Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы 4 класс Праздник «Годовой круг детского календаря»
материал (4 класс) на тему
Цел и задачи нашего праздника - прожить годовой круг, организовав единое праздничное действие, объединить и систематизировать знания о природе, способствовать формированию монологической и диалогической речи учащихся, умение рассказывать, сопоставляя наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов и активно участвовать в детских народных играх и праздниках .Изготовление народной куклы «День-ночь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_krug_detskogo_kalendarya.docx | 47.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Еманжелинская СОШ
Конспект внеклассного мероприятия
для учащихся начальной школы 4 класс
Праздник «Годовой круг детского календаря»
Составители:
Ярош Н.А. учитель начальных классов
Махно О.А. – педагог дополнительного образования
Март 2017 г
Содержание
1.Введение
2.Цели и задачи
3. Оформление
4.Формы организации детской деятельности
5 .Ход проведения
6. Список литературы
Введение
"Не может страна с неизменным климатом быть особенно красивой… Страна, в которой существуют
четыре резко разграниченных времени года, всегда прекрасна и никогда не прискучит. Истинный любитель природы приветствует каждое время года как самое прекрасное"М. Твен 1
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
«Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем»ГвездославПавол (1849-1921) – словацкий поэт.
Природа – это наш общий дом.
Современный мир - мир скоростей, технических новаций ,компьютеризации, и все-таки все мы живем по календарю. Но так было не всегда. Наши предки держали календарь в памяти, это был природный календарь земледельца.Слово – дар природы человеку. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира»
Цел и задачи нашего праздника - прожить годовой круг, организовав единое праздничное действие, объединить и систематизировать знания о природе, способствовать формированию монологической и диалогической речи учащихся, умение рассказывать, сопоставляя наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов и активно участвовать в детских народных играх и праздниках .Изготовление народной куклы «День-ночь»
Оформление праздника:
- Выставка кукол годового круга;
- Народные игрушки;
- Предметы быта;
- Репродукции картин из серии «Времена года»;
- Музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Времена года»;
- Рисунки детей;
Формы организации детской деятельности:
- Предварительные экскурсии в природу;
- Участие в фольклорных праздниках;
- Изготовление кукол ,соответствующих детскому народному календарю;
- Разучивание народных игр;
- Разучивание стихов наизусть;
- Чтение прозы по ролям (радиотеатр);
- Рассматривание картин о природе;
- Прослушивание музыкальных произведений о природе
Ход праздника:
Все учащиеся делятся на 4 команды – по количеству времен года. Весна, лето, осень, зима.
Каждая команда получает задание: рассказать о своем времени года с помощью народной мудрости (загадки, поговорки, приметы), выразительное чтение рассказа , стихи, радиотеатр -прочтение сказки по ролям, проведение народной игры.
В конце праздника каждый мастерит подарок - узелковую текстильную куколку «День-ночь»
Ведущий 1
- Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне,
а на Руси-матушке во сто крат лучше!
У нас луга зеленые, реки синие.
У нас поля бескрайние, у заводей березки белые,
в лугах цветы лазоревые.
У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звезды пасет.
У нас росы медвяные, ручьи серебряные…
(из русской народной сказки)
Так начинаются многие русские сказки. А мы с вами сегодня сочиним и расскажем свою сказку, которая длится круглый год.
Ведущий 2
Все мы живем по календарю, который есть в любом доме. Календарь – это стройная система времяисчисления. Мы попробуем прожить календарный год за урок.
И начнем с ВЕСНЫ. Когда Русь приняла христианство, она приняла и юлианский календарь, согласно которому год начинался 1 марта - немного раньше, чем в день весеннего равноденствия. Природа оживала, люди готовились к новой пахоте, севу зерна. Это был природный календарь земледельца, ритмы природы определяли жизнь человека. 3 (Г.Л.Дайн проверить в интернете)
Весна ( слово предоставляется 1 группе) (муз.пауза)
Идет матушка весна,
Отворяй – ка ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай!
