Сценарий Пушкинского бала «Я был от балов без ума!»
план-конспект занятия (3, 4 класс) по теме

Милейко Евгения Витальевна

Занятие построено в форме бала XIX века, что позволяет учителю познакомить учащихся с некоторыми страницами романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», пробудить интерес к творчеству великого русского поэта и к пушкинской эпохе в целом. Дети, в свою очередь, получают уникальную возможность погрузиться в неповторимую атмосферу бала пушкинских времён, узнать о традициях и правилах проведения балов того времени. В процессе проведения бала ребята с удовольствием общаются между собой, исполняя бальные танцы и участвуя в бальных играх. Как показывает практика, после подобных занятий дети  лучше воспринимают не только произведения А.С.Пушкина, но и другую русскую литературу XIX века, содержащую описание жизни светского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий Пушкинского бала191.37 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

«…Я был от балов без ума!»

Занятие было разработано учителем Милейко Евгенией Витальевной

и проведено 19 октября 2015 года
в рамках фестиваля «Пушкинская осень»

Пояснительная записка

  1. Актуальность выбранной темы

В программе развития школы №249 в отдельный блок выделена подпрограмма «Пушкиниана», в рамках которой классный руководитель проводит мероприятия на протяжении всех лет обучения детей в его классе. Таким образом, актуальность выбранной темы обуславливается двумя факторами: реализацией пушкинского направления в школе и необходимостью формирования культуры поведения учащихся.

  1. Идея

Занятие построено в форме бала XIX века, что позволяет учителю познакомить учащихся с  романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин», пробудить интерес к творчеству великого русского поэта и к пушкинской эпохе в целом. Дети, в свою очередь, получают уникальную возможность погрузиться в неповторимую атмосферу бала пушкинских времён и проявить свои творческие способности. В процессе проведения бала ребята с удовольствием общаются между собой, исполняя бальные танцы и участвуя в бальных играх. Мероприятие, безусловно, расширяет кругозор детей и способствует формированию  музыкального вкуса. Немаловажно, что при этом мальчики усваивают  правила дипломатического общения, интеллигентного поведения с дамой: ведь возвышенное отношение к женщине является частью культуры пушкинской эпохи. А девочки, в свою очередь, учатся женственности, светским манерам и умению вести себя соответственно ситуации.

Исключительно важная роль в подготовке бала отведена родителям: именно они отвечают за то, чтобы внешний вид детей не разрушил общее впечатление от бала.

  1. Цель: создать условия для формирования у детей интереса к творчеству А.С.Пушкина

Задачи:

  1. дать детям сведения о жизни и творчестве поэт, о его романе «Евгений Онегин»;
  2. знакомить с  культурой и правилами проведения балов Х1Х века;
  3. формировать умение слушать музыкальные и стихотворные произведения;
  4. формировать интеллигентное поведение;
  5. накапливать опыт публичных выступлений, формировать адекватную самооценку собственных возможностей;
  6. развивать творческий потенциал и познавательные интересы детей;
  7. воспитывать любовь к музыке и танцу;
  8. вовлекать родителей в школьную жизнь детей.

  1. Особенности реализации воспитательного мероприятия

Место проведения – актовый зал школы, украшенный в стиле XIX века. Мероприятие рассчитано примерно на один урок, т.е. 35-40 минут. Участниками бала являются учащиеся класса, но в финальной части к ним по желанию могут присоединиться и гости: администрация школы, учителя, родители,  приглашённые учащиеся из других классов.

  1. Подготовка мероприятия

Проведение бала требует очень серьёзной подготовки. Прежде всего, это разучивание бальных танцев XIX века (возможно, в упрощённом варианте ): полонеза, мазурки, кадрили, фигурного вальса, галопа. Возможно, на данном этапе потребуется помощь специалиста. Если среди учащихся есть дети, изучающие бальные танцы, то их обязательно нужно попросить выступить отдельным номером. Детей, изучающих вокальное искусство, или взрослых, способных исполнить романс, тоже можно попросить исполнить на балу что-нибудь из своего репертуара. Непременное условие для всех участников бала, в том числе и для ведущего, – вечерняя форма одежды. Родителям девочек придётся заранее побеспокоиться о том, какую причёску сделать маленькой леди. Зал должен быть украшен в стиле XIX века, желательно, чтобы на сцене стоял бюст или портрет А.С.Пушкина.

