Главные вкладки

    Материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
    «Кинетический песок как средство социально-коммуникативного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Практические рекомендации по организации индивидуальных и групповых игр с кинетическим песком для детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Фокина Татьяна Викторовна,

    педагог-психолог,

     высшая квалификационная категория,

    МБУДО «ЦППРиК

    Орехово-Зуевского муниципального района»

         Целевая аудитория: обучающиеся младшего школьного возраста с ОВЗ

    «Кинетический песок

    как средство социально-коммуникативного развития  обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Практическая значимость  

     

    Индивидуальные и групповые игры в кинетический песок способствую развитию межличностных отношений и навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, которые, как показывает практика, испытывают значительные коммуникативные трудности;  так же игры с песком способствуют улучшению психологического и эмоционального благополучия  такого ребенка. На этом фоне происходит стабилизация психического и психосоматического здоровья, наступает разблокировка психомышечных зажимов, мобилизация творческого потенциала ребенка, внутренних механизмов саморегуляции, что в свою очередь в дальнейшем способствует полноценному усвоению общеобразовательной программы. 

    Элементы песочной терапии могут применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) ребёнка с ОВЗ, совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности.  

    Свойства и особенности кинетического песка:

    - приятный на ощупь; 

     - безопасный для детей;

     - воздушный и рассыпчатый;

     - отлично лепится;

     - никогда не засыхает;

     - не оставляет пятен;

     - не прилипает к рукам;

     - развивает фантазию и творческое воображение;

     - не боится воды.

    Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и по образцу; самостоятельные действия, которые отражают их собственный замысел.

    Игры с песком можно организовать с группами, в которые входят  обучающиеся младшего школьного возраста с ОВЗ, как с примерно одинаковым, так и с разным уровнем развития игровых действий.

    Выделяют 3 этапа обучения игре с кинетическим песком

    1 этап: Знакомство с кинетическим песком

    Цели:

    • побуждение интереса к занятиям с песком,
    • развитие мелкой моторики рук, знакомство с правилами поведения в песочнице.

    На этапе ознакомления со свойствами песка педагог показывает детям, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами. На начальном этапе большое внимание уделяется практическим действиям с песком, поскольку они направлены на развитие координации рук и зрительного прослеживания, на выделение ведущей руки, на формирование тактильного опыта.

    C:\Users\Таня\Desktop\P1140352.JPG

    2 этап: Путешествие по песочной стране.

    Цели:

    • развитие познавательных процессов,
    • развитие речи, памяти, мышления,
    • совершенствование координации движения, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

    Предложите детям выбирать из песка шарики, пуговицы и другие мелкие предметы (тренируется внимание, усидчивость); создавайте  традиционные пирожки, куличики, а также башенки, животных и др.

    3 этап: В царстве песочной грамоты

    Цели:

    • создание композиций на песке,
    • проговаривание действий с песком,
    • развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

    Игры с песком рекомендуется проводить в теплом помещении. Перед занятием можно провести массаж рук детей (растирание рук, использование массажера,  самомассаж с помощью сосновой шишки, массажного шарика). В играх с песком у детей формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-моторная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движениями рук в процессе игры, выполнять движения пальцами, ладонями на песке. По мере того как дети овладевают способами взаимодействия с песком, познают его свойства и качества, они все больше используют его в разных видах деятельности – в игре и рисовании. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира,  каждому ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации, благодаря чему он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком, как показывает опыт, является сильным мотивирующим фактором для речевого развития: дети хотят что-то рассказывать, объяснять друг другу, что способствует активизации и расширению словаря детей.

    Преимуществом кинетического песка является то, что с ним удобно проводить как развивающие, так и терапевтические процедуры. Пересыпание из одной руки в другую или между пальцами вызывает приятные тактильные ощущения, создавая условия для психологической разгрузки. Раскладывание песка по баночкам совочком тренирует координацию движений рук. А наблюдение за процессом игры оказывает успокаивающее действие.

    F:\DCIM\114_PANA\P1140355.JPG

      

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

    Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».

    Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...

    Влияние сказкотерапии на развитие детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    На сегодняшний момент сказки, равно как и другие художественные произведения, не в полной мере используются в семье. Некоторые семьи считают, что чтение сказок – пустое времяпрепровождения. Но это не ...

    Презентация опыта работы по теме «Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения качественных образовательных результатов»

    Презентация опыта работы по теме«Мультимедийные технологиикак средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения  качественных  образовательных результ...

    Ознакомление с музеями Санкт-Петербурга детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

    Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка эффективно и достигала поставленной...

    Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

    В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

    «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...