Март – утро года
Первый весенний месяц. Но весна неторопливо поворачивает свое шествие. Народная мудрость гласит: «Февраль силен метелью, а март – капелью.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Увидел грача – встречай весну.
«Весна»
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Федор Тютчев
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Выразительное чтение текста
Птицы
Н. Сладков
Птицы – это песнь и полёт!Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!Вот что такое птицы.
Радио театр. Читаем по ролям
. Сказка « Март, Апрель, Май»
Встретились однажды Март и Апрель.
– Как поживаешь, Апрель? – спросил Март. – Почему не заходишь в гости7
– Да не знаю, как к тебе добраться, – отвечал Апрель. – Пора бы ручьям звенеть, а у тебя еще сугробы в лесу, дороги замело снегом.
– Приезжай ко мне, – сказал Март, – тебе помогу добраться.
Поехал Апрель в санях в гости к Марту.
Увидел Март, что Апрель едет в санях, теплым ветром подул на дорогу, растопил сугробы в лесу.
Ни проехать, ни пройти!
Вернулся Апрель назад.
Повстречались Март с Апрелем на другой день.
– Почему не заходишь в гости? – спрашивает Март. – Приезжай я тебя не обижу.
Снова собрался Апрель в гости к марту. Поехал к нему на телеге.
Увидел Март, что Апрель на телеге едет, подул холодным ветром – нанес сугробы в лесу. Замело дороги.
Ни проехать, ни пройти!
Вернулся Апрель огорченный.
– Что ты такой печальный? – спрашивает Май.
Рассказал ему Апрель, как Март его обманывал: позвал в гости, а проехать не дал.
– Эх ты, кому поверил! – говорит Май. – Марту! Он всегда такой обманщик. В следующий раз, как пригласит он тебя в гости, возьми и телегу, и сани, и лодку прихвати!
На другой год опять встретились Март и Апрель. Позвал Март Апреля в гости. Поехал Апрель к нему на телеге, а на телегу поставил сани, в сани лодку положил. Увидел Март, что Апрель едет на телеге, и подул холодным ветром, взломал лед на реках. Пересел Апрель в лодку и дальше поплыл. Приплыл Апрель к Марту.
– Как же ты до меня добрался? – удивился Март.
– Да по-всякому, - отвечал Апрель.
– Кто ж тебя научил? – спросил Март. – Неужто ты сам догадался?
– Нет, - говорит Апрель, - это мне Май подсказал. Я же не знал, что ты такой обманщик.
С той поры невзлюбил Март Мая, злится на него: то листочки ночью на деревьях подморозит, то градом цветы в садах побьет. Да все напрасно! Маю Март не страшен.
ПЧЁЛКИ НА РАЗВЕДКАХ(текст читают педагоги)
«Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми
лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко — разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке:
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!
— Нет, — говорит им яблонька. — Вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни.
Полетели пчёлки к вишне:
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?
— Наведайтесь, милочки, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану: заглянули в его пёструю головку; но не было в ней ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветочек: это была фиал очка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой веселёшеньки».(К.Ушинский)
Ведущий 1 (проводит Игру «Звонари».)
Дети становятся в круг. На середину выходят двое ребят: один с колокольчиком – «Звонарь». А другой с завязанными глазами – «Жмурки», который по звуку колокольчика пытается поймать его.
«Звонарь говорит: « Дин – дон, дин-дон, отгадай откуда звон»,_ увертывается от «Жмурки», который пытается его поймать.
Вот и лето пришло ( слово предоставляется 2 группе)(муз.пауза)
Народная мудрость
Июнь – румянец года.
В июне солнце высоко. А с утра до вечера далеко.
В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют.
Белые ночи, долгие дни. Стойкие запахи самой яркой зелени в году.
Июль – грозник.
Июль – макушка лета, май ему – дедушка, июнь – батюшка.
Август – густарь. Страды государь.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе до обеда- лето. А после обеда – осень.
Лето дождливое – зима будет снежная , морозная.
Лес притих перед грозой.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.
Сильная роса – к ясному дню.
