Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников
статья на тему

Статья "Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников" расскажет о роли краеведения в воспитании младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

        

Для юного человека город, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует духовно — нравственному воспитанию личности, активизирует познавательный интерес. Изучение краеведения вне рамок школьной программы, в дополнение к школьным курсам истории и краеведения, с использованием нестандартных форм на базе учреждений дополнительного образования детей, создаёт оптимальные условия не только для более эффективного усвоения знаний, умений и навыков, но и значительно расширяет возможности успешного духовно — нравственного воспитания младшего школьника.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании детей, обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития детей, получающих образование в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе сотрудников образовательного учреждения.
Важным элементом содержания регионального компонента образования, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. 

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки»  Изучение краеведения продолжается во внеурочной деятельности.

 Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии. Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.
   Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы должны прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, и делать это посредством изучения краеведения на уроках и вне уроков.
Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

  Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта. Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.
А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.
Я считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. «Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное».
Дети по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?». А какие животные и растения в нашей Воронежской области находятся на грани исчезновения или уже исчезли?
Термин же "краеведение", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, а также в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика до адекватного уровня поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучше, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны исторического развития своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.
В младших классах школы обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала. А учителю желательно быть «теплым»: добрым, положительно принимающим ребенка таким, какой он есть, акцентирующим свое внимание на хорошем, а не дурном жизненном опыте . 
      Школьное краеведение – это всестороннее освоение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края. 

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов, и в первую очередь, в Законе Российской Федерации «Об образовании» Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.
Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе . Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .
Быстро проходят годы, на смену одному поколению учеников приходит другое, а то, ушедшее в большую жизнь, - это уже история. И то, каким будет будущее нашей страны, зависит только от нас. Нам, гражданам России, выпало строить свою жизнь в неординарных условиях переходного периода. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился. 
Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?
   Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.
Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять и расширять свои знания по мере взросления. 
Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:
- Умение применять свои знания в решении практических задач.
- Умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.
- Познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.
Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. 
Нам представляется, что краеведение как предмет обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество.
Уроки краеведения необходимы в школе, так как одновременно это и уроки граждановедения. В свою очередь, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, начинающийся с любви к своей малой Родине.
Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России.
История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую учителя начальных классов доносят до своих воспитанников через разнообразие форм и методов в изучении краеведения, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...

. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Тема данной  работы «Использование краеведческих и исторических материалов при подготовке уроков математики».Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имею...