  1. Необходимое материально-техническое оснащение

Зал нарядно украшен в стиле Х1Х века. На сцене вывешен портрет А.С.Пушкина или стоит бюст поэта. Все гости и участники праздника торжественно одеты, девочки - в бальных платьях. К костюмам детей крепятся номерки, такие же номерки есть и у ведущего: они выполняют роли фантов.

У ведущего:

  • Листки со словами для игры в шарады (ком+пот, кит+ель  и приз+рак);
  • Два искусственных цветка и два лёгких кресла или стула – для игры «Цветок или пара»;
  • Колокольчики и маски из бумаги – для игры в бальные жмурки.

  1. Особенности 

Поскольку у ведущего достаточно много реквизита, то желательно специально для него поставить небольшой столик, на который можно поместить поднос с номерками, колокольчиками, масками.

Для воспроизведения музыки нужно соответствующее оборудование достаточной мощности. Лучше, если за работу с аудиотехникой возьмётся отдельный человек: это поможет избежать возможных пауз при включении музыки и сохранить общую праздничную атмосферу.


Сценарий мероприятия

  1. Вступительная часть

Полонез

Ведущий:

-Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашем балу. Проходит он в канун печальной даты: 10 февраля 1837 года оборвалась жизнь величайшего русского поэта А.С.Пушкина. Но ведь художник жив, пока живы его творения. И сегодня  мы с вами вспомним одно из ярчайших произведений великого поэта. В 1831 году, почти 180 лет назад, Александр Сергеевич закончил работу над своим великолепным романом «Евгений Онегин». Многие страницы романа посвящены описанию русских балов, которые Пушкин, будучи человеком очень жизнелюбивым и жизнерадостным, любил всей душою:

Увы, на разные забавы

 Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд….

- Так писал о себе Александр Сергеевич. И сегодня  мы отправимся вместе с поэтом на бал XIX века,  мы будем не только исполнять танцы, но и играть в бальные игры. А какие бальные танцы и игры вы знаете? (ответы детей)

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

- Одна из бальных игр, сохранившихся до наших дней, это бальная почта. Именно с целью отправки письма к нарядам дам и кавалеров крепились номерки: они были своеобразным адресом, по которому бальный почтальон должен был доставить письмо. Но сегодня номерки на ваших костюмах выполняют роли фантов. Кто может объяснить, что такое фанты? (ответы детей).

  1. Основная часть

1. Игра в шарады

- Итак, я вызываю фанты для участия в первой игре. Александр Сергеевич её очень любил. Называется эта игра «Шарады». Кто знает, что такое шарада? (ответы детей)

- Шарада - разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно, по слогам) на несколько частей, каждая из которых тоже является словом. Играющие «показывают» в форме инсценировок  сначала каждую часть, а затем – всё слово целиком.

(Участники для игры в шарады и в бальные жмурки выбираются ведущим путём вытягивания фантов-номерков).

Детям вручаются листки с записанными на них словами: ком+пот, кит+ель  и приз+рак. Каждая группа, посовещавшись, показывает загаданное слово сначала по частям-слогам, а затем полностью.

  1. Беседа о правилах проведения балов

- Но  вернёмся к роману «Евгений Онегин».

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Чего ж Вам больше? Свет решил,

Что он умён и очень мил.

Наши мальчики, хотя не могут изъясняться по-французски, но мазурку танцуют уж наверняка не хуже, чем герои романа.

Мазурка

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням,

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

- Мода, действительно, изменила многие бальные правила. В наши дни кажется абсолютно нормальным, если на танцевальном вечере супруги танцуют в паре. А в прежние времена считалось, что муж и жена должны на балу отдохнуть друг от друга.  Ещё одно правило запрещало кавалеру приглашать два раза подряд одну и ту же даму. Если кавалер отступал от этого правила, о парочке начинали шептаться,  а если после этого пара выходила на третий танец, то молодой человек уже просто обязан был жениться на своей партнёрше. Вспомните: именно из-за нарушения Онегиным этого правила и произошла его ссора с Ленским. Возможно, и вы, дорогие гости, сможете рассказать о каких-либо правилах поведения на балу? (ответы гостей)

Но самое обидное: во времена Пушкина не было «белых» танцев, когда дама сама может пригласить симпатичного ей молодого человека. Видимо, для того, чтобы компенсировать такую жестокую несправедливость, и существовали бальные игры, предоставлявшие даме хоть какой-то выбор. В одну из них мы сейчас и поиграем.

Игра «Ручеёк»


Играющие становятся в пары и поднимают руки, чтобы образовался «коридорчик»: сначала дамы, за ними – кавалеры. Игру начинает тот, у кого нет партнёра: он выбирает себе пару для танцев и уводит её из игры. Так же поступает оставшийся без пары. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выберет себе пару.