Радуга вечером – к хорошей погоде, а утром – к дождю.
Что летом родиться, зимой пригодится.
Загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая. Послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
Бегу я, как по лесенке ,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)
Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах. (Роса)
Что за чудо красота - Расписные ворота, Показались на пути, Ни заехать, ни войти! (Радуга)
Стоят в поле сестрички-жёлтый глазок , белые реснички. (Ромашки)
Белая корзинка ,золотое донце .в ней лежит росинка и сверкает солнце. нарядные платьица, жёлтые брошки, ни пятнышка нет на красивой одёжке(ромашки........)
Август, август
(Читают педагоги)
«Недавно понял: лето не бывает одно. Есть лето июньское, июльское. И августовское пришло. С туманно-дымчатыми, ленивыми рассветами и скорыми пожарными закатами.
Низкое облачное небо то и дело открывает солнцу окна. И все на земле сразу меняется. Начинает отбрасывать темные тени, делается четким.Красота, покой и порядок на земле.
В такие просветленные дни, кажется, понимаешь, как устроен мир…Тихая красота, мирное настроение этой картины. Приглушенное парчовое золото света и цвета не забываются.
И в тебе поселяется надежда когда-нибудь снова пережить живое изысканное искусство дикой природы и крестьянского труда.
Деревья пока зеленые. Но золотые листики березы не прячутся. К концу месяца откроется листопад.Кружат черные сетки грачиных стай. Идут первые пробные облеты молоди. Налетаются и рассядутся на свежем жнивье.Первыми оставляют хутор соловьи, кукушки, пеночки и овсянки. Им лежит самая дальняя дорога. Перед домом на скошенной лужайке греется медянка. Взял я змейку на ладонь. Медью на солнце переливается. __Антон. Подержи медянку!Мальчишка протягивает руку.
Медянка вертится в его кулачке, выскальзывает, головкой дергает. Спустил внук ее на землю – не уползает. Дружелюбная попалась змейка.
Поздно вечером у стодолы гуляет Главный Еж. Пыхтит, нос везде сует, фыркает.Ежи бегают к дому. Вернее – к ближайшей яблоне.Я выбрасываю под нее вялые и червивые белые, подосиновики, моховики, зеленки, грузди.
Как грибы не собирай, порченые всегда попадутся. А ежи их любят. Вот и сбегаются под яблоню. Едят грибы шумно: чавкают, как поросята. Пируют под луной.
Наш пес Жук сперва нападал на ежей. Теперь садится поодаль и побрёхивает. А что поделаешь? И хутор охранять положено, и морда вся ежами исколота.
«Человек не гоняет, а я из-за них шум поднимаю?- соображаем башковитая собака.
Ежи, как и собаки все разные. Пугливые, нахальные, коварные, обжоры, любители строгого режима, еще, наверное, какие-нибудь. Наша ежовая семейка во главе с Главным Ежом – обжоры.
….А утром я увидел нашу дружелюбную медянку на муравейнике.
ЕЕ убили. Кто-то из пришлых-залетных грибников-ягодников. А может, и из хуторских кто.
Плохо ведут себя сельские взрослые: убивают в лесу и на лугу все, что ползает. На всякий случай убивают. Потому что 80 лет назад кого-то гадюка укусила.
Убивают и на муравейник бросают.
Эх, люди! Только своим и дорожите. Лес для вас чужой, общий.
Облака цепляются за сосны. Скорбно повисают над муравейником» В.Александров
Обсуждение рассказа с детьми. Правильно ли поступают люди, убив змейку (безногая ящерица)?
Какие приметы августа вы узнали в рассказе?
Стихи
На каждой травинке висит по росинке,
На каждой росинке по капле зари -
Цветные горят на траве фонари.
В лугах фонари зажигаются летом
Не вечером поздно, а утром, с рассветом. (В. Степанов)
В лесу
Я с утра в лесу гуляю:
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину,
Ежевику,
Про ежа и про ежиху,
у которой за ежат
Все иголочки дрожат. (Н. Матвеева)
Ведущий 2 Игра - «Если весело живётся, делай так»
Количество игроков: любое.
Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.
Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).
Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.
Осень( слово предоставляется 3 группе)(муз. пауза)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера... (Ф. Тютчев)
Народная мудрость
Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, сверху льет, снизу метет.
В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Вешний дождь растит, а осенний гноит.
Весна и осень – на дню погод восемь.
Приметы:
гром в сентябре – теплая осень
Осенью паутина – на ясную погоду.
Облака идут низко – скоро похолодает.
Выразительное чтение текста
В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.
Сентябрь еще называют месяцем синиц. В это время года они особенно активны: собравшись в стаи, поют. Свистят, перекликаются. Заглядывают во все щели и трещинки. Доставая оттуда яички и личинки насекомых, тлей, жучков-короедов. Кочуя по лесу, по опушкам, синицы все чаще приближаются к человеческому жилью.
«Сентябрь птиц в дорогу торопит», - гласит пословица.
Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес,а улетать надо – путь предстоит неблизкий.
Одни птицы покидают родные места днем, другие – ночью, одни летят поодиночке, другие – стаями. Поодиночке скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники – коршуны. Ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.
Ужи, змеи, лягушки прячутся под камни, корневища, пни, выбираются оттуда все реже и реже, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму.
Крот чистит подземные галереи, белка сушит грибы… В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. Бывает в сентябре родятся зайчата, их называют листопадниками. Завершается первоосенье.
Октябрь
Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись-ка вокруг: мягко стелет, да жестко спать. Разбойный ветер кусты за вихры дерет. В лесу гул, стон, валится сухостой, вывернутые с корнем елки.
Достиг своего ветер: косо зачертил липкий снег.
Таков октябрь: когда чем кроет землю – когда листом, когда снежком.
А вот имена, которые дал октябрю русский народ: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост,хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.
Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
Ноябрь сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что в ноябре покрываются льдом реки и озёра.
Ведущий 1
Давно отшумели стаи грачей и скворцов, других перелетных птиц. Покинули они наши края, подались на юг. На смену им прилетели гости с севера – красногрудые снегири, суетливые чечетки. Красавицы свиристели. Лакомятся румяными ягодами рябины и боярышника. Звери давно успели сменить свой наряд на теплый, зимний.
Да, наконец,и сама осень уступила место зиме.
Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы.
Почему ноябрь пегий? Радио театр
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
— Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
— Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая Куропатка. — Землю снегом засыплешь — что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
— Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал Медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
— Сто-ой, сто-ой! — завыли волки. — Насыплешь снегу — ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась — остановилась.
А из лесу крик и вой.
— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.
— Не смей снег высыпать! — воют другие. — Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень! (Н. Сладков)
стихи
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
Автор: 3. Федоровская
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)
Всё быстрее облетают клёны,
Всё темнее низкий свод небес,
Всё виднее, как пустеют кроны,
Всё слышнее, как немеет лес,
И всё чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле… (И.Мазнин)
Загадки
В красном платьице девица,
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла.
И на красные узоры
Первый снег ложиться. (рябина)
Не зверь, а воет. (ветер)
Зимой с бородой,
Летом новая вырастает,
Осенью опадает. (лиственный лес)
Ведущий 2
Игра – «Репка» Две команды. Два стула, на которых сидят по одному участнику – репке. В команде 7 человек героев сказки. По сигналу первый игрок- «дед» бежит к «репке», оббегает вокруг и бежит к своей команде. Берет за руку» бабку» и снова оббегают стул последняя Мышка. Какая команда вернется с репкой, та и победила.
Зима( слово предоставляется 4 группе)(муз. пауза)
Народная мудрость
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.
Январю – большие морозы, февралю – метели.
Январь – весне дедушка.
В феврале два друга – мороз и вьюга.
Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Старик годовик (выразительное чтение)
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.В.И.Даль
Народная мудрость:
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Солнце летом греет, зимой – морозит.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Солнце - на лето, зима – на мороз.
Белее зима – зеленее лето.
Январь – весне дедушка.
В феврале два друга – мороз и вьюга.
Педагог :Объясни, как ты понимаешь смысл пословиц.
стихи
Большая пурга
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга.
Стелила постели
Морозам она,
И было метели
Всю ночь не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад –
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат. (В.Степанов)
Вьюга
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей. (С. Маршак)
ГОЛОЛЕДИЦА
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
не радуется?!(В.Берестов)
Заметает пурга
Белый путь,
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути.
Ни проехать в лесу,
Ни пройти (С.Есенин)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.(С.Есенин)
Суд над декабрем - радио театр
Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
— День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
— Все, все, все! — закричали все.
А Филин вдруг говорит:
— Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
— В Декабре скучища в лесу — ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
— Все, все, все! — опять закричали все. А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
— Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
— Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
— Все, все, все! — кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
— Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
— Судили, рядили, — говорит, — а что с Декабрём делать — неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
— А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
— Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..
Загадки
Тройка, тройка – прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Старик у ворот
Все тепло уволок. (мороз)
На всех садится, никого не боится. (снег)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (метель, вьюга)
Ведущий 2 Игра Малечина-калечина
Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку 20-30 см.
Произносит слова: Малечина-калечина,
Сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После этих слов дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой или левой руки. Ведущий начинает считать: «Раз, два, три и т.д.» Выигрывает тот, кто дольше продержит предмет. Ведущий может давать играющим разные задания ( поворот, приседание , ходить…)
(муз.пауза)
Праздник заканчивается традиционным мастер классом, изготовлением узелковой куклы - «День-Ночь».
Возьмем два квадратных кусочка ситцевой ткани темного и светлого цвета (можно с мелким рисунком) с детский носовой платок, нитки №10, два клубочка разного цвета пряжи, ножницы.
Взять ткань и положить друг на друга лицевой стороной уголком к себе. Нижнюю ткань сложить по диагонали. Кусочек ватки сформируем в шарик и положим в серединку верхнего кусочка ткани.сомкнем уголки. Прижимая к столу оба лоскутка ,оформим головку, завяжем ниточкой. Чтобы нижняя ткань не соскользнула с головки, она должна немного заходить за середину. Рукава у куколки завязываем, подогнув уголки внутрь. Плетем шнурок из пряжи и завязываем вокруг головы так, чтобы можно было поднять его вверх и сформировать петельку, на которой наша куколка будет висеть над кроваткой.
Используемая литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники. Волгоград. Учитель,2008-188
- Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Хотьково. «Весь Сергиев Посад» ,2010-184
- Елкина И.В. ,О.В.Мариничева .Учим детей наблюдать и рассказывать.-Ярославль; Академия развития,1996.-224
- Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках.М.Полиграф,2001 -462
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль. Академия развития,1996- 240
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние прадники, игры и забавы для детей.
М.ТЦ Сфера,2002 -144
7.Общеобразовательный журнал «Сезоны года» интернет – ресурс 1 М.Твен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Секреты здорового питания"-внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
внеклассное мероприятие о пользе правильного питанияна этом занятии учащиеся познакомятся с витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах , узнают об их пользе для организма человека, отгадают кро...
Методическая разработка 2класс на тему: «Знаменитая школа волшебства Хогвартс» -внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
На этом занитии учащиеся закрепляют знания полученные на уроках математике, русского языка, литературного чтения. Узнают для чего нужна математика и громатика. Отгадывают загадки, кроссворды, ребусы,...
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "День осенних именинников"
Цели: сплотить коллектив начальной школы; поздравить именинников осени. Мероприятие проведено в 1-5 классах....
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
Праздник, "Хорошая книга - твой друг!" для учащихся начальной школы. Праздник проведен в рамке Международного дня детской книги....
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Здоровому каждый день - праздник"
Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по здоровому образу жизни....
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Весёлые эстафеты"
Игра , эстафета - единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Для детей - это способ научиться тому, чему их ни кто не может научить..Поскольку ребёнок развиваетс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...