  1. Беседа об истории вальса

- Итак, пары готовы. Какой же танец сейчас начнётся? Танец, который родился в Австрии и расцвёл благодаря великому Иоганну Штраусу, танец, покоривший за два века весь мир – вечно юный вальс!

Фигурный вальс

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

- Не кажутся вам странными эти строки Пушкина? Сравнить вальс с вихрем, а тем более безумным, достаточно сложно. В чём же дело? Ответить на этот вопрос мне помогут наши танцоры-профессионалы.

Дети показывают исходные танцевальные позиции для полонеза, мазурки и вальса

- Вы заметили разницу? (ответы гостей) В вальсе партнёр впервые не просто повернулся к даме лицом, а обнял её. По этой причине вальс долгое время считался неприличным, вульгарным танцем. На наше счастье, времена меняются, и теперь мы считаем вальс одним из самых красивых танцев. Вальс включён в программу соревнований по бальным танцам. Давайте полюбуемся знаменитым венским вальсом.

Венский вальс

- Спасибо танцорам. А мы что-то засиделись! Пора поиграть!

  1. Игры для выбора партнёра: «Бальные жмурки» и «Цветок или пара»

- Во времена Пушкина гости с удовольствием играли в бальные жмурки. Правда, правила этой игры в прежние времена были несколько иными. Прежде всего, выступать в роли ловца мог только кавалер, и ловить даму разрешалось исключительно за руку. На глаза кавалерам надевались специальные золотые маски, а дамы брали в руки колокольчики. Когда ловец поймал даму, он должен узнать её - опять же, по руке.

Бальные жмурки

- Несколько пар для следующего танца образовалось. А остальным ребятам я предлагаю выбрать себе пару в другой игре. Называется она «Цветок или пара», поскольку каждый участник должен получить либо партнёра, либо цветок!

Игра «Цветок или  пара».
Для игры необходимо, чтобы количество участников разного пола было одинаковым. В центр зала ставятся два кресла. На них садятся лицом друг к другу дама и кавалер. Каждый из них держит в руке по цветку. За креслом дамы парами становятся кавалеры, за креслом кавалера – дамы. Сидящий поднимает цветок над головой, и кто-то из пары, стоящей за креслом, забирает этот цветок, а второй человек из пары уводит сидевшего на кресле. Тот, кто взял цветок, садится в кресло напротив, и игра продолжается до тех пор, пока за креслами не останется ни одного человека.

- После весёлой игры, конечно, хочется станцевать весёлый танец. Один из самых весёлых и подвижных танцев 19 века – кадриль. Впервые танцевать её начали во Франции. Название кадрили не случайно созвучно слову «квадрат»: первоначально её танцевали 4 пары, стоя друг напротив друга.

Кадриль

  1. Рефлексия. Подведение итогов

- Всё хорошее когда-то заканчивается. Подходит к завершению и наш бал. Я надеюсь, что сегодня вы многое узнали, а главное – запомнили, какой роман А.С.Пушкина поможет вам снова оказаться на русском балу XIX века. (ответы гостей)

- Дорогие гости! Благодарю Вас за то, что вы были так тактичны и внимательны. Мне бы хотелось сделать вам небольшой подарок и предложить следующий танец станцевать всем вместе, поскольку «Полька-бесконечность» или, как её иначе называли, галоп, не требует никакой предварительной подготовки. Приглашайте друзей и родителей!

Галоп


Список использованной литературы

Использованная литература:

Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.2 Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. лит., 1986.

Литература, рекомендуемая для учителя:

Кунин В.В. «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками» – Москва, изд-во «Правда», 1987 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Балықшы мен балық

Әдебиеттік оқуСабақтың тақырыбы: Пушкин А.С. "Балықшы мен балық"(Ертегі)Сабақтың мақсаттары: Сабақтың мақсаты:1.  Ертегі мазмұнын түсіну арқылы идеясын ашуға, өмірімен байланыстыра білуге дағдыла...

А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"

А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....

А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"

А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....

А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"

А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....

А.С.Пушкин "Балық пен балықшы"

А.С.Пушкин туралы түсінік бере отырып ертегіні түсіндіру....

Сценарий Пушкинского бала в начальной школе

Сценарий проведения Пушкинского бала в начальной школе "Болдинская осень А.С.Пушкина"....

Сценарий Пушкинского бала.

Сценарий мероприятия в начальной школе для учеников 4 -х классов, в рамках недели посвященной А.С.Пушкину....